Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

КОУЧИНГ ПО-РУССКИ: СМЕЛОСТЬ ЖЕЛАТЬ

Александр Савкин,
Марина Данилова
СПб.: Речь, 2003

Понятие «коучинг» стремительно ворвалось в нашу жизнь. Во многом это произошло благодаря авторам данной книги — Александру Савкину и Марине Даниловой, которые не только освоили это новое для России направление консультирования и менеджмента, но и создали в Санкт-Петербурге центр, где активно обучают всех желающих коучингу.
Как любое новшество, коучинг по-разному трактуется различными исследователями. Некоторые рассматривают его лишь как разновидность консультирования. Причем утверждается, что технологиям коучинга можно обучить всех желающих за пару дней на семинаре (как было в свое время с НЛП).
А. Савкин и М. Данилова рассматривают коучинг как целостное явление, для объяснения которого недостаточно даже рамок статьи. Для того чтобы дать полное представление о том, что же такое коучинг, они и написали книгу, в которой раскрывают основные положения этого метода и показывают особенности коучинга в наших российских условиях.
Коучинг, считают они, это не только мировоззрение, но и искусство формирования этого мировоззрения. Это поведение, чувства и образ мыслей, которые направлены на постановку целей и их быстрое достижение.
Кстати, русского аналога для этого слова нет. Коучинг, считают авторы, несет в себе соединение активной энергии действия, присущей Западу, и мудрости осознания себя, присущей Востоку. Именно поэтому менталитет нашей страны, находящейся на стыке двух культур, делает нас восприимчивыми к философии коучинга.
Позиция наставника или психотерапевта в коучинге непозволительны. Здесь предполагается равноправное взаимодействие: коуч и клиент обучаются вместе. Коуч задает клиенту нужные вопросы, которые способствуют созданию у клиента ощущения безопасности и стремления к творчеству. Со стороны клиента — это исследование, принятие ответственности и обретение уникального способа саморазвития. Критерий результативности процесса коучинга — появление в жизни клиента того, что ему важно.
Хотя в рамках книги и не описывается технология самого метода, а только рассказывается о нем, книга читается очень легко — на одном дыхании. На ее страницах можно найти много интересных примеров из практики, которые иллюстрируют основные идеи коучинга. В каждой главе есть своя логика, увлекательная система изложения материала, яркие образы, метафоры, юмор.
Я побывала один раз на мастер-классе, который проводили авторы книги. Прочитав же книгу, я окончательно поняла, что при наличии свободного времени и необходимой суммы для оплаты обучения, я обязательно бы обучилась коучингу. Хотя процесс этот достаточно долгий (срок обучения коуч-консультанта — 20 месяцев), требующий серьезной и глубокой внутренней работы, в результате которой меняются не только многие личные взгляды и установки, но и целостное отношение к жизни.
Человек становится полностью ответственным за все, что происходит в его собственной жизни. Да и сама жизнь становится для него яркой, насыщенной, полной разнообразных событий, образов, идей, чувств.

Ольга РЕШЕТНИКОВА