Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2003


РЕПОРТАЖ

«Может ли психолог быть человеком?»

17 декабря прошла очередная конференция психологов Ярославской области,
работающих в сфере образования
Работа дискуссионных групп проходила с завидным энтузиазмом
Работа дискуссионных групп
проходила с завидным
энтузиазмом

В организации конференции, кроме областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения «Ресурс», принимали участие Институт развития образования, Государственный университет им. П.Г.Демидова и Государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского.
Тесная связь практики и науки является визитной карточкой ярославских психологов, поэтому и ежегодные декабрьские конференции (на которые съезжается большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях области) проходят интересно и нетрадиционно.
И на этот раз организаторы решили отказаться от традиционной формы проведения конференций — большого пленарного заседания. Правда, открытие состоялось в самой торжественной обстановке — в здании администрации Ярославской области. Пожалуй, ни одно другое помещение, кроме конференц-зала, не смогло бы вместить такое количество участников — более 400 человек.
Поприветствовать психологов пришел вице-губернатор области Н.П.Воронин. Надо отметить, что в психологически продвинутом Ярославле даже чиновник такого ранга является кандидатом психологических наук.
Николай Павлович обратил особое внимание на то, что роль психологии возрастает при различных переменах в обществе. Сейчас, когда планируется реформа образования, именно представители психологической науки могут оценить ее влияние на детей, дать долгосрочный прогноз ее последствий. Особенно интересен взгляд на глобальные проблемы тех специалистов, которые ведут практическую работу с детьми.

ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

С большим докладом, в котором был дан всесторонний анализ состояния системы образования области и роли, которую играет в ней психологическая служба, выступила Т.А. Степанова — директор департамента образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ.
В процессе модернизации образования, сказала она, обязательно будут возникать проблемные ситуации, что подтверждается дискуссиями, которые уже возникли вокруг Единого государственного экзамена. Кроме того, настораживает общая ориентация системы образования на предметную подготовку часто в ущерб личностному самоопределению учащихся. В этих случаях подключение психологов, их оценка крайне необходимы.
Роль областных психологов в развитии системы образования уже подтверждается их делами. Многие проблемы, которые еще предстоит решать психологическому сообществу на федеральном уровне, областные психологи уже решили. В первую очередь это относится к нормативно-правовому обеспечению психологической практики. В частности, принято и действует «Положение об областной службе практической психологии в системе образования Ярославской области».
В нашей области, отметила Татьяна Александровна, сложилась оригинальная модель построения службы. Более 80% психологов работают на «первичном уровне», т.е. непосредственно в образовательных учреждениях различных типов. Правда, сохраняется значительный разрыв между городом и деревней. Так, 143 специалиста работают в самом Ярославле и только 49 человек трудятся в сельских школах.

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Грузчиков-Cервис" в Омске. Грузоперевозки, вывоз мусора, перевозка мебели и пианино, помощь при квартирном и офисном переездах, аутсорсинг персонала, предоставление грузчиков и разнорабочих на любой срок на выгодных условиях. Бонусы для постоянных клиентов, доступные цены, безналичный расчёт, ответственное выполнение работ без задержек. Заказ рабочих, упаковщиков, комплектовщиков, грузчиков на сайте omsk.gruzchikov-service.ru.

Самым серьезным образом отнеслись в области к проблеме аттестации специалистов. Для качественного обеспечения этого процесса создан областной Центр оценки и контроля качества образования.
Но перечисленные достижения не должны скрывать то, что до сих пор так и не удалось решить. Главное — низкая обеспеченность психологами сельских школ и учреждений начального и среднего профессионального образования. Неравномерно обеспечены специалистами и различные муниципальные округа. Эта проблема, по мнению Т.А. Степановой, может быть решена за счет качественной переподготовки работающих там педагогов и получения ими специальности психологов.
Как и коллеги в других регионах, психологи Ярославской области часто страдают от отсутствия собственных кабинетов или их неукомплектованности диагностическим и коррекционным инструментарием.

ЕСТЬ ТАКАЯ ОБЛАСТЬ!

Следующим на трибуну поднялся гость конференции — начальник отдела практической психологии и охраны здоровья детей Минобразования России И.М. Каманов. Свое выступление он начал с рассказа о том, как удачно была представлена деятельность психологов Ярославской области на декабрьской коллегии Министерства образования. Тогда отражение работы сельских психологов области буквально спасло положение.
Отвечая на коварный вопрос министра образования о работе психологов в сельской местности, Т.В. Волосовец сослалась на работу ярославских специалистов. А выступившая впоследствии директор областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения «Ресурс» И.В. Кузнецова не только подробно рассказала о деятельности сельских психологов, но и достойно представила работу всей психологической службы области.
Нет сомнения, что все члены коллегии во главе с министром теперь точно знают, что есть в России такая область, где с психологией все в порядке!
Выступая перед собравшимися, Игорь Михайлович подробно остановился на целях и задачах психологической службы, которые нашли свое отражение в решениях коллегии.
В ближайшее время предстоит провести качественный анализ нормативно-правовой документации, подготовленной в психологических службах различных регионов России. Результатом работы должен стать проект федерального пакета нормативно-правовой документации для психологической службы, который будет представлен на майском съезде психологов образования.

«ПОМОГИ ТОМУ, КТО В ЭТОМ НУЖДАЕТСЯ»

Вице-губернатор Ярославской области Н.П. Воронин — «свой среди своих»
Вице-губернатор
Ярославской области
Н.П. Воронин — «свой среди своих»

Одной из ярких находок этой конференции стала работа дискуссионных групп по теме «Психолог образования глазами ребенка, родителя, педагога, руководителя». Сразу после начала конференции в холле перед конференц-залом собрались три творческие группы — учеников, родителей и педагогов, которым предстояло ответить на вопрос: «Каким должен быть школьный психолог?»
Результаты работы были представлены собравшимся через час. Самыми смелыми оказались родители. Они составили целую классификацию психологов. Картина у них получилась не самой приглядной. Среди психологов были выделены те, кто просто тестирует и не дает развиваться, кто не имеет опыта и квалификации, кто не умеет расположить к себе и вызвать доверие, и даже те, кто больше обращает внимание на мам, чем на пап. Идеальный же психолог представляется родителям квалифицированным профессионалом, обладающим большой внутренней культурой и не имеющим при этом собственных проблем. В этом случае он сможет стать связующим звеном между родителями, детьми и учителями.
Дети подошли к выполнению задания творчески. Они сочинили стихи и даже спели песенку. По их мнению, настоящий психолог должен работать под девизом: «Помоги тому, кто в этом нуждается!»
Крайне серьезно отнеслись к порученному делу педагоги. Они представили модель, которая отразила современное состояние деятельности психологов и наметила им зону ближайшего развития. Работая по целому ряду важных направлений и выступая в самых различных ипостасях («скорой помощи», личного консультанта директора, арбитра в решении спорных проблем, диагноста и консультанта для детей, учителей и родителей), психолог в результате работы над собой должен чудесным образом трансформироваться в целую психологическую службу с хорошей программой действий.
Главная его роль видится в создании индивидуальных педагогических маршрутов развития каждого ребенка и в психологическом обеспечении образовательного процесса. Педагоги хотят, чтобы психолог в рамках индивидуального сопровождения ребенка занимался реализацией профилактических программ, исключающих школьную дезадаптацию, неуспеваемость и поведенческие проблемы.

В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ

Завершили общую работу два серьезных мероприятия. Одно из них — пресс-конференция «Актуальные вопросы психологического обеспечения системы образования». На ней все желающие смогли задать любые вопросы не только своему начальству, но и непосредственно представителю Министерства образования И.М. Каманову. Вопросов было так много, что работа пресс-конференции вышла далеко за рамки отведенного времени и ее пришлось приостановить волевым решением.
Другим серьезным мероприятием стало обсуждение и принятие «Этического кодекса психолога службы практической психологии в системе образования Ярославской области». Этот документ готовился в течение двух лет. За это время его положения неоднократно обсуждались на самых различных уровнях. Предполагается, что все специалисты должны хорошо знать этот документ и придерживаться его, кроме того, его следует рассматривать как приложение к трудовому договору при поступлении психолога на работу. Подавляющим большинством голосов кодекс был одобрен и принят с учетом возможных поправок.
Дальнейшая работа конференции проходила в форме мастерских. Их было девять, и проходили они на различных, отдаленных друг от друга площадках. Но, на мой взгляд, их объединяла общая направленность — рефлексия деятельности психолога.
Чувствовалось, что психологи области давно прошли тот рубеж, когда им не хватало элементарного знания методик, и перешли на более качественный уровень — осознание себя в процессе работы. Этому было посвящено большинство мастерских: «Психолог — ресурсная личность», «Позиция психолога в индивидуальной работе с клиентами», «Роль креативности в становлении психолога-профессионала», «Профилактика профессионального выгорания в работе психолога», «Технология актуализации внутренних ресурсов», «Становление профессиональной идентичности психолога образования».
Обобщая результат работы дискуссионных групп и мастерских, организаторы конференции определили, что следует предпринять для помощи самим психологам в их не только профессиональном, но и личностном становлении. Ведь главный вопрос, который формулировался во время работы мастерских и стал их своеобразным лейтмотивом, — «Может ли психолог быть человеком?»

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Ярославский областной центр
профессиональной ориентации молодежи и
психологической поддержки населения «Ресурс»
Тел.: (0852) 72-95-00