Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2003


ИГРОТЕКА

Корреспондентский марафон

Адаптационная игра для пятиклассников

I ЭТАП.
«ИНТЕРВЬЮ»

Для игры необходимо сделать карточки со списком класса на каждого играющего, например:

Моя тема:

Ф.И. одноклассников:
1. Денис Б.
2. Наташа В.
и т.д.

Игра может начаться с традиционной разминки или вводного слова психолога, учителя.
Затем детям предлагаются некоторые темы для разработки (любимый цвет, музыка, спорт, жанры кинофильмов, любимые животные, растения, мечта, будущая профессия, положительные человеческие качества, неприятные человеческие качества, хобби, на кого хотелось бы походить).
Тем должно быть столько, сколько учащихся в классе. Темы могут быть заранее заготовлены ведущим или предложены детьми в процессе обсуждения.
Каждому участнику предлагается на некоторое время стать корреспондентом и взять интервью на какую-либо тему у всех участников игры.
Для этого каждому предлагается выбрать для себя тему. На данном этапе ведущему надо быть внимательным, уметь оказать поддержку застенчивым и постараться включить в работу всех участников.
Дети вписывают выбранную тему в свою карточку в строку «Моя тема».
На следующем этапе всем становится весело, немножко тесно, немножко шумно, но активность пятиклассников, которую они имеют возможность проявить, этого стоит.
Детям необходимо подойти к каждому однокласснику, задать вопрос по своей теме, записать ответ.
(Некоторые корреспонденты действовали настолько активно и технично, что им понадобился еще один бланк с другой темой опроса.)
На этом заканчивается I этап, листки сдаются ведущему, занятие завершается обменом мнений.

II ЭТАП.
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»

На следующем занятии ребята делятся на подгруппы по 3–4 человека и получают карточки примерно такого типа:

Фамилия
Имя
Список тем (перечисляются темы I этапа):
1. Любимый цвет
2. Музыка
3. Спорт
4. Жанры кинофильмов
5. Любимые животные
6. Растения
7. Будущая профессия
и т.д.

После рефлексии первого занятия ребятам предлагается составить портрет 2–3 учащихся. Для его составления нужно использовать результаты интервью прошлого занятия.
Решается, кто о ком будет собирать информацию: или об участниках своей группы, или об участниках других групп.
На практике получилось, что одна группа собирала информацию о ком-то из своих и о ком-то, не вошедшем в группу.
И снова ведущему надо быть крайне расторопным, чтобы никого не забыть, чтобы информация собиралась о каждом.
Теперь начинается путешествие по классу опросных листов, из которых группы выписывают информацию о «своих» учащихся.
На первый взгляд — чисто механическая работа. Но не тут-то было! Чтение в группе каждого опросного листа — это маленькое открытие, касающееся не только того человека, о котором собираешь информацию, но попутно и того, кто тебе действительно интересен в классе, но пока не вполне доступен для общения.
Есть много и других «за»: опосредованно происходит общение каждого участника игры с каждым, никто не остается незамеченным.
На этом этапе надо успеть составить своеобразные характеристики на участников, подвести итоги, обменяться мнениями или провести успокаивающую игру.

III ЭТАП. «УГАДАЙ, КТО ЭТО!»

Проводится на следующем занятии.
К этому этапу должен хорошенько подготовиться ведущий. Ему надо проанализировать все созданные детьми характеристики.
Ведущий зачитывает полученные характеристики, добавляя к ним свои собственные замечания, учитывающие индивидуальность того, на кого составлена данная характеристика, и находя в нем свою изюминку. А дети должны угадать, о ком же идет речь. Загадочность и интрига должны стать духом этого занятия.
Вот одна из таких характеристик.

Это очень живой человек. Она любит музыку группы «Руки вверх» и газету «Пионерская правда», число «5», труд и рисование. Попробуйте посоревноваться с ней в игре в баскетбол — ее любимом виде спорта. Она любит все приятное и развлекательное: лето и телевизионную игру «Кто хочет стать миллионером?». Смотреть телевизор — это ее любимое занятие. Любимый фильм — сериал «Дикий ангел». Ее неугомонный характер отзовется на красный цвет, подарок к Новому году, а при виде кактусов и собачек ее настроение поднимается!

Такая работа с детьми может быть продолжена в классе выпуском классного журнала, газеты или в других формах, и это будут следующие этапы.

Ирина ПЕНЬЕВСКАЯ,
педагог-психолог, с. Строевское,
Архангельская обл.