СОЧИ
(КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ)
В Сочинском филиале Российского университета
дружбы народов в декабре 2002 года состоялась
Неделя психологии
Мероприятие прошло на среднем отделении
университета (там обучаются студенты,
закончившие в школе 9 классов). Участниками стали
студенты, преподаватели и администрация
университета. Основная цель Недели психологии —
пропаганда психологических знаний. Дело в том,
что психология является наукой совершенно новой
и незнакомой большинству наших учащихся, да и
преподавателей, как это ни странно.
Неделя психологии была открыта тренингом «Как
подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье».
Тренинг был проведен в группе Б-10 (бухгалтеры).
Сценарий частично был взят из газеты «Школьный
психолог» (№ 19, 2002). По теме тренинга студенты
подготовили газету, содержащую информацию о
психологических технологиях, используемых при
подготовке к экзаменам. В качестве наблюдателей
присутствовали преподаватели, для которых все
также оказалось чрезвычайно интересным и новым.
В тренинге «Способы борьбы со стрессом» (который
состоялся на следующий день) участвовала группа
П-15 (программисты) и преподаватели. Используя
упражнение «Зона риска» (оно также было
опубликовано в «Школьном психологе»), студенты
получили общее представление о том, что такое
стресс, как он воздействует на организм. Перед
ними была поставлена задача найти
самостоятельный путь профилактики и преодоления
стресса (я была удивлена изобилием рекомендаций,
которые давали ребята). Была продемонстрирована
информационная газета, подготовленная
студентами, где были представлены
психологические методы борьбы со стрессом. Также
ребята научились использовать практический
метод мышечной релаксации, техника метода была
продемонстрирована мной.
В третий день Недели психологии была проведена
лекция-тренинг «Как научиться эффективно
общаться?». В мероприятии участвовала группа П-16
(программисты) и преподаватели. Студенты
готовили сообщения заранее. В результате
тренинга были сформированы представления об
основных компонентах общения, вербальных и
невербальных средствах, приемах общения в
конфликтных ситуациях, о барьерах общения, о
деловом общении. В целом занятие прошло очень
интересно, было много практических упражнений.
По теме тренинга была подготовлена газета.
Хочу отметить, что темы тренингов для каждой
группы были определены не случайно, они являются
актуальными для студентов и соответствуют их
интересам. Время проведения каждого тренинга —
полтора часа.
В четвертый день прошла дискуссия «Молодежь и
наркотики», участниками которой стали
преподаватели и администрация. Цель дискуссии —
повышение квалификации педагогов в области
профилактики зависимостей. Подготовка к этому
мероприятию была очень длительной, так как в ее
основу легло социологическое исследование,
проведенное в вузе в 2001–2002 гг.
В ходе дискуссии проведен детальный анализ
психотерапевтических методов профилактики
зависимостей, особо выделен метод скрытой
профилактики. Педагоги были ознакомлены с
результатами социологического опроса.
Интересен, например, такой факт: на вопрос
«Пробовали ли вы наркотические вещества?» «да»
ответили 8% студентов I курса (причем в 2001 и 2002 гг.
этот процент одинаков) и 20% — IV курса. Тут есть над
чем задуматься. Были предложены пути выхода из
сложившейся ситуации, а впоследствии
планируется разработать программу профилактики
зависимостей для I курса.
В Неделе психологии приняли участие около 200
студентов и 50 преподавателей. Практически все
участники сделали для себя большое открытие: они
узнали, что такое психология, чем занимаются
психологи. Все это стало возможным именно
благодаря вашей газете, ведь вы даете очень много
разнообразных идей, надо лишь уметь ими
воспользоваться.
Это один из первых практических этапов в моей
работе, так как я работаю только первый год.
О.В. КОРОБЧЕНКО,
педагог-психолог
Сочинского филиала РУДН |