Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Тренинговое занятие для подростков по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ)

Во время трехдневного семинара, проводимого авторами со школьными психологами Воронежской области, зашел спор об эффективности тех или иных профилактических программ. Попутно возник вопрос о том, в какой мере может быть полезно «одноразовое» мероприятие по профилактике наркозависимости?
Для того чтобы по возможности объективно ответить на этот вопрос, участникам семинара было предложено перечислить цели, которых можно достигнуть с помощью подобного мероприятия. Среди целей оказались такие: научить детей говорить «нет», показать непривлекательность употребления наркотиков, научить решать проблемные ситуации, в том числе справляться со стрессом, показать преимущества здорового образа жизни и многие другие.
Стало очевидно, что на уровне формирования поведенческих установок (а не создания представлений) ни одну из поставленных целей невозможно решить в рамках одного занятия. Вместе с тем профилактическую работу с чего-то необходимо начинать. Плодом коллективного творчества участников семинара явился сценарий занятия, которое могло бы стать одним из первых в тренинговом цикле по профилактике зависимости от ПАВ.
С благодарностью коллегам из Воронежской области

Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
школа «Премьер»,
Московский городской психолого-педагогический университет,
г. Москва
e-mail: rodionov@premier.edu.ru

Продолжительность занятия — 2 академических часа.
При проведении занятия в классе желательно поставить стулья в виде незамкнутого круга («подковы»).
Цель
Формирование положительного образа будущего, свободного от употребления ПАВ.
Задачи
Формирование представлений о том, что употребление ПАВ ограничивает возможности жизненного выбора.
Формирование негативного отношения к употреблению ПАВ.
Оборудование
Таблица «Перспективы наркомана», фотографии популярных спортсменов, артистов и других известных людей, лист ватмана, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

После вступительных слов о цели встречи («как быстро летит время; что ждет нас впереди; давайте поговорим немного о будущем») ведущий предлагает детям поиграть. Участники выполняют несколько разогревающих упражнений, например «Дирижер оркестра», «Коллективный счет» (2, 3).
При выполнении первого упражнения участники начинают аплодировать, когда ведущий поднимает или опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) участники хлопают в ладони. Далее один из участников может выполнить роль ведущего (дирижера оркестра).
Во втором упражнении участники стоят в кругу, опустив головы. Не глядя друг на друга и не перебивая друг друга, необходимо называть по порядку числа натурального ряда, стараясь как можно быстрее добраться до больших чисел. При этом должны выполняться три условия: участникам неизвестно, кто начинает счет и кто называет следующее число; один участник не может называть два числа подряд; если следующее по порядку число назовут одновременно несколько участников, счет начинается сначала, с единицы. Запрещается каким-либо способом договариваться между собой. Ведущий подчеркивает, что каждый должен уловить настроение других и решить, стоит ли ему говорить или лучше промолчать. Особо подчеркивается, что чем сплоченнее группа, тем до больших чисел она досчитывает.
Затем ведущий предлагает выполнить упражнение «Марионетка» (5). Для этого участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов — полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы.
В роли куклы должен побывать каждый.
Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1,5—3 метра. Цель кукловодов — перевести куклу с одного стула на другой. При этом участник, который играет куклу, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек».
После выполнения упражнения обсуждается: что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы? Понравилось ли им быть куклой в чужих руках? Хотелось ли что-либо сделать самому? Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?
Ведущий обращает внимание участников на то, что большинство из них, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неудобно, дискомфортно. После этого ведущий предлагает детям перечислить чувства, которые вызывает у них понятие «зависимость». При подведении итогов особенно обращается внимание на негативные ассоциации (страх, тревога).
Затем участникам дается задание — назвать синонимы к слову «независимость». После краткого обобщения сказанного ведущий делает акцент на позитивной окраске этого понятия (сила, уверенность, ответственность, решительность, самостоятельность и т.д.).
Далее участники обсуждают преимущества людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных. Выясняется, какие из современных профессий дают человеку независимость (материальную, духовную, творческую). Перечисленные профессии записываются на лист ватмана (который потом убирается) или на часть школьной доски, которую можно временно закрыть.

Основная часть

Ведущий говорит, что в юности у человека имеется огромный выбор жизненных дорог. При этом желательно привести примеры из жизни прославленых земляков или других известных людей. Ведущий предлагает участникам представить, что среди них могут быть будущие знаменитости: артисты, спортсмены, политики, бизнесмены, ученые (здесь можно привести в пример профессии, ранее перечисленные участниками).
После этого ведущий напоминает, что среди подростков есть такие, кто уже в начале жизненного пути резко ограничивает свои возможности: это те, кто оказался в зависимости от собственных пагубных пристрастий. Необходимо подвести участников к выводу, что такими людьми являются наркоманы.
Далее обсуждается, почему некоторые подростки выбирают такой путь. Обобщая ответы, ведущий называет наиболее типичные причины, по которым подростки становятся наркоманами (4):
1. Любопытство.
2. Давление группы, отсутствие навыка отказа.
3. Попытка решить семейные и/или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.
4. Сенсация, возможность привлечь внимание.
5. Скука, неумение интересно проводить свободное время.
Особый акцент делается на том, что до 60% попробовавших наркотики из любопытства становятся наркозависимыми.
Затем ведущий вместе с участниками заполняет таблицу «Перспективы наркомана», идея которой взята из работы Э.М. Александровской «Программа сопровождения подростков в школе» (1).
После заполнения таблицы ведущий просит участников создать собирательный образ человека, который соответствует признакам, отмеченным в таблице (как он выглядит, как сложилась его семейная жизнь и карьера, каковы его жизненные перспективы). Участникам предлагается назвать чувства, которые вызывает такой человек у окружающих (в том числе у близких людей, например бывших одноклассников).
Обобщая высказывания учащихся, ведущий отмечает такие чувства, как жалость, презрение, брезгливость.

Заключительная часть

Ведущий вновь демонстрирует учащимся список престижных профессий, который они составили в начале урока. Желательно дополнить его фотографиями популярных представителей этих профессий. Участникам предлагается назвать какую-либо из указанных профессий, в которой наркоман мог бы преуспеть. Обсуждается, почему это невозможно. На основе высказываний участников делается вывод о том, что подросток, становясь наркоманом, отрезает себе путь к любой интересной и престижной профессии.
Участникам предлагается представить себя в будущем. Они стали известными людьми (на грудь прикрепляются таблички с названиями престижных профессий). Их пригласили на телепередачу, посвященную профилактике наркомании, и сейчас они могут обратиться к подросткам. Каждый участник произносит несколько фраз-обращений.
Завершить занятие рекомендуется упражнением, которое в дальнейшем может стать ритуалом прощания. В качестве примера можно привести следующее. Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит о том, что сейчас все участники избавятся от всего отрицательного, всего неприятного, что может быть у них на душе, отправив «негатив» в космос. По команде участники начинают сближаться, постепенно поднимая руки вверх и с повышением произнося протяжное, резко обрывающееся «у-у-у»!

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000.
3. Родионов В.А. и соавт. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001.
4. Соловов А.В. Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 1999.
5. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. Новосибирск, 2000.

ПЕРСПЕКТИВЫ НАРКОМАНА

Утверждение Всегда Часто Редко
1. Ухудшение здоровья c c c
2. Потеря доверительных отношений с родителями c c c
3. Потеря друзей c c c
4. Уголовная ответственность c c c
5. Физическая зависимость c c c
6. Снижение успехов в школе c c c
7. Потеря возможности учиться / работать c c c
8. Денежные проблемы c c c
9. Контакт с криминальным миром c c c
10. Духовная бедность, узость интересов c c c
11. Использование сильных наркотиков c c c
12. Преждевременная смерть c c c