Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2003


ГИЛЬДИЯ

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С КЛИЕНТОМ

В последние годы активно развивается такое направление нашей науки, как психология субъектности. Это направление стало настолько популярным, что все чаще в качестве важнейшей цели те или иные школы выдвигают «развитие субъектности учащегося» или «формирование эффективного субъекта учения». В реализации этих целей начинают принимать активное участие психологи образования.

МОДНЫЕ ОДЕЖДЫ

Мне думается, прежде всего идеи психологии субъектности нужно попытаться приложить к самой профессиональной деятельности школьного психолога — то есть «примерить на себя» те модные одежды, в которые мы в сотрудничестве с педагогами собираемся рядить школьников. И начать такую «примерку» можно, например, с анализа типов взаимодействия школьного психолога с его основными клиентами — учащимися и учителями, анализа, осуществляемого с позиций психологии субъектности.
В качестве клиента психолога можно рассматривать либо одного человека (скажем, ученика, с которым тот проводит развивающую, коррекционную или консультативную работу), либо группу (коллективного клиента) — допустим, в процессе тренинга.
Какие же типы взаимодействия возможны между психологом и его клиентом?
Прежде чем их выделить, объясню, по каким параметрам и почему следует соотносить типы взаимодействия субъектов. Есть три важнейшие реальности, в которых проявляется субъект: познание (мира, себя, других), отношение (к миру, к себе, к другим), преобразование (мира, себя, других). Подлинная субъектность характеризуется гармоничностью проявления во всех этих реальностях. Во взаимодействии с клиентом (индивидуальным или групповым) психолог и проявляет (или не проявляет) себя как субъект.
Судить об этом можно по ряду важнейших параметров
Первый параметр — это центрация субъекта, фиксация его проявлений. Это параметр, относящийся ко всем субъектным «ипостасям». При разных типах взаимодействия центрация происходит на совершенно разных вещах (см. схему). Следующие два параметра — способность к рассмотрению себя и общности как целостности и способность к осознанию системы отношений между субъектами — относятся к реальности познания. Такие параметры, как придание субъектной ценности и принятие другого, относятся к проявлению субъекта в реальности отношений. И наконец, направленность деятельности на развитие себя и другого и проявление самостоятельности характеризуют субъекта в сфере преобразования.
Исходя из традиционного противопоставления субъекта и объекта, можно говорить о следующих типах взаимодействия.

ДЕЛО СЛУЧАЯ

Это взаимодействие, при котором участники не выступают по отношению друг к другу как субъекты и не осознают себя и другого в качестве таковых. Этакое случайное объектное взаимодействие. Ситуация напоминает классическую — характерную для двухлетних детей, которые «играют рядом, но не вместе». В случае же неожиданного пересечения (одна машинка встретилась на дороге с другой) такая встреча рассматривается обеими сторонами лишь как досадное препятствие. Развитие самосознания еще не достигло необходимого уровня для полноценно субъектного отношения даже к самому себе. Иначе говоря, каждый из участников взаимодействия не придает особой ценности ни себе, ни партнеру.
Представляется правомерным такую ситуацию охарактеризовать как субъектно-отчужденное, или предсубъектное, взаимодействие. Конечно же, для взрослых людей такое взаимодействие является, по-видимому, крайне редким. А уж психолог, неспособный увидеть субъектность даже в самом себе, — почти палеонтологическая редкость. Однако гипотетически такая ситуация возможна.
Такое предсубъектное взаимодействие характеризует совокупность людей, не связанных совместной деятельностью и не отражающих друг друга в качестве субъектов. В этом случае человек не способен воспринять свое Я как целостную систему и не способен отразить другого в качестве субъекта, поскольку отражающий всегда отражает только иную форму своей собственной природы (Г. Гегель, С.Д. Дерябо, С.Н. Смирнов и др.).
Не рассматривается им и общность как целостность. Коллективный субъект не образуется. Подобную общность можно назвать совокупностью предсубъектов.

В СОБСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ

Это взаимодействие, при котором другой выступает для каждого участника как объект, обладающий специфическими особенностями. При этом каждый из участников себя рассматривает как субъекта, присваивая ценность себе, но не видя ее в партнере. Такое взаимодействие уж точно не является редкостью и, к сожалению, не только в обычных житейских ситуациях целенаправленного манипулирования другим, но и в ситуациях профессионального психологического взаимодействия. Школьный психолог, порой даже не отдавая себе отчета, воздействует на ничего не подозревающего клиента, добиваясь собственных целей, а отнюдь не целей клиента.
Иногда подобная позиция откровенно провозглашается: «Я с ним поработаю, подкорректирую — человеком станет!» Общность такого типа описывается в терминах субъект-объектного взаимодействия Проявления субъектности связаны с центрацией на себе и направлены на использование других людей в собственных целях. При этом эгоистичность не означает способности рассматривать свое Я как целостность, как единую систему. Вместе с тем субъекты уже выделяют свою общность как целостность в противопоставлении к «Они». Лингвистический анализ позволяет признать подходящим для обозначения подобной общности название «атомарный коллективный субъект». Этот и следующий тип общности в силу присущих им признаков могут быть отнесены к категории коллективного субъекта.

СИММЕТРИЧНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Это взаимодействие, при котором каждый участник как субъект отражает и себя, и другого человека в качестве субъекта и видит ценность и в себе, и в другом. Это тип взаимодействия, к которому неустанно призывают гуманистическая психология, педагогика сотрудничества и который является идеалом развивающего образования. При таком варианте взаимосвязь симметрична и носит характер подлинного субъект-субъектного взаимодействия.
Однако субъект-субъектное взаимодействие не является однородным процессом, имеющим качественно единообразный характер. Логический анализ позволяет выделить на этом уровне два типа взаимодействия, имеющих специфические особенности: 1) первый уровень субъект-субъектного взаимодействия, на котором ценность партнера опосредуется совместной деятельностью; 2) второй уровень субъект-субъектного взаимодействия, характеризующийся приданием ценности каждым участником взаимодействия каждому, то есть самоценности.
Взаимодействие первого уровня может быть названо деятельно-ценностным. Оно описывает систему взаимосвязей в группах высокого уровня развития, не являющихся, однако, полисубъектами. Второй уровень взаимодействия и является в нашей терминологии полисубъектным. Это тот уровень, когда каждый участник взаимодействия «возвращает» другому его отраженную субъектность (В.А. Петровский) и получает возможность на новом витке взаимодействия выступить как субъект по отношению к собственной субъектности (в ее отраженной форме).
Таким образом, получается, что в субъект-субъектном взаимодействии надо выделять два типа взаимодействия. При деятельно-ценностном психолог занимает «объяснительно-формирующую» позицию: клиент для него важен не сам по себе, а в связи с тем, что они делают вместе. Например, взаимодействие в тренинге может быть опосредовано задачей объяснения участникам необходимых действий для формирования определенных навыков. При этом группа может быть очень сплоченной и каждый ее член может хорошо осознавать общие цели и подчиняться групповым правилам.
Но этот уровень еще нельзя считать полисубъектным, поскольку другие общности рассматриваются как лишенные субъектной целостности и отражаются как объекты. Это легко наблюдать в ситуации, когда, скажем, два тренинга идут параллельно. Теплота и близость отношений в группе не отменяют, а наоборот — часто только способствуют усилению противопоставления «Мы» и «Они»: «Да что там у вас! Вот в нашей группе...» Эта особенность, характеризуемая как групповая (корпоративная) закрытость, позволяет назвать выделяемую общность корпоративным коллективным субъектом. Очевидно, существуют подтипы этого типа, описываемые в социальной психологии как группы разного уровня развития, члены которых в той или иной степени объединены совместной деятельностью.

АКТ ВСТРЕЧИ

Способность к построению не только внутригрупповых, но и межгрупповых субъект-субъектных отношений является отличительной чертой следующего типа общности. Субъекты, входящие в эту общность, оказываются способны рассматривать как субъектную целостность и себя, и свою общность, и другие общности. Психолог здесь занимает «понимающую» позицию. Поскольку на этом уровне субъекты имеют самоценность независимо от задач и целей совместной деятельности, то в указанной ситуации можно говорить о доминировании не деятельности, а общения. Поэтому правомерным представляется назвать рассматриваемую общность полисубъектом общения.
Свойство полисубъектности может возникать во взаимодействии психолога и индивидуального клиента или психолога и группы. Тогда развивающим, психотерапевтическим становится само взаимодействие как акт Встречи, а не совместная деятельность. Разумеется, деятельность в этом случае не исключается. Просто она становится средством глубокого контакта, фоном, на котором возникает особая психологическая ментальность — полисубъект. Это может произойти скорее на тренинге личностного роста, чем на тренинге навыков, но в большей степени зависит не от формы взаимодействия, а от желания и способности партнеров (психолога и клиента) предъявить свою подлинную субъектность.
Полисубъектное взаимодействие, возникающее в общностях разного типа (семья, психотерапевтическая или тренинговая группа, система «учитель–учащиеся»), по своей сути является развивающим и обогащающим людей. Думается, что в профессиональной деятельности психолога достижения такого типа взаимодействия приведет к высокой продуктивности работы. Вместе с тем во многих случаях достаточным и даже предпочтительным можно считать деятельно-ценностное взаимодействие.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАСТНИКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Центрация Способность
к рассмотрению себя и общности как целостности
Способность
к осознанию системы отношений между субъектами
Придание
субъектной
ценности
Принятие
другого
Проявление
самостоятельности

Направленность деятельности
на развитие себя
и другого

Типы
общностей
на взаимодействии
с другими
рассматривает как целостность и себя,
и свою общность, и другие общности
осознает всю систему отношений — и свою,
и партнера
видит самоценность себя и партнера принимает другого самого по себе
независимо
от обстоятельств
самостоятелен
и креативен
деятельность направлена на саморазвитие и помощь
в развитии другому
Полисубъект
общения
на соответствии своих характеристик имеющимся
образцам
рассматривает себя и свою общность
(но не другие
общности)
осознает свое отношение и отношение другого к себе видит ценность
и в себе, и в другом, но лишь в связи
с совместной деятельностью
принимает другого как партнера
в совместной
деятельности
самостоятельность ограничена групповыми нормами деятельность направлена на достижение групповых целей Корпоративный коллективный субъект
на себе и личных интересах способен рассматривать свою общность как целостность
(но не себя в ней)
частично осознает только свое отношение к другому видит ценность
в себе,
но не признает
ее в партнере
есть способность,
но нет желания
принимать другого
самостоятелен,
но не гибок
деятельность
направлена
на достижение
меркантильных целей
Атомарный
коллективный субъект
на прагматических аспектах текущей ситуации не способен
осознать даже
собственную
целостность
практически
не осознает
не придает ценности ни себе, ни другому принятие другого
и эмпатия
отсутствуют
несамостоятелен, реактивен,
подвержен внешним стимулам
осознанная деятельность почти не присутствует Совокупность
предсубъектов

Взаимодействие психолога с клиентом (индивидуальным или групповым)