ВРЕМЯ ДЛЯ КЛИЕНТА
Совсем недавно ко мне обратилась коллега,
только начинающая свой профессиональный путь в
качестве психолога-консультанта, с вопросом: как
можно контролировать время в процессе
терапевтической сессии?
Накануне у нее была встреча с клиенткой по итогам
проведенной психодиагностики, растянувшаяся на
четыре (!) часа. После такого сеанса психолог
чувствовала себя совершенно «выжатой». Она также
была недовольна собой из-за того, что продолжала
думать о проблемах этой женщины и после
окончания сессии. На мой вопрос, что же ей мешало
прервать монолог клиента, коллега ответила так:
«Я боялась, что она обидится и уйдет
разочарованной».
…САМ НЕ ЗНАЮ, О ЧЕМ
В этой ситуации есть два очень важных
момента. Во-первых, конечно, это проблема времени.
Сколько его нужно, чтобы консультацию можно было
считать состоявшейся? На этот вопрос
представители разных психотерапевтических школ
отвечают по-разному, но обычно время сеанса
колеблется от 40 минут для индивидуальной
консультации до полутора часов при работе с
семьей. Также считается, что первичный прием
требует больше времени, поскольку включает в
себя знакомство с актуальной жизненной
ситуацией клиента, а также диагностические
процедуры.
Но как все успеть? Ведь люди разные – одному
нужно время, чтобы начать говорить, а другой не
может остановиться, получив в лице консультанта
внимательного слушателя. И мы слушаем, поскольку
считаем, что должны дать клиенту выговориться, и
поскольку испытываем к нему сочувствие.
Но когда человек вдруг останавливается и задает
свой главный вопрос: «Скажите, что мне делать?» —
это сочувствие почему-то не дает нам возможности
ответить по существу. И еще мы нервничаем оттого,
что время консультации подходит к концу и
человек ждет. Это мешает сосредоточиться,
мобилизовать все свои знания и совершить нужное
в данной ситуации действие. В результате мы
отделываемся общими фразами о том, что проблема,
безусловно, очень серьезная, и что выход из нее
обязательно есть, и что психологи по этому поводу
думают то-то, и что надо терпеть (или решительно
действовать) — и тогда все будет хорошо.
Уже потом, когда человек уходит и напряжение
спадает, вдруг начинаешь понимать, что можно было
подробнее расспросить его о том-то и том-то,
предложить сделать такое-то упражнение или
попробовать совершить определенное действие...
Но на это почему-то не хватило времени.
Отчего же это происходит и как избежать таких
ситуаций?
КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?
Прежде всего следует осознать, что
продолжительность консультации определяется вашими
возможностями, а не потребностями клиента.
Именно вы хозяин консультационного времени, вы
решаете, сколько времени можете потратить на
конкретную сессию. И об этом следует заранее
сообщить клиенту.
Осознание ограниченности времени стимулирует
ответственность человека, обратившегося за
помощью. Очень хорошо, если у вас в кабинете
имеются большие настенные часы, которые видны
вам обоим. Не стесняйтесь посматривать на них –
это скорее демонстрирует клиенту вашу
ответственность, чем желание поскорее закончить.
Полезно также использовать звуковой сигнал,
оповещающий о приближении окончания сессии, – за
десять-пятнадцать минут до истечения
назначенного вами времени. Этот сигнал сообщает
вам и клиенту о том, что пора переходить к
подведению итогов встречи.
Если же вы вдруг почувствуете, что все, что могло
произойти на сегодняшней консультации, уже
случилось, а время еще не истекло, – заканчивайте
ее. Важно помнить, что если человек сделал для
себя какое-то открытие (пережил инсайт), он должен
это «переварить», а для этого требуется время и
одиночество.
Вы свою работу сделали, теперь пусть трудится
психика клиента.
НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ
Вы спросите: а какую работу я сделал? Что вообще
должен делать консультант во время сессии? В ряде
статей я уже рассматривал различные виды
деятельности консультанта во время встреч с
клиентом, попробуем теперь рассмотреть эти виды
деятельности сквозь призму ограниченного
времени консультационной сессии.
На первой встрече акцент делается на познании и
мотивировании. Естественно, для того чтобы лучше
помочь, мы нуждаемся в информации о человеке и
его жизненной ситуации. Параллельно с этим мы
должны попытаться мотивировать его на
совместную работу по осуществлению изменений.
Именно мотивирование выходит на первый план в
начале цикла консультирования. Сформированная
мотивация – ключ к успешному решению проблем.
Создание мотивации начинается с проявления
подлинного интереса к человеку и его проблемам.
Внимательно слушая и расспрашивая клиента о его
жизни, мы создаем у него мотивацию к
сотрудничеству с нами. Таким образом,
мотивирующая деятельность соединяется с
деятельностью познавательной. Оба этих вида
деятельности пронизывают все время
консультирования.
Чтобы не утонуть в потоке информации, который
обрушивает на вас клиент, получивший в вашем лице
благодарного слушателя, обратите внимание на
следующие моменты.
Во-первых, на повторения: если человек
повторяется, значит, он уже готов остановить свою
речь.
Во-вторых, не бойтесь переспрашивать и
признаваться в своем непонимании по мере его
возникновения. Иначе вернуться к этому моменту
будет крайне сложно. Особенно необходимо делать
это в случае, если то, о чем сказал клиент, кажется
вам важным. Клиента следует остановить даже
несмотря на его реплики типа «я должен сказать, а
то забуду». Помните, что все по-настоящему важное
обязательно всплывет в дальнейшем вашем
взаимодействии.
В третьих, не забывайте подводить промежуточные
итоги, резюмируя сказанное клиентом, а может
быть, и записывая свои промежуточные выводы.
Ну и не забывайте поглядывать на часы!
ПОДДЕРЖКА И ВЕРА
В последние пятнадцать минут мы должны
справиться, как человек себя чувствует. Если его
состояние не слишком комфортно, то у вас есть
время его изменить с помощью короткой
визуализации или другого метода.
Важно спросить клиента и о том, что ему удалось
открыть для себя за время вашей встречи, а также
поделиться своими открытиями. Затем следует
обозначить ориентиры для дальнейшей работы. Если
вы продолжаете с ним взаимодействовать, то, если
это необходимо (или возможно), дайте ему
конкретное задание, которое он будет выполнять в
перерыве между сессиями (это может быть
составление списка проблем, или размышление на
какую-то тему, или наблюдение за своими
реакциями).
В конце каждой сессии психолог должен
вдохновлять клиента на осуществление изменений
и попытку жить во вновь создаваемых им
обстоятельствах. Вера в нас со стороны другого
окрыляет и придает дополнительный импульс нашей
жизни. Иногда поддержка и вера — это все, что мы
можем сделать для человека, но и это не мало. В
конечном счете, мы не можем прожить за других их
жизнь, и мы не вправе отнимать у человека право на
собственный жизненный выбор.
И здесь мы приблизились ко второму существенному
моменту ситуации, описанной в начале статьи, –
проблеме ответственности. Кто же отвечает за
результат психотерапии? Где лежит эта самая
граница, за которой уже «чужая земля»? Как
избежать гиперответственности и куда ее девать,
если уже «взял ее на собственную грудь»?
Ответы на эти и другие непростые вопросы мы
поищем в следующей статье.
Александр ШАДУРА |