Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2003


ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

ОТСТАИВАЙТЕ СВОИ ПРАВА!

В редакцию «Школьного психолога» приходит большое количество писем, в которых читатели благодарят за консультации по юридическим и правовым вопросам. Но, к сожалению, не всегда даже комментарии специалистов Министерства образования РФ убеждают руководство образовательных учреждений пойти навстречу педагогу-психологу конкретного образовательного учреждения. Попробуем вместе разобраться — на чьей стороне закон.
За ответами на беспокоящие коллег вопросы мы обратились к начальнику отдела практической психологии и охраны здоровья детей Минобразования России Игорю Михайловичу КАМАНОВУ.

СНОВА ОБ ОТПУСКАХ

Пожалуйста, проясните, на какой все-таки отпуск может рассчитывать педагог-психолог, работающий в средней школе?

Галина ПОПОВА,
педагог-психолог
общеобразовательной школы

В одной из публикаций газеты (№ 27–28 за 2002 год) указывалось, что согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 23 сентября 1994 года № 1052 продолжительность отпуска составляет 42 рабочих дня. В пункте 5 обозначены, помимо прочих, педагоги дополнительного образования.
Я работаю в сфере дополнительного образования (Центр детско-юношеского творчества), и мы имеем отпуск продолжительностью 36 рабочих дней. Правильно ли это?

Ирина ВДОВЧЕНКО,
педагог-психолог
Центра детско-юношеского творчества

Существует Постановление Правительства Российской Федерации № 1052 от 13.09.1994 г. «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций». В пункте 1 приложения к этому документу «Перечень образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска» педагогам-психологам, работающим в общеобразовательных учреждениях, работникам психологических служб образования, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-медико-социальной помощи, устанавливается удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных (48 рабочих) дней.
К сожалению, вынужден огорчить Ирину Юрьевну. Согласно пункту 4 указанного Перечня, работники внешкольных дополнительных образовательных учреждений имеют отпуск продолжительностью 42 календарных дня. Правда, должность педагога-психолога там вообще не предусмотрена.
Но не отчаивайтесь — у вас есть возможность исправить положение! Если в вашем Центре детско-юношеского творчества работает не один, а несколько специалистов, то по согласованию с руководством Центра и Управлением образования ваше подразделение может добиться статуса психологической службы системы образования. Тогда вам, согласно пункту 9, будет предоставлен отпуск 56 календарных дней.
Надо иметь в виду, что это связано с пересмотром функционала и нагрузки работающих там специалистов. Ведь удлиненные оплачиваемые отпуска даются в компенсацию за дополнительную нагрузку или работу с особыми категориями детей.

ПОЧЕМУ НЕ ПОВЫШАЮТ РАЗРЯД?

Я прошу дать мне разъяснения по тарифно-квалификационным характеристикам для педагогов-психологов: какой стаж работы — педагогический или работы по специальности — учитывается при определении разряда по оплате труда педагога-психолога в общеобразовательных учреждениях?
Я работаю в должности музыкального руководителя в системе дошкольного образования с 1991 года. С 1999 года была переведена на должность педагога-психолога. Образование высшее: по окончании в 1999 году Мурманского государственного педагогического института присуждена квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии». В 2002 году, после окончания Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, мне присуждена квалификация «Специалист социальной работы (практический психолог)».
Мой общий педагогический стаж составляет 11 лет 9 месяцев, из них 3 года 4 месяца — в должности педагога-психолога. Но в переводе на 12 разряд мне отказывают, мотивируя это тем, что в соответствующем приказе Минобразования России имеется в виду стаж работы по специальности, то есть в должности педагога-психолога. Право ли наше руководство?

Юлия РЯБИНИНА,
педагог-психолог ДОУ

В соответствии с требованиями к квалификации по разрядам оплаты, изложенными в документе «Изменения и дополнения к Приказу Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268) «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей», педагог-психолог 12 разряда должен иметь высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 10 лет.
Таким образом, если у вас общий стаж педагогической работы свыше 10 лет, то вы можете выходить на аттестацию по 12 разряду. Педагогический стаж свыше 10 лет засчитывается и при присвоении вам квалификационной категории.
Юлия Юрьевна должна также знать, что при таком большом общем педагогическом стаже не обязательно ждать три года, можно подавать документы в аттестационную комиссию, проработав всего лишь 1 год в должности педагога-психолога, и получить 12 разряд. Главное — доказать соответствие своих профессиональных навыков данной квалификации.

ДО СИХ ПОР НЕ НАЧИСЛЯЮТ НАДБАВКУ!

Даже после ответа на мое письмо в «Школьном психологе» («Не положено!», № 15, 2002 г.) директор упорно настаивает на том, что 15% надбавки за работу в коррекционных классах мне не положены, и каждый раз выдвигает все новые причины отказа. Сейчас он говорит о том, что вопрос о надбавке должен решать трудовой коллектив. Но я теперь знаю, что это не так.
Почему права психолога должны зависеть от воли и желания директора? Каждый работник школы имеет свои права и обязанности, только у психолога почему-то нет прав, а есть только обязанности! Ведь никому даже в голову не придет лишать учителей доплаты за проверку тетрадей!
Может быть, восстановить справедливость через суд? Хотя этого хочется меньше всего...

Педагог-психолог
средней общеобразовательной школы

Очень сочувствую коллеге, но по закону все проблемы трудовых взаимоотношений необходимо в первую очередь согласовывать с директором. Именно он является основным лицом, решающим вопросы и по штатному расписанию, и по нагрузке, которую выполняют все педагогические работники. Но руководитель должен учитывать, что в соответствии с письмом Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России) за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15–20%.
В полномочия директора (или трудового коллектива) входит лишь определение процента надбавки. В упомянутом письме сказано, что «конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20% определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии».
Мне кажется, что в конкретном случае психологу нужно четко расписать и оговорить с директором свою работу в классах компенсирующего обучения. Это нормальная форма правовых отношений между работодателем и работником образовательного учреждения. Тогда никто не имеет права отказать вам в надбавке.

Подробнее обо всем этом — в сборнике «Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования»/ Сост. И.М. Каманов. Выпуск 1. — М.: ТЦ Сфера, 2002. (Рецензию на него можно прочитать в № 43 «Школьного психолога» за 2002 г.). Там вы найдете ответы на многие вопросы и сможете достойно отстаивать свои права.

БУДЕТ ЛИ СЪЕЗД ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ?
ЕСЛИ ДА, ТО КОГДА?

Эти вопросы все чаще задаются нашими читателями в письмах и по телефону. Их мы также переадресовали И.М. Каманову.

III съезд практических психологов образования России состоится 21—23 мая в г. Москве. Основным его организатором выступает Министерство образования Российской Федерации.
По понятным причинам количество участников ограничено. Общее число делегатов, которых мы сможем принять, — не более тысячи человек. Желательно, чтобы в состав делегации вошли представители органов управления образованием, руководители структурных подразделений психологической службы, директора ППМС-центров каждого субъекта Российской Федерации. Но большую часть участников должны составлять педагоги-психологи различных общеобразовательных учреждений.
К началу съезда планируется выпуск тезисов. Поэтому их можно присылать уже сейчас непосредственно в министерство по адресу: 101990, Москва, Чистопрудный бульвар, 6/19, Отдел практической психологии и охраны здоровья детей. Объем материала — не более пяти страниц машинописного текста. Тематика может отражать деятельность педагогов-психологов, работающих в системе образования: начиная от защиты прав ребенка, содержания деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях и заканчивая различными методами практической работы.
Сейчас мы решаем организационные вопросы, связанные с местом и условиями проведения этого мероприятия, поэтому информационное письмо по проведению съезда будет разослано во все органы управления образованием в начале февраля.

О КОНКУРСАХ

В Плане мероприятий Минобразования России по совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии Минобразования России на 2002–2004 годы, принятом на коллегии, упомянуты два конкурса.
Можно ли в них участвовать психологам?

Валентина СИДОРЕНКО
педагог-психолог ППМС-центра

Конечно. О проведении первого из них будет объявлено в мае — это конкурс на лучшие индивидуально-ориентированные развивающие и профилактические программы, которые используются педагогами-психологами в системе образования.
Второй конкурс (он будет объявлен в октябре) пройдет в рамках совершенствования службы практической психологии и определения приоритетов ее дальнейшего развития. Мы будем рассматривать модели организации региональных служб практической психологии. Их очень много, хотелось бы изучить и взять на вооружение лучшие образцы. Эта работа поможет в определении наиболее эффективных моделей развития службы практической психологии на федеральном уровне.
Другая задача этого конкурса — донести передовой опыт до всех субъектов образования. Если вы помните, на коллегии Министерства образования был поставлен вопрос о создании в федеральных округах научно-методических центров, которые, с одной стороны, станут составной частью вертикальной структуры построения службы, а с другой — будут способствовать совершенствованию методического обеспечения работы педагогов-психологов на местах.

Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА