ОТСТАИВАЙТЕ СВОИ ПРАВА!
В редакцию «Школьного психолога» приходит
большое количество писем, в которых читатели
благодарят за консультации по юридическим и
правовым вопросам. Но, к сожалению, не всегда даже
комментарии специалистов Министерства
образования РФ убеждают руководство
образовательных учреждений пойти навстречу
педагогу-психологу конкретного
образовательного учреждения. Попробуем вместе
разобраться — на чьей стороне закон.
За ответами на беспокоящие коллег вопросы мы
обратились к начальнику отдела практической
психологии и охраны здоровья детей
Минобразования России Игорю Михайловичу
КАМАНОВУ.
СНОВА ОБ ОТПУСКАХ
Пожалуйста, проясните, на какой все-таки отпуск
может рассчитывать педагог-психолог, работающий
в средней школе?
Галина ПОПОВА,
педагог-психолог
общеобразовательной школы
В одной из публикаций газеты (№ 27–28 за 2002 год)
указывалось, что согласно Приложению к
Постановлению Правительства РФ от 23 сентября 1994
года № 1052 продолжительность отпуска составляет
42 рабочих дня. В пункте 5 обозначены, помимо
прочих, педагоги дополнительного образования.
Я работаю в сфере дополнительного образования
(Центр детско-юношеского творчества), и мы имеем
отпуск продолжительностью 36 рабочих дней.
Правильно ли это?
Ирина ВДОВЧЕНКО,
педагог-психолог
Центра детско-юношеского творчества
Существует Постановление
Правительства Российской Федерации № 1052 от
13.09.1994 г. «Об отпусках работников образовательных
учреждений и педагогических работников других
учреждений, предприятий и организаций». В пункте
1 приложения к этому документу «Перечень
образовательных и других учреждений,
предприятий и организаций и должностей, работа в
которых дает право на ежегодные удлиненные
оплачиваемые отпуска» педагогам-психологам,
работающим в общеобразовательных учреждениях,
работникам психологических служб образования,
образовательных учреждениях для детей,
нуждающихся в психолого-медико-социальной
помощи, устанавливается удлиненный
оплачиваемый отпуск продолжительностью 56
календарных (48 рабочих) дней.
К сожалению, вынужден огорчить Ирину Юрьевну.
Согласно пункту 4 указанного Перечня,
работники внешкольных дополнительных
образовательных учреждений имеют отпуск
продолжительностью 42 календарных дня. Правда,
должность педагога-психолога там вообще не
предусмотрена.
Но не отчаивайтесь — у вас есть возможность
исправить положение! Если в вашем Центре
детско-юношеского творчества работает не один, а
несколько специалистов, то по согласованию с
руководством Центра и Управлением образования
ваше подразделение может добиться статуса психологической
службы системы образования. Тогда вам,
согласно пункту 9, будет предоставлен отпуск
56 календарных дней.
Надо иметь в виду, что это связано с пересмотром
функционала и нагрузки работающих там
специалистов. Ведь удлиненные оплачиваемые
отпуска даются в компенсацию за дополнительную
нагрузку или работу с особыми категориями детей.
ПОЧЕМУ НЕ ПОВЫШАЮТ РАЗРЯД?
Я прошу дать мне разъяснения по
тарифно-квалификационным характеристикам для
педагогов-психологов: какой стаж работы —
педагогический или работы по специальности —
учитывается при определении разряда по оплате
труда педагога-психолога в общеобразовательных
учреждениях?
Я работаю в должности музыкального руководителя
в системе дошкольного образования с 1991 года. С 1999
года была переведена на должность
педагога-психолога. Образование высшее: по
окончании в 1999 году Мурманского
государственного педагогического института
присуждена квалификация «Преподаватель
дошкольной педагогики и психологии». В 2002 году,
после окончания Санкт-Петербургского
государственного института психологии и
социальной работы, мне присуждена квалификация
«Специалист социальной работы (практический
психолог)».
Мой общий педагогический стаж составляет 11 лет 9
месяцев, из них 3 года 4 месяца — в должности
педагога-психолога. Но в переводе на 12 разряд мне
отказывают, мотивируя это тем, что в
соответствующем приказе Минобразования России
имеется в виду стаж работы по специальности, то
есть в должности педагога-психолога. Право ли
наше руководство?
Юлия РЯБИНИНА,
педагог-психолог ДОУ
В соответствии с требованиями к
квалификации по разрядам оплаты, изложенными в
документе «Изменения и дополнения к Приказу
Министерства образования Российской Федерации и
Государственного комитета Российской Федерации
по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268)
«Об утверждении тарифно-квалификационных
характеристик (требований) по должностям
работников учреждений образования, объемных
показателей по отнесению учреждений образования
к группам по оплате труда руководителей»,
педагог-психолог 12 разряда должен иметь высшее
психологическое или высшее педагогическое
образование с дополнительной специальностью
«Психология» и стаж педагогической работы
(работы по специальности) свыше 10 лет.
Таким образом, если у вас общий стаж
педагогической работы свыше 10 лет, то вы можете
выходить на аттестацию по 12 разряду.
Педагогический стаж свыше 10 лет засчитывается и
при присвоении вам квалификационной категории.
Юлия Юрьевна должна также знать, что при таком
большом общем педагогическом стаже не
обязательно ждать три года, можно подавать
документы в аттестационную комиссию, проработав
всего лишь 1 год в должности педагога-психолога, и
получить 12 разряд. Главное — доказать
соответствие своих профессиональных навыков
данной квалификации.
ДО СИХ ПОР НЕ НАЧИСЛЯЮТ НАДБАВКУ!
Даже после ответа на мое письмо в «Школьном
психологе» («Не положено!», № 15, 2002 г.) директор
упорно настаивает на том, что 15% надбавки за
работу в коррекционных классах мне не положены, и
каждый раз выдвигает все новые причины отказа.
Сейчас он говорит о том, что вопрос о надбавке
должен решать трудовой коллектив. Но я теперь
знаю, что это не так.
Почему права психолога должны зависеть от воли и
желания директора? Каждый работник школы имеет
свои права и обязанности, только у психолога
почему-то нет прав, а есть только обязанности!
Ведь никому даже в голову не придет лишать
учителей доплаты за проверку тетрадей!
Может быть, восстановить справедливость через
суд? Хотя этого хочется меньше всего...
Педагог-психолог
средней общеобразовательной школы
Очень сочувствую коллеге, но по закону
все проблемы трудовых взаимоотношений
необходимо в первую очередь согласовывать с
директором. Именно он является основным лицом,
решающим вопросы и по штатному расписанию, и по
нагрузке, которую выполняют все педагогические
работники. Но руководитель должен учитывать, что
в соответствии с письмом Минобразования России
от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с
Минтрудом России) за работу в специальных
коррекционных образовательных учреждениях
(группах, классах) для детей, имеющих отклонения в
развитии, ставки заработной платы (должностные
оклады) работников повышаются на 15–20%.
В полномочия директора (или трудового
коллектива) входит лишь определение процента
надбавки. В упомянутом письме сказано, что
«конкретный перечень работников и размер
повышения ставок заработной платы (должностных
окладов) за работу в указанных образовательных
учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до
20% определяется образовательным учреждением в
зависимости от степени и продолжительности
общения с детьми, имеющими отклонения в
развитии».
Мне кажется, что в конкретном случае психологу
нужно четко расписать и оговорить с директором
свою работу в классах компенсирующего обучения.
Это нормальная форма правовых отношений между
работодателем и работником образовательного
учреждения. Тогда никто не имеет права отказать
вам в надбавке.
Подробнее обо всем этом — в сборнике
«Нормативные правовые документы для
педагогов-психологов образования»/ Сост. И.М.
Каманов. Выпуск 1. — М.: ТЦ Сфера, 2002. (Рецензию на
него можно прочитать в № 43 «Школьного психолога»
за 2002 г.). Там вы найдете ответы на многие вопросы
и сможете достойно отстаивать свои права.
БУДЕТ ЛИ СЪЕЗД ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ?
ЕСЛИ ДА, ТО КОГДА?
Эти вопросы все чаще задаются нашими
читателями в письмах и по телефону. Их мы также
переадресовали И.М. Каманову.
III съезд практических психологов
образования России состоится 21—23 мая в г. Москве.
Основным его организатором выступает
Министерство образования Российской Федерации.
По понятным причинам количество участников
ограничено. Общее число делегатов, которых мы
сможем принять, — не более тысячи человек.
Желательно, чтобы в состав делегации вошли
представители органов управления образованием,
руководители структурных подразделений
психологической службы, директора ППМС-центров
каждого субъекта Российской Федерации. Но
большую часть участников должны составлять
педагоги-психологи различных
общеобразовательных учреждений.
К началу съезда планируется выпуск тезисов.
Поэтому их можно присылать уже сейчас
непосредственно в министерство по адресу: 101990,
Москва, Чистопрудный бульвар, 6/19, Отдел
практической психологии и охраны здоровья детей.
Объем материала — не более пяти страниц
машинописного текста. Тематика может отражать
деятельность педагогов-психологов, работающих в
системе образования: начиная от защиты прав
ребенка, содержания деятельности
педагогов-психологов в образовательных
учреждениях и заканчивая различными методами
практической работы.
Сейчас мы решаем организационные вопросы,
связанные с местом и условиями проведения этого
мероприятия, поэтому информационное письмо по
проведению съезда будет разослано во все органы
управления образованием в начале февраля.
О КОНКУРСАХ
В Плане мероприятий Минобразования
России по совершенствованию
организационно-управленческой и
научно-методической деятельности службы
практической психологии Минобразования России
на 2002–2004 годы, принятом на коллегии, упомянуты
два конкурса.
Можно ли в них участвовать психологам?
Валентина СИДОРЕНКО
педагог-психолог ППМС-центра
Конечно. О проведении первого из них
будет объявлено в мае — это конкурс на лучшие
индивидуально-ориентированные развивающие и
профилактические программы, которые
используются педагогами-психологами в системе
образования.
Второй конкурс (он будет объявлен в октябре)
пройдет в рамках совершенствования службы
практической психологии и определения
приоритетов ее дальнейшего развития. Мы будем
рассматривать модели организации региональных
служб практической психологии. Их очень много,
хотелось бы изучить и взять на вооружение лучшие
образцы. Эта работа поможет в определении
наиболее эффективных моделей развития службы
практической психологии на федеральном уровне.
Другая задача этого конкурса — донести
передовой опыт до всех субъектов образования.
Если вы помните, на коллегии Министерства
образования был поставлен вопрос о создании в
федеральных округах научно-методических
центров, которые, с одной стороны, станут
составной частью вертикальной структуры
построения службы, а с другой — будут
способствовать совершенствованию методического
обеспечения работы педагогов-психологов на
местах.
Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА |