Личность и социальное поведение
А. Фернхем, П. Хейвен
СПб.: Питер, 2001
Питерская серия «Мастера психологии» в целом
производит противоречивое впечатление.
Выходящие в ней книги очень разнообразны и,
откровенно говоря, неравноценны — наряду с
блестящими трудами всемирно признанных мастеров
в ней порой публикуются работы откровенно
вторичные, малоинтересные. На этой широкой шкале
«Личность и социальное поведение» можно
разместить в почетной середине. Эта
познавательная, информационно насыщенная книга,
безусловно, заслуживает внимательного прочтения
и, вероятно, не только расширит кругозор многих
читателей, но и подскажет решения кое-каких
важных практических вопросов. Хотя англичанина
А. Фернхема и австралийца П. Хейвена (слышали ль
вы о них прежде?) вряд ли можно с полным
основанием отнести к мастерам психологии. Это
скорее крепкие профессионалы, посвятившие жизнь
изучению широкого круга проблем социального
поведения и в итоге взявшие на себя труд обобщить
полученные результаты в совместной печатной
работе. Вернее, даже не обобщить — почти никаких
теоретических выводов книга не содержит, а
изложить, что, впрочем, само по себе весьма
интересно.
Авторы поставили перед собой задачу проследить,
как личностные особенности проявляются в тех или
иных формах поведения (учение, досуг, отношения
полов, даже криминал и т.д.). Теоретизирование по
проблеме личности — не их профиль, в качестве
исходных параметров априорно принята триада
Айзенка и еще несколько подобных личностных
черт, от обсуждения которых авторы уклоняются. Им
интересно, как экстраверсия-интроверсия,
нейротизм, психотизм и т.п. влияют на
удовлетворенность работой, выбор брачного
партнера, чувство юмора, противоправные
наклонности и т.д., и т.п. Это и в самом деле
интересно, в том числе и в практическом
отношении. Стараясь выявить те или иные
личностные черты с помощью традиционных методик,
психолог редко задается иной целью, кроме их
констатации, что фактически обесценивает саму
диагностическую процедуру. Приводимые авторами
данные позволяют выйти за рамки бесплодной
констатации и построить весьма достоверный
прогноз относительно перспектив поведения того
или иного человека — каким убеждениям он с
наибольшей вероятностью окажется привержен, с
какими проблемами рискует столкнуться в браке,
как будет склонен тратить деньги, какие формы
досуга предпочтет и даже какие шутки покажутся
ему самыми смешными. Разумеется, для школьного
психолога особый интерес представляет глава
«Личность, учебная деятельность и успеваемость»
— кому-то из практиков она, возможно, укажет на
вполне определенные параллели между личностными
особенностями учеников и их академическими
успехами; вместо отвлеченных рассуждений на эту
тему, к которым многие из нас склонны за
неимением эмпирических данных, здесь приводятся
конкретные корреляции. Однако и прочие главы не
оставят читателя равнодушным. Отношение к
религии, покупательские установки,
стимулирующая роль вознаграждения и многое
другое — все это касается каждого из нас и
небезынтересно хотя бы в плане самопознания.
Закрыв книгу, читатель наверняка удовлетворенно
вздохнет: «Сколько же всего интересного я узнал!»
У наиболее пытливых, правда, может возникнуть
вопрос: «Ну, и какие из всего этого следуют
выводы?» Авторы, похоже, полагают, что на этот
вопрос читатель сам отыщет ответ. Постараемся
оправдать их ожидания.
Сергей СТЕПАНОВ |