Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Личность и социальное поведение

А. Фернхем, П. Хейвен
СПб.: Питер, 2001

Питерская серия «Мастера психологии» в целом производит противоречивое впечатление. Выходящие в ней книги очень разнообразны и, откровенно говоря, неравноценны — наряду с блестящими трудами всемирно признанных мастеров в ней порой публикуются работы откровенно вторичные, малоинтересные. На этой широкой шкале «Личность и социальное поведение» можно разместить в почетной середине. Эта познавательная, информационно насыщенная книга, безусловно, заслуживает внимательного прочтения и, вероятно, не только расширит кругозор многих читателей, но и подскажет решения кое-каких важных практических вопросов. Хотя англичанина А. Фернхема и австралийца П. Хейвена (слышали ль вы о них прежде?) вряд ли можно с полным основанием отнести к мастерам психологии. Это скорее крепкие профессионалы, посвятившие жизнь изучению широкого круга проблем социального поведения и в итоге взявшие на себя труд обобщить полученные результаты в совместной печатной работе. Вернее, даже не обобщить — почти никаких теоретических выводов книга не содержит, а изложить, что, впрочем, само по себе весьма интересно.
Авторы поставили перед собой задачу проследить, как личностные особенности проявляются в тех или иных формах поведения (учение, досуг, отношения полов, даже криминал и т.д.). Теоретизирование по проблеме личности — не их профиль, в качестве исходных параметров априорно принята триада Айзенка и еще несколько подобных личностных черт, от обсуждения которых авторы уклоняются. Им интересно, как экстраверсия-интроверсия, нейротизм, психотизм и т.п. влияют на удовлетворенность работой, выбор брачного партнера, чувство юмора, противоправные наклонности и т.д., и т.п. Это и в самом деле интересно, в том числе и в практическом отношении. Стараясь выявить те или иные личностные черты с помощью традиционных методик, психолог редко задается иной целью, кроме их констатации, что фактически обесценивает саму диагностическую процедуру. Приводимые авторами данные позволяют выйти за рамки бесплодной констатации и построить весьма достоверный прогноз относительно перспектив поведения того или иного человека — каким убеждениям он с наибольшей вероятностью окажется привержен, с какими проблемами рискует столкнуться в браке, как будет склонен тратить деньги, какие формы досуга предпочтет и даже какие шутки покажутся ему самыми смешными. Разумеется, для школьного психолога особый интерес представляет глава «Личность, учебная деятельность и успеваемость» — кому-то из практиков она, возможно, укажет на вполне определенные параллели между личностными особенностями учеников и их академическими успехами; вместо отвлеченных рассуждений на эту тему, к которым многие из нас склонны за неимением эмпирических данных, здесь приводятся конкретные корреляции. Однако и прочие главы не оставят читателя равнодушным. Отношение к религии, покупательские установки, стимулирующая роль вознаграждения и многое другое — все это касается каждого из нас и небезынтересно хотя бы в плане самопознания.
Закрыв книгу, читатель наверняка удовлетворенно вздохнет: «Сколько же всего интересного я узнал!» У наиболее пытливых, правда, может возникнуть вопрос: «Ну, и какие из всего этого следуют выводы?» Авторы, похоже, полагают, что на этот вопрос читатель сам отыщет ответ. Постараемся оправдать их ожидания.

Сергей СТЕПАНОВ