ПРАКТИКУМ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Т.Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко
СПб.: Речь, 2002
Авторов этой книги хорошо знают школьные
психологи. Ведь именно их перу принадлежат
популярные пособия по сказкотерапии,
игротерапии, формокоррекционной ритмопластике и
другим психологическим технологиям, активно и с
подлинным энтузиазмом применяемым
практическими психологами. Новая работа
посвящена использованию песка при оказании
психологической помощи. Это первая в России
работа, в которой предпринята попытка обобщить
многообразие взглядов и подходов к песочной
терапии, реализуемых довольно многочисленными
отечественными приверженцами этого метода.
Информации о сути психологической работы с
песком на русском языке не так уж много (пожалуй,
наиболее детально метод песочной терапии
рассмотрен самими же Т.Т. Зинкевич-Евстигнеевой и
Т.М. Грабенко в предыдущей книге «Практикум по
креативной терапии» в соответствующей главе).
Новая книга заполняет имеющийся информационный
вакуум. В ней получают развитие идеи и положения,
сформулированные авторами ранее.
Авторы считают, что песочную терапию пока нельзя
рассматривать как самостоятельное направление в
практической психологии, психотерапии и
педагогике, поскольку для этого еще не накоплено
достаточное количество концептуальных
оснований. Если это так, то «Практикум...» вносит,
на мой взгляд, довольно существенный вклад в
общую копилку подобных оснований. Конечно, в
книге нет глубокого и всестороннего научного
изложения «парадигмальных координат» метода
песочной терапии — жанр работы подразумевает
иные стиль и содержание. Однако важнейшие
представления о принципах деятельности
песочного терапевта, закономерностях процесса,
нормах и правилах организации этого процесса
заинтересованный читатель, безусловно, получит.
Более того: скрупулезное описание позиций,
стратегий и тактик поведения во время встреч с
клиентом позволяет очень четко представить себе,
что и как нужно делать.
Увлекательно (хотя, по-моему, несколько
поверхностно) изложены возможные способы
интерпретации песочных картин: основной идеи,
сюжета, конфликтного и ресурсного содержания,
значений символического поля песочной картины,
фигурок и предметов, используемых клиентами.
Нельзя не согласиться с мнением, что песочную
терапию следует рассматривать прежде всего в
контексте сказкотерапии. Авторы это блестяще
обосновывают и демонстрируют конкретные
технологии такой работы с песком в детских и
подростковых группах. Сюрприз для дилетантов: в
книге обоснованно развенчивается
распространенное заблуждение о контингенте
клиентов песочного терапевта. Ведь многие
полагают, что использовать песок можно
исключительно с детьми. Ничего подобного!
Подробно и ярко описывается система
консультаций с применением песочницы в
психологической работе с женщинами.
Ну и наконец, любой психолог, заинтересовавшийся
песочной терапией, с большим вниманием
ознакомится с анализом реальных случаев,
описанных живо и художественно.
Словом, книга получилась очень дельной.
Проникнувшись энтузиазмом авторов, начинаешь
верить, что в ближайшие годы многие взрослые,
забросив всяческие «важные дела», снова, как в
детстве, начнут играть в песочнице...
Игорь ВАЧКОВ |