Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИКУМ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Т.Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко
СПб.: Речь, 2002

Авторов этой книги хорошо знают школьные психологи. Ведь именно их перу принадлежат популярные пособия по сказкотерапии, игротерапии, формокоррекционной ритмопластике и другим психологическим технологиям, активно и с подлинным энтузиазмом применяемым практическими психологами. Новая работа посвящена использованию песка при оказании психологической помощи. Это первая в России работа, в которой предпринята попытка обобщить многообразие взглядов и подходов к песочной терапии, реализуемых довольно многочисленными отечественными приверженцами этого метода. Информации о сути психологической работы с песком на русском языке не так уж много (пожалуй, наиболее детально метод песочной терапии рассмотрен самими же Т.Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко в предыдущей книге «Практикум по креативной терапии» в соответствующей главе). Новая книга заполняет имеющийся информационный вакуум. В ней получают развитие идеи и положения, сформулированные авторами ранее.
Авторы считают, что песочную терапию пока нельзя рассматривать как самостоятельное направление в практической психологии, психотерапии и педагогике, поскольку для этого еще не накоплено достаточное количество концептуальных оснований. Если это так, то «Практикум...» вносит, на мой взгляд, довольно существенный вклад в общую копилку подобных оснований. Конечно, в книге нет глубокого и всестороннего научного изложения «парадигмальных координат» метода песочной терапии — жанр работы подразумевает иные стиль и содержание. Однако важнейшие представления о принципах деятельности песочного терапевта, закономерностях процесса, нормах и правилах организации этого процесса заинтересованный читатель, безусловно, получит. Более того: скрупулезное описание позиций, стратегий и тактик поведения во время встреч с клиентом позволяет очень четко представить себе, что и как нужно делать.
Увлекательно (хотя, по-моему, несколько поверхностно) изложены возможные способы интерпретации песочных картин: основной идеи, сюжета, конфликтного и ресурсного содержания, значений символического поля песочной картины, фигурок и предметов, используемых клиентами.
Нельзя не согласиться с мнением, что песочную терапию следует рассматривать прежде всего в контексте сказкотерапии. Авторы это блестяще обосновывают и демонстрируют конкретные технологии такой работы с песком в детских и подростковых группах. Сюрприз для дилетантов: в книге обоснованно развенчивается распространенное заблуждение о контингенте клиентов песочного терапевта. Ведь многие полагают, что использовать песок можно исключительно с детьми. Ничего подобного! Подробно и ярко описывается система консультаций с применением песочницы в психологической работе с женщинами.
Ну и наконец, любой психолог, заинтересовавшийся песочной терапией, с большим вниманием ознакомится с анализом реальных случаев, описанных живо и художественно.
Словом, книга получилась очень дельной. Проникнувшись энтузиазмом авторов, начинаешь верить, что в ближайшие годы многие взрослые, забросив всяческие «важные дела», снова, как в детстве, начнут играть в песочнице...

Игорь ВАЧКОВ