Тренинг эффективного взаимодействия
с детьми
Е.К. Лютова, Г.Б.
Монина
СПб.: Речь, 2001
Аналогичные названия достаточно часто
встречаются на обложках книг, адресованных
родителям, педагогам и психологам. При этом ни
для кого не секрет, что в подобном издании можно
найти самые различные сочетания заданий и
упражнений, часто даже не объединенных общей
идеей.
Е.К. Лютова и Г.Б. Монина в своем сборнике
представили комплексную программу по обучению,
воспитанию и коррекционной работе с «особыми»
детьми, которая рассчитана на их взаимодействие
с психологами, педагогами, родителям и медиками.
В ходе тренинга предполагается знакомство с
четырьмя категориями детей: агрессивными,
гиперактивными, тревожными и аутичными.
Подробной характеристике каждой из этих групп
посвящена глава «Особые дети», жанр которой сами
авторы определили как «Теоретическая справка». К
счастью для себя, читатели найдут в ней не только
теорию, отражающую причины возникновения и
клиническую картину обозначенных поведенческих
нарушений. Каждое из положений иллюстрируется
примерами из опыта собственной работы авторов с
проблемными детьми.
Для того чтобы читатели смогли понять, какие
особенности ребенка стоят за его поведением,
авторы уделяют много внимания подробному
перечислению признаков и нюансов поведения
агрессивных, тревожных, аутичных и гиперактивных
детей. Здесь же можно найти полезные
рекомендации по обучению таких детей способам
снятия негативных эмоций, напряженного
состояния, а также формированию позитивных
личностных качеств и отработке навыков общения
со сверстниками и взрослыми людьми, чем могут
воспользоваться не только специалисты, но и
родители.
Кстати, работе психологов и педагогов с
родителями в книге уделяется особое внимания.
Как бы ни старались специалисты, именно от
взаимоотношений ребенка с близкими зависит
очень многое. И родители должны четко понимать,
что нет никаких чудодейственных методов и
волшебных таблеток, которые без их участия
сделают малыша таким, каким хотелось бы его
видеть.
Хотя основной материал ориентирован на работу с
детьми дошкольного и младшего школьного
возраста, чтение этой книги будет полезно и тем,
кто работает с более старшими детьми: авторы дают
различные (благоприятные и не очень) прогнозы
формирования личности «особых» детей с учетом
оказания им своевременной
психолого-педагогической (а иногда и
медицинской) помощи.
Очень импонирует бережное отношение авторов к
разработкам своих коллег: в случае использования
заимствованных методик и упражнений Е.К. Лютова и
Г.Б. Монина обязательно указывают автора
разработки. В книге встречается много отсылок к
списку использованной литературы, что дает
возможность желающим познакомиться с
разработками других специалистов.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |