Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Ирвинг Вайнер
СПб.: Питер, 2002

Большинство книг по психотерапии, вышедших за последние несколько лет, либо посвящены какому-либо конкретному направлению (например, гештальт-подходу или трансактному анализу), либо представляют собой обзорное рассмотрение нескольких наиболее известных психотерапевтических школ. В то же время психотерапия как область практики и сфера научного интереса гораздо шире отдельных подходов. Да и современная тенденция в области психологической помощи такова, что практикующий психотерапевт становится эклектиком, стараясь использовать идеи и техники из различных направлений.
Книг, посвященных психотерапии, вообще очень немного, а толковых среди них — и того меньше. Работа И.Вайнера, несмотря на некоторую занудность стиля, является, с одной стороны, простой для понимания и не очень толстой, а с другой — наполненной достаточным количеством конкретного и полезного содержания.
Книга состоит из четырех частей. В первой, после краткого изложения сущности и целей психотерапии, довольно подробно рассматриваются особенности пациентов: их возможные надежды и опасения, представления о терапии, значимые для успешной терапии личностные особенности, обстоятельства и причины обращения за психотерапевтической помощью. С той же тщательностью анализируется личность психотерапевта, требования к его подготовке и необходимые навыки.
Уже в этих главах проглядывают контуры «ориентации» автора, которые становятся очевидными при переходе к рассмотрению теории и процесса психотерапии. Автор опирается на динамическую теорию личности, ярче всего выраженную в психоанализе. В то же время он не претендует на звание психоаналитика, предлагая использовать лишь наиболее фундаментальные элементы этой теории: понятия «бессознательное», «внутренний конфликт» и «психологическая защита», а также представление о понимающем и переживающем «Я». Все эти понятия излагаются очень просто и точно, что делает их применимыми любым специалистом в области психологической помощи.
Дальнейшее описание психотерапевтического процесса происходит в соответствии с психодинамической теорией, но в простой манере. В части под названием «Начальная фаза терапии» речь идет о диагностике, проблемах заключения психотерапевтического контракта (в том числе подробно обсуждаются вопросы оплаты и продолжительности терапии), а также об особенностях ведения психотерапевтической беседы на этой стадии.
Третья часть посвящена средней фазе терапии: «когда психотерапевт «возвращает» пациенту услышанное от него с добавлением объяснения». Здесь читатель получит ответы на вопросы о том, что, когда и как следует интерпретировать, как быть с сопротивлением, переносом и контрпереносом (этот термин здесь зачем-то перевели, породив новое понятие: «противоперенос»).
Четвертая часть освещает особенности протекания заключительной фазы психотерапии: факторы, влияющие на продолжительность психотерапии, условия, необходимые для завершения, технические приемы завершающей стадии. Пытливому студенту эта книга поможет разобраться в предмете, а практикующему специалисту — осознать, что он сам уже делает и куда ему можно развиваться дальше.

Александр ШАДУРА