ПРАВО НА СУДЬБУ
Консультирование семьи «проблемного» ребенка
Увеличение количества детей с трудностями в
обучении и поведении, нарушениями в
эмоционально-личностной сфере, дезадаптацией в
образовательном пространстве в целом, другими
особенностями развития определяет
необходимость выделения консультативного
процесса как особого вида психокоррекционной
работы с семьей.
В большинстве исследований работа с такого рода
«проблемными» детьми (и, следовательно, с их
родителями) сводится к выявлению факта нарушения
и направлению ребенка к специалистам нужного
профиля (педиатру, неврологу, дефектологу,
логопеду и др.). Вся психотерапевтическая работа
с семьей в этот момент сводится лишь к
информированию родителей, в крайнем случае — к
снятию у них чувства стыда и тревоги.
ОСВОБОДИТЬ ОТ ЧУВСТВА ВИНЫ
Практика показала, что в наиболее сложном
положении находится психолог-консультант, ведь
именно ему приходится сообщать родителям об
имеющихся у ребенка особенностях или проблемах,
давать прогноз его дальнейшего развития и
обучения.
Однако в процессе консультирования редко
учитывается, что не только сообщение прогноза
развития и обучения ребенка, но и сам приход на
консультацию означает для родителей вступление
в новый этап существования, характеризуемый
специфичными психологическими образованиями,
особой динамикой взаимодействия семьи со
специалистами, с социальным окружением в целом.
Таким образом, консультирование детей с
различными вариантами отклоняющегося развития
можно рассматривать не только как сложный и
трудоемкий диагностический процесс, но и как
обладающую специфическими особенностями
психотерапевтическую работу с родственниками
ребенка. Причем данная модель имеет
принципиальные различия со стандартной
практикой и этикой семейного консультирования.
Основой эффективности такого рода
консультирования является психологическая
готовность родителей воспринимать и усваивать
передаваемую информацию. Можно сформулировать
две группы задач, которые должны решаться всеми
специалистами при консультировании
«проблемных» детей (а скорее — консультировании
их родителей).
Первая группа задач — создание психологических
условий для адекватного восприятия родителями
информации об особенностях развития их ребенка,
готовности к длительной работе по его коррекции
и воспитанию.
Вторая группа задач связана с освобождением
родителей от чувства вины и преодолением их
стрессового состояния.
ВАЖНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Исследователи разделяют семьи, пришедшие к
специалисту по тому или иному поводу развития
и/или обучения ребенка, на следующие условные
группы.
Одни постепенно разрешают проблему с помощью
ориентации непосредственно на вопросы
воспитания, обучения или, возможно, лечения
ребенка, другие из детских проблем, пусть даже и
пустяковых (с точки зрения окружения), создают
неразрешимую эмоциональную ситуацию. Их
состояние в момент посещения психолога начинает
приобретать черты психической травмы, а после
актуализации специалистом проблемы ребенка
превращается в постстрессовый синдром.
В то же время родители, обладающие исходно
высокими показателями социальной адаптации,
способны быстро преодолеть психогенную ситуацию
без выраженной личностной декомпенсации.
В таких семьях возникают защитные механизмы,
которые помогают в преодолении травмирующей
ситуации. Консультативная помощь в этом случае
эффективна, если в центре работы — интересы
ребенка при небольшой психологической поддержке
непосредственно родителей.
У родителей с исходно низкими показателями
социальной адаптации ребенок даже с
незначительными проблемами часто имеет
хроническую личностную декомпенсацию. С такими
семьями необходимо проводить интенсивную
психотерапевтическую работу.
К наиболее важному показателю состояния
родителей при консультировании (что требует
постоянного внимания консультанта и
пролонгированной оценки на всем протяжении
консультации) относится эмоциональное состояние
родителей: те чувства, которые они испытывают в
данный момент, и степень их выраженности. Чтобы
эффективно построить консультационную работу,
необходимо определить, на каком этапе
психодинамического процесса в данный момент
находится семья.
СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ
Существуют четыре фазы состояния семьи в
процессе консультирования (см. табл.).
I фаза характеризуется состоянием
растерянности, порой страха. Синдром «обманутых
надежд», иногда глубокое чувство собственной
несостоятельности, ощущение беспомощности и
выраженной фрустрации, тяжелые, негативно
окрашенные чувства полностью овладевают
родителями и, естественно, определяют их
дальнейшее поведение. Эта сложная гамма чувств и
отрицательных эмоций может выбивать людей из
привычных рамок жизни, приводить к нарушениям
сна, изменению взаимоотношений с окружающими их
людьми. К счастью, в большинстве случаев эта фаза
достаточно кратковременна.
Нередко такое «шоковое» состояние растерянности
трансформируется в негативизм, отрицание
выявленных отклонений в развитии ребенка. Период
такого негативизма и отрицания рассматривается
как II фаза состояния семьи и является
важной психологической составляющей поведения
семьи в целом.
Функция отрицания направлена на то, чтобы
сохранить определенный уровень стабильности
семьи в возникшей ситуации. Таким образом,
отрицание может быть своеобразным способом
устранения эмоциональной подавленности,
тревоги.
Крайней формой негативизма становится отказ от
обследования ребенка другими специалистами и
проведения каких-либо коррекционных
мероприятий. Некоторые родители, выражая
недоверие к консультантам, какими бы
квалифицированными они ни были, многократно
обращаются в разные научные и лечебные центры с
целью отменить, устранить «неверный диагноз».
Именно на этом этапе формируется так называемый
синдром «хождения по кругу специалистов».
Чрезвычайно важными в этом случае являются
позиция и поведение психолога-консультанта.
Исходя из основополагающего принципа защиты
прав ребенка, он должен, просто обязан найти
правильную психотерапевтическую тактику для
сведения этого абсолютно непродуктивного
поведения семьи к минимуму.
Описанная фаза — негативизм и отрицание — как
правило, явление временное, и, по мере того как
родители начинают принимать диагноз и частично
понимать его смысл, они погружаются в глубокую
печаль, иногда даже тоску. Это состояние
подавленности, связанное с осознанием проблем,
характеризует III фазу.
Самостоятельное повторное обращение родителей
за помощью к специалисту, который выявил
имеющиеся у ребенка проблемы, знаменует собой IV
фазу — начало социально-психологической
адаптации семьи. Родители уже в состоянии
правильно оценить ситуацию, начать
руководствоваться интересами ребенка,
устанавливать адекватные эмоциональные
контакты со специалистами и достаточно разумно
следовать их советам.
Следует, правда, заметить, что возвращение к
предыдущему состоянию, предыдущей фазе вполне
возможно, особенно когда необходимая работа с
ребенком идет трудно, результат не так очевиден,
как этого хотелось бы родителям.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ
Длительность отдельных фаз, их
последовательность зависят от большого
количества факторов.
Существуют, как мы уже отмечали, принципиальные
отличия консультирования семьи с «проблемным»
ребенком от бытующих в настоящее время систем
семейного консультирования.
Во-первых, психологическое консультирование в
рамках семейного или возрастного
консультирования предполагает полную
добровольность обращения к специалисту. Это
означает достаточную мотивированность,
эмоциональную готовность к встрече, желание
изложить все, что кажется важным.
В случае консультирования ребенка с подозрением
на отклоняющееся развитие, на какие-либо
проблемы, «стыдные» или же сложные для понимания
родителей, картина может быть принципиально
иная: как правило, семья «вынуждается» к
консультированию специалистом (или социумом),
заподозрившим нарушение развития у ребенка. В
большинстве случаев это означает отсутствие
добровольности и, следовательно,
недостаточность собственной мотивации. Кроме
того, опасения по поводу неблагополучия
проявляются в отсутствии эмоциональной
готовности к консультированию, а в некоторых
случаях — и эмоциональном неприятии
консультирования как такового. В ряде случаев
специалисты сталкиваются с тем, что родители
скрывают (сознательно или неосознанно)
неблагоприятные особенности в развитии ребенка,
что представляет дополнительные сложности для
объективной диагностики состояния ребенка.
Во-вторых, классическое консультирование
предполагает возможность для семьи в любой
момент прекратить общение со специалистами.
Практика консультирования «проблемных» детей
показывает, что в некоторых случаях семья не
доводит до конца консультирование или,
неудовлетворенная результатами обследования,
начинает искать другого, «более удобного»
специалиста, который после повторного
обследования дал бы более благоприятную
информацию, отвечающую потребностям и состоянию
родителей. Как уже говорилось, такое поведение
семьи получило название хождение по кругу
специалистов. В результате могут быть потеряны
значительные силы, средства и, что более важно,
время, так необходимое для коррекционного
развития ребенка. Поэтому, исходя из принципа
соблюдения интересов ребенка, необходима такая
организация процесса консультирования, которая
позволит «удержать» родителей от
преждевременного прерывания работы, даст
возможность проведения ее в полном объеме.
Например, часто бывает необходимо буквально
заставить семью хотя бы еще раз прийти на
консультацию, объяснив это каким угодно
способом. Это (впрочем, как и многое другое)
входит в явное противоречие с основными
этическими законами консультирования, но наша
модель, как уже отмечалось, имеет принципиальные
отличия от бытующих в консультационной
психологии и базируется на несколько иных
принципах.
Подобная тактика проведения консультации должна
быть взята на вооружение любым специалистом, к
которому попадает такой ребенок и такая семья.
Только в этом случае мы можем в той или иной
степени гарантировать, что эффективная помощь
ребенку будет оказана вовремя, ведь подчас речь
идет даже не о потере месяцев, а о «загубленных»
годах.
Специалистам известны случаи, когда семьи с
ребенком с теми или иными выраженными
отклонениями в развитии (в основном умственной
отсталостью и различными вариантами искаженного
развития) годами консультировались у самых
разнообразных специалистов, включая «народных
целителей» и экстрасенсов, не принимая
практически никаких действенных мер по развитию
и возможному обучению своего ребенка. Время было
упущено, и выросший в подростка ребенок (в
возрасте 13 лет), в соответствии с правилами
приема в специальные коррекционные учреждения
образования, не был принят на начальную стадию
обучения.
Таблица
Подобные проблемы могут быть частично решены
путем тщательной организации самого процесса
консультирования семьи на всех этапах, включая
первый контакт с семьей (например, по телефону).
Таким образом, каждый этап консультационного
процесса (подготовка к консультации, первый
сеанс консультирования, диагностика развития
ребенка, заключительная беседа с семьей — выдача
информации, принятие семьей решения на
декларативном уровне) должен характеризоваться
специфичной для него структурой психологической
коррекции, присущими только ему методами и
приемами психологической работы с семьей.
ЭТАПЫ КОНСУЛЬТАЦИИ
Рассмотрим эти этапы и особенности работы
консультанта на каждом из них.
1. Подготовка к консультации
Независимо от того, были ли родители вынуждены
прийти или пришли сами, характер первого
контакта имеет особое значение.
При первом контакте семью уведомляют о том, какая
информация или документы необходимы. Желательно,
чтобы в этот момент родители задали интересующие
их вопросы, а также получили комментарии в
отношении предполагаемой консультации, что
позволило бы внести определенную ясность в их
ожидания. Доверительным отношениям могут также
способствовать некоторые справочные сведения о
специалистах, фамилия и регалии консультанта, к
которому они записаны, и т.п.
Консультант, задавая вопросы, предварительно
сориентируется в социально-бытовой ситуации в
семье, ее составе и структуре, именах и отчествах
ее членов. Подобная информация в значительной
степени вызывает уважение родителей, повышает
эффективность консультирования уже на первых
этапах.
2. Сеанс консультации
Эффективность проведения этого сеанса в большой
степени зависит от возможностей и навыков
специалиста, ведущего прием. В основном, это те
способности, которые создают климат
доверительного общения с консультируемыми:
эмпатическое сочувствие, понимание, уважение,
позитивное отношение, искренность и
конкретность.
Одним из важных компонентов
психотерапевтической работы является
способность к конфронтации. В то время как
способности к сочувствию связаны с
первоначальными шагами консультирования,
конфронтация идет дальше, она показывает
клиентам, что консультант отметил и осознал их
противоречивость. Здесь необходимо ввести такое
важное для консультирования понятие, как фазы
коммуникации.
Консультант должен взаимодействовать с семьей в
определенной последовательности, не пропуская и
не преуменьшая значения каждой фазы.
а) Выявление уровня понимания родителями
характера трудностей ребенка и уровня адаптации
семьи к этой ситуации. Это должно быть выяснено
до того, как родители сами начнут задавать
консультанту вопросы.
б) Внесение ясности в факты. На этой фазе родители
освещают факты семейной жизни и развития
ребенка. Они анализируются и аккумулируются
консультантом. Важным моментом этого этапа
является разъяснение родителям необходимости
подобной работы, что заставляет их
предварительно обдумывать эти факты.
в) Информирование семьи. На этом этапе происходит
не только передача информации семье, но и
проверка того, что и как восприняли родители на
предыдущих фазах работы. Нельзя подавать
информацию, не убедившись в том, что родители
поняли позицию консультанта, его взгляд на
проблемы семьи. Насколько четко и глубоко
консультант может выразить свое понимание
проблемы и свою позицию, зависит от самой семьи,
ее эмоционального статуса, культурного уровня,
принадлежности к определенному социальному слою
или конфессии.
Обратная связь от консультанта к семье включает
наблюдение за вербальными и невербальными
реакциями, контроль эмоций, купирование
нежелательных реакций.
Следует отметить, что вся структура процесса
консультирования: этапы и связанные с ними фазы
коммуникации — находятся в тесной связи с
динамикой эмоционального состояния родителей.
3. Принятие решения
Это основной этап всего консультирования. Тем,
насколько адекватно принято решение, насколько
оно осознано семьей и насколько родители будут
следовать ему в дальнейшем, определяется
эффективность консультирования в целом.
Необходимо, чтобы родители поняли, что это
решение повлияет на жизнь их ребенка. Их точка
зрения (пока лишь декларируемая) должна быть
интегрирована в концепцию чувства
ответственности.
Один из методов, который может быть использован
на заключительном этапе консультирования, —
метод визуализации будущего («метод структурных
сценариев»). Консультирующиеся должны
попытаться вообразить свое будущее.
Визуализация будущего является хорошей
возможностью узнать о существовании
альтернатив, а также представляет ценность для
тех родителей, которые испытывают трудности с
выражением своих чувств.
КАЧЕСТВА ПРОФЕССиОНАЛА
Очень велика роль профессиональных,
этических качеств специалистов, вступающих в
контакт с семьей. Зачастую именно установки,
способность консультанта как личности к
осуществлению эмпатийного диалогического
общения, утверждению «другого Я» при сохранении
собственного обеспечивает эффективность
консультирования и необходимо родителям гораздо
больше, чем просто владение различными техниками
и процедурами коррекции.
Выслушивая родителей, особенно если их слова
откровенны и выстраданы, консультант,
естественно, по-человечески сопереживает им,
проникаясь симпатией или антипатией к кому-то из
их окружения. Иногда эта идентификация с одним из
родителей может стать очень сильной.
Однако действия психолога будут более
эффективны в том случае, если он будет
мотивирован не этой эмоциональной
идентификацией и сочувствием, а стремлением
выполнить свою задачу как можно более
профессионально. Недостаточный профессионализм
в практике консультирования приводит к тому, что
консультант может оказаться не столько
союзником родителей, сколько «эмоциональным
донором», подменяющим профессиональную
деятельность тратой чувств и эмоций нередко в
ущерб собственной жизни и семейным отношениям.
Эти соображения присущи всем видам и системам
семейного консультирования и психологическому
консультированию в целом. В то же время
необходимо отметить, что консультирование семьи
с «проблемным» ребенком является наиболее
сложным, профессионально опасным и в то же время
наиболее благородным, особенно для начинающих
психологов.
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
Большинство семей обращается в консультацию с
целью получить от специалистов (психологов,
дефектологов и т.д.) четкую программу действий по
аналогии с рекомендациями врача. Они ждут
однозначного ответа о степени «виновности»
каждого из родителей (или подтверждения
виновности специалистов, учреждений, которые
принимали участие в рождении, развитии или
воспитании ребенка), а лучше — некоего «рецепта»,
благодаря которому их малыш «вылечится». Причем
большинство заранее не предполагает личного
участия в развитии своего собственного ребенка.
Однако их часто ждет разочарование, поскольку
многие вопросы они должны будут решать
самостоятельно. Ситуация усугубляется и большим
разбросом социокультурных показателей семей,
образовательным уровнем родителей. Известно, что
отношение к консультированию и влияние
специалистов различается у представителей
различных слоев общества: лица с более низким
уровнем развития и образовательным цензом более
уважительно, если не сказать благоговейно,
относятся к специалистам-консультантам, на них
может повлиять даже недирективное воздействие.
Нередко родители сами могут оценить значение
сообщаемых фактов и после этого обратиться к
консультанту. Но в любом случае необходимо таким
образом организовать взаимодействие родителей
со специалистами, чтобы семья впоследствии могла
вполне осознанно принять решение, в той или иной
форме подсказанное консультантом.
Консультант должен осознавать, что его позиция,
его тактики консультирования не должны нарушать
права родителей на определение судьбы своего
ребенка, а в конечном счете — судьбы своей семьи.
Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук
ЛИТЕРАТУРА
1. Гузеев Г.Г. Общая психологическая модель
поведения семьи в процессе консультирования//
Современные исследования по проблемам учебной и
трудовой деятельности аномальных детей: Тез.
докл./ Под ред. И.Т. Власенко и др. М.: АПН СССР, 1990.
2. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый
ребенок: Дисс... на звание канд. мед. наук. М., 1976.
3. Эйдмиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная
психотерапия. Л.: Медицина, 1990.
4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут
нашей помощи. М.: Педагогика, 1991.
5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Особенности
коррекционной работы с семьей в процессе
консультирования ребенка с отклоняющимся
развитием. // Школа здоровья, 1996, т. 3, № 3.
6. Семья в психологической консультации /Под ред. А.А.
Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989.
7. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.:
Педагогика, 1989. |