СЛУШАТЬ РЕБЕНКА. КАК?
Сценарий тренинга для родителей
Идея разработки и проведения тренинговых
занятий для родителей по теме «Общение с
ребенком» возникла на основе запросов педагогов
и самих родителей. Анализируя запросы родителей,
мы пришли к выводу, что суть проблем во
взаимоотношениях родителей с детьми заключается
в неумении выстраивать общение. Поэтому нами
была предпринята попытка разработки и
проведения тренинга для родителей
первоклассников по теме: «Слушать ребенка. Как?».
Цель
Познакомить родителей с техникой активного
слушания.
Задачи
Познакомиться ближе с родителями
первоклассников.
Выяснить у родителей, что они знают о технике
активного слушания.
Провести совместный анализ различных ситуаций, в
которых возникают трудности в общении с
ребенком.
Научиться распознавать чувства детей в разных
ситуациях.
Потренироваться использовать технику активного
слушания.
Время проведения — 1,5 часа.
Это мероприятие можно проводить в классной
комнате или в тренинговом помещении.
Материалы
Мягкая игрушка.
Бумага формата А4, А3.
Визитки.
Карточки с описанием различных ситуаций.
Конспекты для родителей с кратким содержанием
тренинга и домашним заданием.
Требования к организации тренинга
В это мероприятие мы включили в качестве
соведущего педагога, работающего с одним из
первых классов. Тренинг проводился с родителями
двух первых классов.
Ведущие предлагают родителям зайти в класс и
занять любое место в кругу.
Ведущий. Здравствуйте! Мы рады,
что вы нашли время прийти на наше мероприятие.
Сегодня мы, психолог и педагог, работающие в
вашем классе, проводим мероприятие в форме
тренинга. В ходе работы нам предстоит друг с
другом общаться, поэтому просьба ко всем
участникам: подписать и прикрепить визитки,
чтобы все знали, как к вам обращаться.
Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую
игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи
вы родители и в каком классе учится ваш ребенок, и
закончить следующее предложение: я пришел сюда...
В ходе выполнения этого задания участники по
очереди представлялись друг другу и говорили,
зачем они пришли на тренинг. Ведущий фиксировал
на листе высказывания участников. Поскольку
родители знали о теме мероприятия, то
большинство сказали, что пришли потому, что для
них эта тема является важной и актуальной.
На этом этапе ведущий делает обобщение по поводу
услышанного.
Ведущий. Сегодня мы будем
говорить о проблемах, которые возникают у нас в
процессе общения с детьми. Попробуем разобраться
в причинах, обсудим, как можно решать эти
проблемы.
Перед тем как мы приступим к работе, давайте
настроимся на совместную деятельность.
Настроиться нам поможет игровая разминка.
Разминка является, на наш взгляд, важной частью
тренинга.
Именно на этом этапе участники получают
возможность взаимодействовать в различных
игровых ситуациях. Игровые упражнения должны
быть просты по содержанию, безопасны для
участников и направлены на снятие напряжения,
барьеров. Поэтому ведущий должен, исходя из
собственного опыта, отдельно разработать этот
этап.
В нашу разминку мы включили следующие игры: «Я
сижу на полянке» и «Ветер дует на тех, кто...».
После проведения этих двух игр было видно, что
участники взбодрились, напряжение ушло и группа
готова к дальнейшей работе.
Ведущий. В нашей повседневной
жизни мы часто сталкиваемся с различными
ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут
что-то поделить между собой; ребенок
рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился
или подрался или кто-то его обидел и т. д. Все эти
ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем
вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с
ребенком.
Ведущий описывает несколько типичных ситуаций,
например: ребенок не хочет надевать шапку;
ребенок плачет, потому что другой сломал или
отобрал его игрушку. Ведущий на этом этапе каждый
раз спрашивает у родителей, что они обычно
говорят своим детям в таких случаях. Родители
делятся своим опытом и произносят хорошо
знакомые нам фразы: надо надеть эту шапку; не
переживай, купим другую игрушку; он немного
поиграет и вернет твою игрушку сам и т. д.
Ведущий. Как вы думаете, чего
ждут от нас дети в эти минуты?
Родители высказывают свою точку зрения. На
данном этапе важно выйти на понимание родителями
того, что ребенок ждет понимания, а не
родительских лекций и нотаций, а порой и угроз.
Ведущий. Причины трудностей
детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств.
Поэтому если просто что-то показать, чему-то
научить или как-то направить ребенка — мы ему не
поможем. В таких случаях лучше всего ребенка
выслушать. Психологи называют этот способ
активным слушанием.
Что значит активно выслушать?
Ведущий спрашивает родителей, что они знают об
этой технике.
Этот вопрос мы задаем не случайно. Во-первых,
многие родители читают разнообразную
психологическую и педагогическую литературу и
могут быть знакомы с этой техникой. Во-вторых, на
собраниях мы рекомендовали родителям
познакомиться с книгой Ю.Б. Гиппенрейтер
«Общаться с ребенком. Как?».
Родители по желанию говорят о том, что они
понимают под техникой активного слушания, а
некоторые даже делятся опытом использования
этой техники.
Ведущий. Вы совершенно верно
изложили суть этой техники. Позволю еще раз о ней
сказать: активно слушать ребенка — значит
«возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал,
при этом обозначив его чувства.
ПРИМЕР
СЫН. Он отнял мою машинку!
МАМА. Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН. Больше я туда не пойду!
ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ. Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА. Тебе она очень не нравится.
Ведущий. Сейчас мы предлагаем
вам разыграть одну сценку, где будет ярко
продемонстрирован этот способ.
Ведущий предлагает желающим разыграть сцену,
взятую из книги «Общаться с ребенком. Как?» (стр.
64).
Этот этап работы можно также подготовить заранее
с кем-то из участников, чтобы потратить меньше
времени.
СЦЕНКА
Мама занята деловым разговором. В соседней
комнате играют ее пятилетняя дочка и
десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач.
Плач приближается к маминой двери, и со стороны
коридора начинает дергаться ручка. Мама
открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в
косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын.
ДОЧЬ. У-у-у-у!
МАМА. Миша тебя обидел... (пауза).
ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!
МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась...
(пауза).
ДОЧЬ (перестает плакать, но все еще обиженным
тоном). Нет, он меня не поймал.
МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и
ты упала... (пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади,
утвердительно кивает головой.
ДОЧЬ (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (Забирается
к маме на колени.)
МАМА (через некоторое время). Ты хочешь побыть со
мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с
ним играть....
ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне
неинтересно.
МИША. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку
поставлю...
Ведущий. Вы только что увидели,
как мама использует технику активного слушания.
Давайте попробуем прописать алгоритм действий
этой техники.
Вывешивается чистый лист.
Представим, что у вас случилось что-то подобное и
вы решили использовать эту технику. Что вы будете
делать вначале?
Родители высказывают свои мнения.
Вначале нужно занять правильное положение по
отношению к ребенку. Вспомните только что
разыгранную сцену. Какое положение занимала
мама, когда разговаривала с дочерью?
Участники должны сказать, что глаза ребенка и
матери были на одном уровне.
Ведущий. Вы заметили совершенно
верно. Это действительно первый и важный шаг при
использовании этой техники: занять правильное
положение по отношению к ребенку. Почему это так
важно? Психологические исследования показали,
что человек воспринимает преимущественно именно
невербальную информацию, поэтому наша поза
является для детей самым сильным сигналом о том,
насколько мы готовы его слушать и услышать.
На этом этапе появляется лист, на котором написан
алгоритм действий по применению техники АС
(активное слушание).
На листе появляется первая запись:
1. Занять правильное положение по отношению к
ребенку (глаза взрослого и ребенка должны
находиться на одном уровне).
Ведущий. Вспомните, в какой
форме беседовала мать?
Участники должны выйти на то, что ответы матери
звучали в утвердительной форме.
Ведущий. Верно, вы сказали о том,
что ответы должны отражать сочувствие
(обозначать чувства ребенка) и звучать в
утвердительной форме. Во время беседы бывает
очень важно и полезно повторить, что, как вы
поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить
его чувства.
ПРИМЕР
СЫН (с мрачным видом). Не буду больше водиться с
Петей!
ОТЕЦ. Не хочешь с ним больше дружить.
На листе появляется вторая запись, второй пункт
алгоритма:
2. Повтор услышанного от ребенка.
Ведущий. Вы, наверное, обратили
внимание, что в нашей сценке после каждой реплики
мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы
помогали ребенку разобраться в своем
переживании и одновременно почувствовать, что
рядом с ним мать.
На листе появляется третья запись, третий пункт
алгоритма:
3. Делать паузы между фразами.
Ведущий. И самый главный момент
— это обозначение чувства ребенка.
На листе появляется четвертая запись, четвертый
пункт алгоритма:
4. Обозначение чувства ребенка.
Ведущий. Если говорить о
коротком варианте этой техники, то он может
выглядеть так: чувства — в утвердительной форме.
На листе появляется последняя, пятая запись,
пятый пункт алгоритма:
5. Чувства — в утвердительной форме.
Далее ведущий еще раз зачитывает все пункты
получившегося алгоритма.
На этом этапе участники могут задавать друг
другу вопросы по алгоритму. Лучше, если ответы
родители будут получать не от ведущих, а друг от
друга.
Ведущий. А теперь давайте
потренируемся использовать технику АС.
Каждый из вас получит карточку, на которой
описана ситуация. Ваша задача — понять, какие
чувства испытывает в данной ситуации ребенок.
Участники получают карточки и работают с ними.
Ситуации, описанные в карточках, взяты из книги
Ю.Б. Гиппенрейтер, например: ребенку сделали укол,
он плачет: «Доктор плохой!»
Ведущий. Давайте посмотрим, что у
вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать
карточку и говорить, какие, по вашему мнению,
чувства испытывает ребенок.
Участники без проблем справляются с
предложенным заданием.
Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре
предстоит обсудить, а затем записать на листе
одну из типичных ситуаций, с которыми вы
сталкиваетесь в общении с ребенком.
Участники
по желанию разбиваются на пары и с огромным
интересом обсуждают различные ситуации, с
которыми сталкивались в процессе общения с
детьми. Затем записывают эти ситуации на
карточки и отдают ведущим.
Сейчас каждая пара будет вытягивать по одной
карточке. Задача пар: познакомиться с описанной
ситуацией и попробовать ее показать, используя
технику АС.
На данном этапе пары разыгрывали доставшиеся им
ситуации, пробуя использовать технику АС. Было
видно, как сложно участникам применять
полученные знания на практике. По ходу работы
выяснилось, что многие родители описали на
карточках те ситуации, в которых они не смогли
использовать технику АС. Разыгрывание этих
ситуаций помогло многим родителям понять, почему
активное слушание не сработало.
Причина в основном сводилась к одному: родители
не всегда понимали, почему ребенок ведет себя так
или иначе. Нам показалось очень полезным, что эта
проблема появилась во время нашей работы,
поскольку на какие-то вопросы родители получили
ответы.
А в целом, для того чтобы хорошо во всем
разобраться, нужно уделить больше времени
обсуждению. Мы решили, что следующий тренинг
может быть посвящен именно анализу поведения
детей в различных ситуациях.
Ведущий. Вы только что
попробовали использовать технику АС. Убедились в
том, как это непросто. Увидели, что вам так и
хочется задать ребенку вопрос и
прокомментировать ситуацию. Что ж, это
совершенно нормально. Давайте теперь попробуем
ответить себе на такой вопрос: что может дать нам
техника активного слушания для общения с
ребенком?
На доске появляется лист, на котором написано:
Результаты применения техники АС.
Родители высказывают по желанию свое мнение. В
основном ответы наших родителей свелись к
следующим результатам: данная техника помогает
выстраивать отношения с детьми, лучше понимать
детей; с ее использованием ослабевает напряжение
в общении.
Ведущий: Вы действительно
правильно сумели почувствовать, что может дать
техника АС. Позвольте, я еще раз зачитаю вам итоги
нашего обсуждения.
Ведущий зачитывает следующие результаты и
коротко фиксирует их на листе.
Исчезает или сильно ослабевает отрицательное
переживание ребенка (разделенная радость
удваивается, а разделенное горе уменьшается).
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его
слушать, начинает больше рассказывать о себе.
Ребенок сам учится решать свои проблемы.
Ребенок начинает активно слушать родителей.
Родители становятся более чувствительными к
нуждам и горестям ребенка, легче принимают его
«отрицательные» чувства, то есть меняются и сами
родители.
Ведущий. Возможно, многим из
вас показалось, что предложенная техника
является искусственной, неестественной для
нашей среды. Мне понравилось сравнение, которое
приводит Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей
книге «Общаться с ребенком. Как?».
Хорошо известно, что начинающие балерины
проводят часы в упражнениях, далеко не
естественных с точки зрения наших обычных
представлений. Например, они разучивают позиции,
при которых ступни ставятся под различными
углами, в том числе под углом 180 градусов. При
таком «вывернутом» положении ног балерины
должны свободно держать равновесие, приседать,
следить за движениями рук, и все это нужно для
того, чтобы потом они могли танцевать легко и
свободно, не думая уже ни о какой технике.
Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и
порой необычны, но когда вы ими овладеваете,
«техника» исчезает и переходит в искусство
общения.
Мы не будем сейчас давать оценку этой технике. Я
прошу всех по очереди ответить на два вопроса:
Готовы ли вы попробовать использовать эту
технику?
Считаете ли вы полезным и нужным проведение
подобных мероприятий?
Все участники на данном этапе сообщили, что они
готовы попробовать использовать технику АС.
Родители были единодушны во мнении, что
проведение подобных мероприятий необходимо и
полезно для них.
По окончании занятий мы предложили участникам
домашнее задание, которое помогло бы нам в
проведении следующего тренинга с родителями.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Ознакомьтесь с приведенной таблицей.
2. Опишите три типичные ситуации в общении с
вашим ребенком, используя аналогичную таблицу.
Татьяна АЗАРОВА,
психолог НОУ «Экономическая школа-лицей» |