Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2003


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Не быть потребителем даров другого»

Рассказать об особенностях и проблемах современной семьи, семейно-ролевом поведении, а также о подготовке подрастающего поколения к семейной жизни и возникающих на этом пути трудностях мы попросили известного специалиста по вопросам семьи и брака, члена Общества семейных консультантов и психотерапевтов, кандидата психологических наук, руководителя российско-британской программы профессиональной переподготовки по практической психологии, проректора по учебной работе Московской высшей школы социальных и экономических наук Бориса Юрьевича ШАПИРО.

Борис Юрьевич, изменилось ли представление о семье как социальном институте
за последние десятилетия?

Для начала я бы четко определил предмет нашего разговора. В рамках различных научных и прикладных дисциплин термин «семья» интерпретируется по-разному. С психологической точки зрения, когда мы говорим о семье, нам важен характер сложившихся там взаимоотношений. А такие значимые с юридической точки зрения показатели, как официальная регистрация брака, совместное ведение домашнего хозяйства, совместное проживание на одной площади, отходят на второй план.
Сейчас во всех промышленно развитых странах снизился престиж семьи как социального института. Этот процесс идет уже несколько десятилетий. И здесь Россия оказалась в первых рядах. Если обратиться к официальной статистике ООН, то можно увидеть, что по количеству разводов мы находимся на втором месте в мире. Пальма первенства здесь принадлежит Мальдивским островам, затем идут Россия, Гуам, Белоруссия, США. Хотя, конечно, бракоразводная статистика не дает адекватного представления о состоянии института семьи, поскольку базируется исключительно на формальных критериях — официально зарегистрированных браках и разводах. А в реальной жизни есть еще достаточно большое количество и незарегистрированных семей, которые тоже могут распадаться, и формально сохранившихся «официальных» семей, которые психологически уже давно распались.

Почему мы здесь «добились» таких высоких показателей?

На фоне пресловутой сексуальной революции и либерализации половой морали официальный брак перестал быть единственным легальным способом организации сексуальных отношений. К этому можно добавить эмансипацию женщин, для которых фактор замужества стал менее значимым: все больше становится тех, кто ориентирован на сознательное одиночество. Даже при наличии ребенка лишь бы какой муж (как было несколько десятилетий назад) уже не нужен.
Почему раньше для женщины брак был значим? Она в течение нескольких тысячелетий истории человеческого общества была социально и экономически зависима от мужчины. Социальный статус и финансовое положение женщины зависели от двух вещей: удастся ли ей выйти замуж и насколько удачно.
Сейчас для многих это уже психологический атавизм: поскольку ценность замужества снизилась, можно вступать в сексуальные отношения вне брака и самой зарабатывать деньги.
Большую роль здесь играют и причины социально-экономического порядка, в частности уровень благосостояния населения.
В условиях рыночной экономики возрастают индивидуалистические настроения и ориентации. Появилась прослойка людей, которые могут себе позволить гораздо больше жизненных благ и свободы, чем раньше. Мужчина может содержать домработницу или экономку, а женщина может обеспечить ребенка. Хотя само занятие бизнесом, к сожалению, плохо совместимо с семейной жизнью, как для женщин, так и для мужчин.
Возникла новая категория семей, получивших название «экстерриториальные союзы», где муж и жена (с детьми) живут отдельно в рабочие дни недели, а объединяются на выходные и/или в отпускное время.
Получается, что с обеих сторон нет выраженной ориентации на вступление в брак. Женщине часто это уже не очень надо, а мужчина либо погрязает в работе, либо не готов, либо не хочет брать на себя ответственность в рамках семейных отношений.
Ведь семейные отношения предполагают не только позитивные моменты: наличие определенных чувств друг к другу, радость от совместного проживания, продолжение себя в детях, но и разделенную ответственность друг за друга, за детей и за семью в целом.
Сейчас решения о вступлении в брак и об обзаведении первым ребенком принимаются в среднем на 3–5 лет позднее, чем несколько десятилетий назад. С одной стороны, это плохо, поскольку чем моложе женщина, тем выше ее репродуктивные способности, а с другой стороны — решается проблема ответственности. Ребенком нужно обзаводиться тогда, когда ты уже в состоянии гарантировать ему хороший физический и психологический уход.

Есть ли здесь особенности, присущие только нашей стране?

Да. Дело в том, что процесс дестабилизации института семьи происходит в крупных городах, особенно в таких, как Москва, Санкт-Петербург, гораздо более динамично, чем на периферии. Там все-таки прежние формы взаимоотношений более устойчивы, поскольку социально-экономические изменения проходят более медленными темпами.
Кроме того, у нас, в отличие от западных стран, сохранились более традиционные полоролевые представления о том, что такое муж, что такое жена и как они должны вести себя в браке. При этом я вовсе не утверждаю, что это хорошо. У нас долгое время существовала семья патриархального типа с главенством мужчины. Точнее сказать, мужчина считал, что именно он — глава семьи, и требовал от женщины соответствующего ролевого поведения.
Но для определенного типа людей это имеет и свои «плюсы». Недаром российские женщины ценятся во всем мире в качестве жен. Ведь они являются носителями определенных женских стереотипов: домашних, уютных, нежных, заботливых, ласковых.
Есть специфика построения семейных отношений, связанная с социально-экономической ситуацией. В России, как и во всех промышленно развитых странах, идет ярко выраженное «сползание» к малодетности или бездетности в семьях. Но происходит это по разным причинам.
В западных странах, где предпочтение отдается карьере, зарабатыванию денег, заботе о собственном здоровье, люди часто не хотят обременять себя детьми. А в России, где дети традиционно были и остаются высокой ценностью, эта проблема во многом связана с социально-экономическим фактором — все труднее становится вырастить ребенка.
Можно привести еще одну параллель для сравнения. На Западе, в отличие от России, широко распространено усыновление. Но этим занимаются люди достаточно зажиточные, принадлежащие к среднему, выше среднего или высшему классу. У нас же много детей заводят либо родители с низким уровнем ответственности, либо те пары, где по каким-то причинам (например, религиозным), не практикуется контрацепция. К сожалению, высокая рождаемость характерна и для семей алкоголиков.

Но в России женщине всегда отводилась особая роль. Она и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдет»…

Здесь затронуто несколько важных аспектов семейно-ролевых отношений. С одной стороны, это проблема ответственности, с другой — выносливости.
К сожалению, еще в Советском Союзе существовал феномен так называемой «двойной нагрузки» женщины. При примерно равной занятости в сфере общественного производства женщина в среднем тратила на быт и семью в два с половиной – три раза больше, чем мужчина. В конце 70-х годов женщина затрачивала на семейно-бытовые дела 27 часов в неделю, а мужчина — 11.
В плане распределения внутрисемейных функций и ответственности мужчина, претендующий на роль главы семьи, брал на себя планирующие и контролирующие задачи плюс, если получалось, роль «добытчика», а исполнительские функции возлагались на женщину. Получалось несправедливое и диспропорциональное распределение семейных ролей с кучей негативных последствий: и для партнерских отношений, и для детей.
Что касается выносливости, то здесь все очень банально. Есть известная теория в биологии (у нас в стране ее разрабатывал академик В.А. Геодакян), утверждающая, что с точки зрения биологии слабый пол — это мужчины, а сильный — женщины. Есть только три параметра, по которым мужчины превосходят женщин: средний показатель роста, средний показатель абсолютной физической силы и средний показатель массы тела. А вот по показателю устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды и стрессам мужчины женщинам сильно уступают, что проявляется, среди прочих факторов, в существенно меньшей, чем у женщин, продолжительности жизни.
Я очень рад, что сейчас появились мужчины, которые способны содержать свою семью и дать возможность женщине не работать, если она этого хочет.

Борис Юрьевич, а как все эти изменения семьи сказываются на детях?

Самым негативным образом. Дело в том, что произошли качественные изменения в процессе так называемого социального наследования. Ведь ребенок получает представление о семье как ценности и о семейно-ролевом поведении чаще всего на примере своих родителей.
Когда у нас где-то с 60–70-х годов начался рост разводов, то, соответственно, увеличилось количество детей из неполных семей. Это привело к очень серьезным проблемам. Если в семье, где нет отца, оставался, например, мальчик, то у него не формировался эталон мужского поведения, поскольку не было значимого взрослого противоположного пола. Девочка в такой ситуации тоже не знает и не видит мира взрослого мужчины, а это может впоследствии привести к возникновению коммуникативных проблем с противоположным полом.
Кроме того, мать, которая одна воспитывает детей, часто стремится совместить в одном лице функцию отца и матери, что проявляется в более жестком стиле взаимоотношений с ребенком, поскольку мужской стереотип воспитания является более аскетичным и строгим. Иногда сюда добавляется агрессия, которая переносится с бывшего мужа на ребенка. Кстати, эта же проблема агрессии и непринятия ребенка возникает и в случае, когда ребенок — следствие нежелательной беременности.
Поэтому часто девочки из неполных семей, которые ассоциируют себя с матерью, считают, что агрессивное, жесткое поведение нормативно для женщины. В этом плане в свое время знаковым стал фильм «Чучело», который впервые показал агрессивность девочек и одну из причин ее возникновения.
На формировании личности ребенка негативно сказывается и сама ситуация разрыва отношений между родителями. Поскольку в нашей стране отсутствует культура развода и бывшие супруги, как правило, расстаются врагами. При этом они начинают мстить друг другу через детей, которые становятся «полигоном» для выяснения отношений. Девочек матери настраивают против отцов, делая обобщение, что все мужчины — подлецы, мальчикам папа говорит соответствующие слова о женщинах. Все это влияет на то, что ценность семьи и долговременных партнерских отношений падает.
Даже в самых материально благополучных семьях, где женщина ориентирована на карьеру, могут возникнуть проблемы. В США было проведено исследование семей, где оба партнера сугубо ориентированы на свою профессиональную деятельность. Для таких пар семейные ценности и дела находятся на втором плане, и детям там, соответственно, любви и внимания уделяется гораздо меньше, чем требуется.
К сожалению, когда конфликтующей или дезорганизованной семье не оказывается профессиональная психологическая помощь, то жизнь супругов превращается в сплошное выяснение отношений. Для детей такая форма общения становится нормой. Они четко усваивают, что любое выяснение отношений и решение проблем возможно только путем конфликта, и, как правило, деструктивного (то есть ссоры).
А поскольку с 1956 года из школ была убрана психология как учебный предмет, дети перестали получать представление о том, что такое личность человека, его характер; как нужно правильно строить разные типы взаимоотношений и какие есть оптимальные приемы профилактики и решения конфликтов.

Возникает закономерный вопрос — что делать? Могут ли на эту неблагоприятную ситуацию влиять школьные психологи?

У меня есть глубокая уверенность, что самый эффективный путь — заниматься профилактикой. И начинать эту работу надо с раннего возраста. Ведь то, что ребенок видит в семье, оказывается более действенным, чем любая учебная программа в школе. Можно, к примеру, тысячу раз говорить детям в школе о вреде курения, но когда они видят, что отец с матерью курят, то все рассказы о капле никотина, которая убивает лошадь, выглядят как наивная сказочка для маленьких.
В дисгармоничных семьях обычно вырастают дисгармоничные и дезадаптивные дети.
Школьный психолог должен уметь профессионально и грамотно работать с ребенком и его семьей. Для этого ему необходима хорошая подготовка по семейному консультированию и психотерапии. Я не говорю, что не нужны программы подготовки детей к семейной жизни, но их эффективность резко повысилась бы в условиях целостной интегративной психолого-педагогической работы с семьей и ребенком.

На какие ценности следует ориентировать детей при проведении такой работы?

Вопрос интересный и правильный. Первое, что надо делать, — формировать ценность семьи как таковой. Если мы будем просто говорить детям: «Надо обзаводиться семьей, вступать в брак...», то понятно, что для ребенка все это очень далеко. Нужно «бить» через личностную значимость в уязвимые точки.
Можно доказать, что семья нужна, прежде всего, самому человеку. Есть даже медицинские исследования, которые показывают, что холостые или разведенные люди гораздо более подвержены различным болезням и даже чаще попадают в автокатастрофы.
В тридцатых годах прошлого века было проведено обследование советских долгожителей под руководством академика А.А. Богомольца. Оказалось, что помимо других факторов (здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек) на продолжительность жизни влияет благополучный брак.
В 50-х годах появилась очень интересная итальянская статистика, где сравнивалась смертность в трех группах населения: состоящих в браке, холостых и разведенных. По разным причинам: цирроз печени, сердечно-сосудистые заболевания, суициды, дорожно-транспортные происшествия. Оказалось, что наименее уязвимыми являются состоящие в браке, на втором месте идут разведенные, на третьем — холостые.
Дело в том, что помимо чисто психологических преимуществ брака, есть и практические вещи, такие, как регулярное домашнее питание, регулярная сексуальная жизнь, экономическая выгодность домашнего хозяйства и др.
Второе базовое направление — формирование отношения к детям как к ценности.

Как быть с детьми из деструктивных семей? Ведь пример папы-алкоголика не вдохновляет на счастливое будущее...

Деструктивных (или дезорганизованных) семей было всегда очень много. И многие союзы, где женщина живет десятилетия с мужем-алкоголиком, в силу ряда причин достаточно прочные, хотя и дисгармоничные.
Очень многие считают, что ребенку нужен отец, все равно какой (то же — в отношении матери). Это глубокое заблуждение. Лучше неполная семья с благоприятным психологическим микроклиматом, чем полная, но дезорганизованная — со скандалами. В любом случае «лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас!»
Когда родитель находится в ситуации выбора между своими личными предпочтениями и интересами ребенка, на первом плане всегда должен оставаться ребенок. Если же мать все-таки не хочет порывать с мужем-алкоголиком, то она может с ним встречаться вне семьи. Но ребенок не должен видеть пьяного отца, не должен видеть, как тот оскорбляет или избивает мать. Это все та же проблема ответственности, в данном случае матери за ребенка: он у тебя есть, и ты должна нести за него ответственность до его совершеннолетия!
Есть известное психологическое правило: «За все надо платить!» Это плата женщины за то, что она имеет ребенка от отца, который был (или стал) девиантным.
К сожалению, в нашей стране нет социальных служб, которые, при наличии угрозы для физического или психического развития ребенка, формирования его личности, могли бы повлиять на ситуацию в семье. В этом случае ответственность от матери частично переходит к профессионалам. Если, например, в США люди услышат, что в соседнем коттедже кричит малыш и похоже, что его избивают, то моментально последует звонок в полицию или в социальную службу и через пять минут обидчика в доме не будет. А если этот случай не первый, то будет суд с очень серьезными последствиями для обидчика.
Другими словами, если взрослые в первую очередь будут думать о себе, а потом уже о детях, — тут уже должно вмешаться общество.

Очень часто родители мальчиков, даже из благополучных семей, жалуются на их инфантилизм. С чем это связано?

Когда женщина стала активно бороться за свои права в обществе и в браке, получилось так, что начал катастрофически падать авторитет отца в семье.
Возьмем типичную семью. Ребенок видит, что реально главой семьи является мать, поскольку именно в ее руках сосредоточены основные рычаги влияния и власти. Отец может декларировать все что угодно, стучать кулаком по столу, давать всем указания, но в большинстве семей распорядительницей бюджета, регулятором сексуальных отношений, домоправительницей и семейным педагогом является женщина. И если в семье предразводная ситуация, то это — угроза потери ребенка для отца, поскольку в случае развода ребенок практически всегда остается с матерью.

А почему мужчины так легко сдали свои позиции?

Потому что мужчине, чаще всего в городской семье, нечего делать. Даже воспитание детей (особенно маленьких) испокон веков считалось прерогативой женщины. Это большая ошибка.
Вообще непонятно, какую функцию большинство мужчин выполняет в доме. Ну, деньги приносят, но при этом выслушивают попреки: «Ты лентяй, ничего не делаешь, ничего не умеешь!» Да и мелкий ремонт дома бывает нечасто. И потом — чинить электропроводку должен все-таки специалист.
Отсюда идентификация мальчика с отцом в плане его семейного полоролевого поведения не дает должных представлений о функциях мужа и отца в семье. Эти установки дети впоследствии переносят в собственную семейную жизнь. В школе, особенно в начальной, представители «сильного» пола обычно тоже оказываются на вторых социальных ролях. Кто в школе инициативней? Девочки, поскольку они социально более активны. Кто лучше учится? Они же. Да еще они исполнительней и послушнее, поскольку имеют более высокий уровень конформизма.

Сейчас появилась еще одна проблема — популярность однополых отношений среди молодежи.

Здесь имеет значение целый ряд факторов. Оставим «за бортом» медико-биологические детерминанты формирования гомосексуальной ориентации. Рассмотрим некоторые социально-психологические причины этого явления.
Подросткам свойственно любопытство, в том числе в сексуальной сфере. Плюс — классические реакции типа подражания, имитации, желания вести себя как «взрослые». И если несколько десятилетий назад гомосексуальность была социально табуирована, а в ее мужском варианте — уголовно наказуема, то сейчас эта тема совершенно открыта и хорошо иллюстрирована в средствах массовой информации. А подросткам хочется попробовать все.
Не будем сейчас говорить о совращении и насилии — это уголовная проблематика. Хотя таких случаев очень много. Известно, например, что старшеклассники нередко принуждают к гомосексуальным отношениям младших школьников.
Не секрет, что многое зависит от того, как складывается индивидуальный сексуальный сценарий человека. Женщины могут получать в эротико-сексуальных контактах друг с другом те ощущения и эмоции, которые не могут получить от мужчин, а мужчины, например, могут просто бояться близких отношений с женщинами из-за существующих в общественном сознании мифологических представлений об эталонах маскулинности и фемининности. Кроме того, есть такое явление, которое я называю «половой шовинизм». Это мужененавистничество женщин и женоненавистничество мужчин, которые имеют чисто социальную природу.
Но, безусловно, многие причины различных отклонений в сексуальном поведении подростков надо искать в семье. В ранние беспорядочные сексуальные связи (если оставить в стороне сексопатологию и эндокринопатологию) вступают недолюбленные в семье девочки, которые получают через секс то, чего они не получили от отца. Или которые, например, имеют комплекс неполноценности по поводу внешности и таким образом самоутверждаются, повышают свой социометрический статус в группе сверстников.
Наконец, чем больше насилия в обществе, тем больше вероятность того, что девочки будут уходить в гомосексуальные контакты, поскольку у них будет возникать стойкое негативное рефлекторное отношение к сексу с мужчинами.
А у мальчиков есть и другие причины. Это может быть, например, несформированность навыков межполовой коммуникации. Почему многие подростки алкоголизировались, прежде чем пойти на танцы? «Для храбрости!» Теперь некоторые из них «пошли другим путем».

Борис Юрьевич, а как вы относитесь к тому, что в нашей стране была попытка официально разрешить ранние браки?

Я воспринимаю это как желание замаскировать негативные последствия отсутствия в воспитательно-образовательных учреждениях и в семье полового воспитания и сексуального образования. Ни для кого не секрет, что резко снизился возраст вступления в сексуальные контакты и начала половой жизни.
Кроме того, сейчас очень много насилия, поскольку детей не учат взаимодействовать друг с другом (в том числе и с противоположным полом), не учат распознавать ситуации потенциального риска. Они не понимают, что нельзя демонстрировать провокационное поведение, не знают, как отказать в сексуальных притязаниях, не обидев другого, возможно, значимого человека.
Поэтому для того, чтобы все выглядело красиво в первом и во втором случае, и был придуман закон.
Но это бред! В таком возрасте — 14 лет! — дети, не обладающие определенной психологической и социальной зрелостью, не готовы ни к материнству (родительству), ни к супружеству!
Сейчас, вместо того чтобы учить детей, как им правильно себя вести, стараются все запретить. Меня удивляют время от времени появляющиеся дискриминационные призывы типа: «Голубых сажать в тюрьму!», «Запретить аборты!» Не надо ничего запрещать, лучше формировать нравственность и правильную культуру поведения, в том числе сексуального.

Но как?!

Большинство задач подготовки к семейной жизни пересекается с банальным нравственным воспитанием. Достаточно научить детей общечеловеческим ценностям, в том числе исповедовать в своей жизни принцип: «Не навреди!»
Подготовка к семейной жизни может рассматриваться как частный случай обучения правильной коммуникации, правильному отношению к себе и другим. Человек, если это зрелая личность, должен, в числе прочего, уметь три вещи: отвечать за свое поведение, контролировать его и грамотно выстраивать. А также нести ответственность за свое здоровье и здоровье тех, кто рядом с ним.
Ответственность — один из основных показателей зрелости личности. В советские времена, когда я работал в МГПИ им. В.И. Ленина, к нам приехала делегация американских школьников. Они ходили на уроки в школы, общались с нашими детьми. И знаете, что их удивило больше всего? То, что у нас списывают и подсказывают.
Они не понимали: какой тогда смысл учиться? Ведь ты сам должен отвечать за свою жизнь и за свой уровень образования. А иначе — для кого ты учишься? Для родителей? Для учителей? Наши дети, к великому сожалению, очень редко задумываются над этим.
Что такое поведенческая социализация? Когда ребенок уже знает, что можно, а что нельзя. Это должно формироваться с детства. Если малыш хочет конфету, то он должен понимать, что нельзя просто подойти к ларьку и взять ее, не заплатив. Детей надо учить отвечать за свое поведение и его контролировать. В процессе воспитания эти ответственности постепенно нарастают. Сначала они мелкие, но завершается социализация личности уже формированием ответственности, связанной с нравственностью.
Взаимоотношения должны базироваться на определенных этических нормах и правилах. При этом один из важнейших психологических законов их выстраивания — прежде всего давать, а потом уже брать, то есть делать во взаимоотношения позитивные вклады, а не быть просто потребителем даров другого.
Именно это — основа всей дальнейшей жизни молодого человека, в том числе и семейной.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Московская высшая школа
социальных
и экономических наук
Тел.: (095) 564-85-82

Спонсор публикации статьи – частная медицинская клиника NewMed. В профессиональной команде одного из самых крупных медицинских центров Израиля работают специалисты лучших израильских клиник, а так же светила мировой науки. Высокопрофессиональный коллектив, современное диагностическое и медицинское оборудование, использование высокоэффективных протоколов лечения заболеваний позволяет оказывать широкий спектр медицинских услуг, в том числе и лечение цирроза в Израиле. Специалисты клиники проведут доскональную диагностику состояния печени, проведут медикаментозное лечение, разработают правильный режим и диету. Своевременное обращение к врачу при гепатологических заболеваниях позволяет полностью избавиться от проблем с печенью.