«Детям всегда нужны взрослые!»
|
«Психолог всегда
должен учитывать
возможные последствия», –
считает М.Р. Битянова
|
Уровень развития любой системы
определяется характером задач, которые она
ставит перед собой. Эта мысль посетила меня на
психологическом семинаре «Методы активизации
субъектной позиции детей и взрослых в работе
школьного психолога», который проводили в конце
января психологи НОУ «Экономическая
школа-лицей» под руководством кандидата
психологических наук
М.Р. Битяновой.
Одно его название, как показалось на первый
взгляд, было в состоянии отпугнуть многих коллег,
все еще решающих вопрос: чем все-таки им
заниматься – диагностикой или коррекцией? Но на
семинар собрались психологи не только из Москвы,
Санкт-Петербурга, Тольятти, но даже из далекой
Элисты.
Работа была спланирована таким образом, что
основная тема семинара – «Возможности развития
субъектной позиции детей и взрослых в системе
работы школьного психолога» — была представлена
во всей полноте. За три дня слушатели смогли
познакомиться как с теоретическими подходами к
этому вопросу, так и с методами его практической
реализации: стать участниками мастер-классов,
деловых игр, игр-тренингов.
Осмысливая во вступительной лекции функционал
школьного психолога, М.Р. Битянова пришла к
выводу, что многообразие обязанностей
педагога-психолога (которые часто сводятся к
«латанию дыр») не дает возможности работать на
перспективу. А ведь именно развивающая,
превентивная работа должна быть основной
составляющей психологического сопровождения
учащихся.
УЧИТЬ ИЛИ РАЗВИВАТЬ?
Проблема психологического развития личности,
по мнению М.Р. Битяновой, — самое слабое место
всех психологических теорий. А при анализе
ситуации в современной школе сам собой возникает
вопрос: что именно надо у детей развивать? Не
говоря уже о том, каким образом это делать.
Само развитие в условиях школы понимается
двояко. С одной стороны, оно происходит
естественно и неизбежно по мере перехода ребенка
из класса в класс. Но, с другой стороны, развитие
— это отдельный процесс, который можно
спроектировать заранее и осуществлять
целенаправленно. Правда, здесь возникают другие
вопросы: какие параметры будут положены в основу
развития?
Многие считают, что ребенок должен развиваться
по своей индивидуальной образовательной
траектории. Но это возможно лишь в условиях
индивидуального обучения. А психологу
образовательного учреждения целесообразнее
задуматься о типовых траекториях развития,
точнее — о своеобразном «коридоре развития»,
границы которого определяются как возрастными
особенностями, так и индивидуальными
возможностями ребенка.
Составляющими такой работы должно стать
определение основного направления (вектора)
развития, а также путей и средств его реализации.
В зависимости от общих установок, существующих в
учебном заведении, развитие может идти самыми
различными путями. Первый и самый
распространенный вариант — направленность на
результат, когда учащихся ориентируют на некие
достижения в учебном процессе. Правда, такой
вариант развития видится М.Р. Битяновой довольно
односторонним, поскольку не затрагивает всю
личность ребенка, а ограничивается его
познавательной сферой. Часто это происходит в
ущерб сфере эмоциональной.
Марина Ростиславовна предостерегает: если
школьный психолог начинает заниматься
развивающей деятельностью, то он должен
предусмотреть все возможные последствия!
Другой вариант развивающей деятельности может
возникнуть, когда работающий в школе психолог
осознает необходимость всестороннего развития
учащихся и попытается убедить в
целесообразности этой работы весь
педагогический коллектив.
Наиболее оптимальным видится вариант, при
котором общеобразовательная концепция школы
разрабатывается совместными усилиями психолога
и всего педагогического коллектива. Конечной ее
целью может стать развитие и поддержка
субъектной позиции каждого школьника и
взрослого (педагога, родителя) в отношении учебы,
окружающих людей и самого себя.
О СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
Внимательно слушая М.Р. Битянову, я поняла, что
под субъектной позицией понимается система
отношений человека к миру, другим людям, самому
себе, позволяющая ему сознательно, ответственно
и свободно строить свою жизнь, совершать
поступки и жизненные выборы, основным критерием
которых являются нравственные ценности. Все это
предполагает высокий уровень эмпатии, а также
наличие адекватной самооценки и умения
оценивать свои поступки.
Но эти жизненные ценности могут остаться мертвым
грузом без умения осознанно планировать свои
действия. Важными качествами здесь являются
гибкость, то есть умение вносить в жизненные
планы своевременные коррективы, и саморегуляция
в достижении целей и решении задач. Это
предполагает наличие таких личностных качеств,
как развитая рефлексия, критичность, умение
конструктивно взаимодействовать с другими
людьми.
Работа над активизацией субъектной позиции
детей, педагогов и родителей (соотнесенная с
целями деятельности школы) дает школьному
психологу основу для непосредственного
формирования субъектных качеств учащихся.
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ЭШЛ
Работа по развитию субъектной позиции
школьников охватывает весь цикл обучения
ребенка в школе. На каждом возрастном этапе
реализуются те или иные ценностные и
содержательные аспекты работы с детьми.
Такое значимое направление, как «Человек как
субъект отношений с другими людьми»,
продолжается с 1-го по 11-й класс, охватывая все
время пребывания ребенка в школе. Правда, формы
его реализации могут быть самыми различными.
Параллельно проводится работа по другим
направлениям развития субъектной позиции.
В начальной школе проводится большая работа по
активизации субъектной позиции педагогов и
родителей первоклассников. Возможности такой
деятельности были наглядно представлены на
мастер-классах М.Р. Битяновой «Деловая игра с
педагогическим коллективом 1-го класса по
проектированию системы адаптационной
деятельности» и Т.В. Азаровой «Деловая игра с
родителями первоклассников «Требования семьи и
школы». Как это часто происходит на семинарах в
ЭШЛ, собравшиеся смогли стать непосредственными
участниками деловой игры-тренинга для родителей
и педагогов по прояснению ожиданий и постановке
совместных воспитательных задач (ведущие М.Р.
Битянова и Т.В. Беглова).
Период перехода из начальной школы в среднюю
сопровождается реализацией программы
«Профессия – школьник», которая помогает детям
освоить умение проектировать учебную
деятельность.
Программа реализуется с 5-го по 10-й класс
небольшими курсами. Так, пятиклассники осваивают
курс «Учимся решать задачи», а шестиклассники и
семиклассники учатся «думать и исследовать мир».
Одно из важных направлений формирования
субъектной позиции называется «Человек как
субъект изменений собственной жизни». В его
рамках у восьмиклассников проводятся циклы
психологических тренингов «Я и другие». Кроме
этого, в средней школе идет работа по построению
будущего: «Целеполагание в рамках образа
собственной жизни».
В первый день семинара мы имели возможность
подробно познакомиться с особенностями этой
работы на мастер-классе Татьяны Бегловой
«Развитие рефлексивной позиции и субъектных
качеств подростков в системе работы школьного
психолога с учащимися 8-х классов».
ТРУДНА ЖИЗНЬ ПОДРОСТКА
|
В процессе игры легче
искать ответы даже
на самые сложные вопросы
|
Разработанная психологами ЭШЛ базовая
программа по реализации этих задач состоит из
трех обязательных занятий: «Трудна жизнь
подростка», «Я и моя роль в классе», «Законы, по
которым живут люди; нормы и правила, по которым
живем мы».
Игра-тренинг «Законы, по которым живут люди;
нормы и правила, по которым живем мы» была
продемонстрирована участникам семинара.
Собравшихся, среди которых были опытные
психологи, не могла не поразить глубина
обобщений и выводов, которые делали ученики 8-го
класса. А ведь им приходилось самостоятельно
проводить параллели между нормативной базой
различных сообществ с господствующей там
моралью, осознавать ценности, по которым живет их
коллектив, и многое другое!
В этой работе очень важна личная позиция
работающих с детьми психологов и педагогов,
поскольку ценности высшего уровня формируются
совместно с взрослыми, которые помогают детям в
осмыслении и оценке происходящего.
В старших классах (9-м и 10-м) добавляются
профориентационные программы. С особенностями
работы по этим программам собравшиеся
знакомились на мастер-классе Ольги Барчук
«Активизация рефлексивной позиции
старшеклассников и их родителей в системе
профориентационной работы».
С девятиклассниками проводятся занятия по
«созданию условий для осознанного выбора
профиля обучения на основе обобщения знаний о
себе, своих интересах, пожеланиях семьи и других
значимых факторах». На этом этапе подключаются и
родители.
В 10-м классе профориентационная работа
направлена в основном на то, чтобы помочь ребятам
более осознанно подойти к обдумыванию своего
будущего. Игра «Перспектива» (ее провела с
участниками семинара Ольга Барчук) показала, как
можно повысить мотивацию старшеклассников на
выбор жизненной стратегии и выстраивание
долгосрочной жизненной перспективы.
Хотя ведущие семинара и признают, что постоянно
находятся в процессе поиска, предложенная ими
модель развивающей психолого-педагогической
деятельности выглядит логичной и завершенной.
При этом нельзя не согласиться с Мариной
Ростиславовной, что проводимая психологами
работа должна постоянно подкрепляться в семье и
школе.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
НОУ «Экономическая школа-лицей»
Тел.: (095) 753-7934 |