Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2003


РЕПОРТАЖ

«Детям всегда нужны взрослые!»

«Психолог всегда должен учитывать возможные последствия», – считает М.Р. Битянова
«Психолог всегда
должен учитывать
возможные последствия», –
считает М.Р. Битянова

Уровень развития любой системы определяется характером задач, которые она ставит перед собой. Эта мысль посетила меня на психологическом семинаре «Методы активизации субъектной позиции детей и взрослых в работе школьного психолога», который проводили в конце января психологи НОУ «Экономическая школа-лицей» под руководством кандидата психологических наук
М.Р. Битяновой.
Одно его название, как показалось на первый взгляд, было в состоянии отпугнуть многих коллег, все еще решающих вопрос: чем все-таки им заниматься – диагностикой или коррекцией? Но на семинар собрались психологи не только из Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти, но даже из далекой Элисты.
Работа была спланирована таким образом, что основная тема семинара – «Возможности развития субъектной позиции детей и взрослых в системе работы школьного психолога» — была представлена во всей полноте. За три дня слушатели смогли познакомиться как с теоретическими подходами к этому вопросу, так и с методами его практической реализации: стать участниками мастер-классов, деловых игр, игр-тренингов.
Осмысливая во вступительной лекции функционал школьного психолога, М.Р. Битянова пришла к выводу, что многообразие обязанностей педагога-психолога (которые часто сводятся к «латанию дыр») не дает возможности работать на перспективу. А ведь именно развивающая, превентивная работа должна быть основной составляющей психологического сопровождения учащихся.

УЧИТЬ ИЛИ РАЗВИВАТЬ?

Проблема психологического развития личности, по мнению М.Р. Битяновой, — самое слабое место всех психологических теорий. А при анализе ситуации в современной школе сам собой возникает вопрос: что именно надо у детей развивать? Не говоря уже о том, каким образом это делать.
Само развитие в условиях школы понимается двояко. С одной стороны, оно происходит естественно и неизбежно по мере перехода ребенка из класса в класс. Но, с другой стороны, развитие — это отдельный процесс, который можно спроектировать заранее и осуществлять целенаправленно. Правда, здесь возникают другие вопросы: какие параметры будут положены в основу развития?
Многие считают, что ребенок должен развиваться по своей индивидуальной образовательной траектории. Но это возможно лишь в условиях индивидуального обучения. А психологу образовательного учреждения целесообразнее задуматься о типовых траекториях развития, точнее — о своеобразном «коридоре развития», границы которого определяются как возрастными особенностями, так и индивидуальными возможностями ребенка.
Составляющими такой работы должно стать определение основного направления (вектора) развития, а также путей и средств его реализации.
В зависимости от общих установок, существующих в учебном заведении, развитие может идти самыми различными путями. Первый и самый распространенный вариант — направленность на результат, когда учащихся ориентируют на некие достижения в учебном процессе. Правда, такой вариант развития видится М.Р. Битяновой довольно односторонним, поскольку не затрагивает всю личность ребенка, а ограничивается его познавательной сферой. Часто это происходит в ущерб сфере эмоциональной.
Марина Ростиславовна предостерегает: если школьный психолог начинает заниматься развивающей деятельностью, то он должен предусмотреть все возможные последствия!
Другой вариант развивающей деятельности может возникнуть, когда работающий в школе психолог осознает необходимость всестороннего развития учащихся и попытается убедить в целесообразности этой работы весь педагогический коллектив.
Наиболее оптимальным видится вариант, при котором общеобразовательная концепция школы разрабатывается совместными усилиями психолога и всего педагогического коллектива. Конечной ее целью может стать развитие и поддержка субъектной позиции каждого школьника и взрослого (педагога, родителя) в отношении учебы, окружающих людей и самого себя.

О СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ

Внимательно слушая М.Р. Битянову, я поняла, что под субъектной позицией понимается система отношений человека к миру, другим людям, самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы, основным критерием которых являются нравственные ценности. Все это предполагает высокий уровень эмпатии, а также наличие адекватной самооценки и умения оценивать свои поступки.
Но эти жизненные ценности могут остаться мертвым грузом без умения осознанно планировать свои действия. Важными качествами здесь являются гибкость, то есть умение вносить в жизненные планы своевременные коррективы, и саморегуляция в достижении целей и решении задач. Это предполагает наличие таких личностных качеств, как развитая рефлексия, критичность, умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Работа над активизацией субъектной позиции детей, педагогов и родителей (соотнесенная с целями деятельности школы) дает школьному психологу основу для непосредственного формирования субъектных качеств учащихся.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ЭШЛ

Работа по развитию субъектной позиции школьников охватывает весь цикл обучения ребенка в школе. На каждом возрастном этапе реализуются те или иные ценностные и содержательные аспекты работы с детьми.
Такое значимое направление, как «Человек как субъект отношений с другими людьми», продолжается с 1-го по 11-й класс, охватывая все время пребывания ребенка в школе. Правда, формы его реализации могут быть самыми различными. Параллельно проводится работа по другим направлениям развития субъектной позиции.
В начальной школе проводится большая работа по активизации субъектной позиции педагогов и родителей первоклассников. Возможности такой деятельности были наглядно представлены на мастер-классах М.Р. Битяновой «Деловая игра с педагогическим коллективом 1-го класса по проектированию системы адаптационной деятельности» и Т.В. Азаровой «Деловая игра с родителями первоклассников «Требования семьи и школы». Как это часто происходит на семинарах в ЭШЛ, собравшиеся смогли стать непосредственными участниками деловой игры-тренинга для родителей и педагогов по прояснению ожиданий и постановке совместных воспитательных задач (ведущие М.Р. Битянова и Т.В. Беглова).
Период перехода из начальной школы в среднюю сопровождается реализацией программы «Профессия – школьник», которая помогает детям освоить умение проектировать учебную деятельность.
Программа реализуется с 5-го по 10-й класс небольшими курсами. Так, пятиклассники осваивают курс «Учимся решать задачи», а шестиклассники и семиклассники учатся «думать и исследовать мир».
Одно из важных направлений формирования субъектной позиции называется «Человек как субъект изменений собственной жизни». В его рамках у восьмиклассников проводятся циклы психологических тренингов «Я и другие». Кроме этого, в средней школе идет работа по построению будущего: «Целеполагание в рамках образа собственной жизни».
В первый день семинара мы имели возможность подробно познакомиться с особенностями этой работы на мастер-классе Татьяны Бегловой «Развитие рефлексивной позиции и субъектных качеств подростков в системе работы школьного психолога с учащимися 8-х классов».

ТРУДНА ЖИЗНЬ ПОДРОСТКА

В процессе игры легче искать ответы даже на самые сложные вопросы
В процессе игры легче
искать ответы даже
на самые сложные вопросы

Разработанная психологами ЭШЛ базовая программа по реализации этих задач состоит из трех обязательных занятий: «Трудна жизнь подростка», «Я и моя роль в классе», «Законы, по которым живут люди; нормы и правила, по которым живем мы».
Игра-тренинг «Законы, по которым живут люди; нормы и правила, по которым живем мы» была продемонстрирована участникам семинара. Собравшихся, среди которых были опытные психологи, не могла не поразить глубина обобщений и выводов, которые делали ученики 8-го класса. А ведь им приходилось самостоятельно проводить параллели между нормативной базой различных сообществ с господствующей там моралью, осознавать ценности, по которым живет их коллектив, и многое другое!
В этой работе очень важна личная позиция работающих с детьми психологов и педагогов, поскольку ценности высшего уровня формируются совместно с взрослыми, которые помогают детям в осмыслении и оценке происходящего.
В старших классах (9-м и 10-м) добавляются профориентационные программы. С особенностями работы по этим программам собравшиеся знакомились на мастер-классе Ольги Барчук «Активизация рефлексивной позиции старшеклассников и их родителей в системе профориентационной работы».
С девятиклассниками проводятся занятия по «созданию условий для осознанного выбора профиля обучения на основе обобщения знаний о себе, своих интересах, пожеланиях семьи и других значимых факторах». На этом этапе подключаются и родители.
В 10-м классе профориентационная работа направлена в основном на то, чтобы помочь ребятам более осознанно подойти к обдумыванию своего будущего. Игра «Перспектива» (ее провела с участниками семинара Ольга Барчук) показала, как можно повысить мотивацию старшеклассников на выбор жизненной стратегии и выстраивание долгосрочной жизненной перспективы.
Хотя ведущие семинара и признают, что постоянно находятся в процессе поиска, предложенная ими модель развивающей психолого-педагогической деятельности выглядит логичной и завершенной.
При этом нельзя не согласиться с Мариной Ростиславовной, что проводимая психологами работа должна постоянно подкрепляться в семье и школе.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
НОУ «Экономическая школа-лицей»
Тел.: (095) 753-7934