Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2003


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ТЯЖКОЕ БРЕМЯ СВОБОДЫ

Ты женщина, и этим ты права.

В. Брюсов

История науки написана по преимуществу мужчинами, памятники культуры (искусства и литературы) также представляют собой воплощение мужских замыслов.
Мужчина традиционно считался создателем вечных ценностей, а женщина — хранительницей домашнего очага со всеми вытекающими отсюда последствиями. Единственное, что женщине не только разрешалось, но и предписывалось, — это вдохновлять мужчину на великие свершения.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что выразителем такого традиционного взгляда выступал опять-таки мужчина, и вполне логично предположить, что его такое положение вещей устраивало.
Что касается женщин, то их мнение по этому вопросу мало кого интересовало, разве что их самих. Почти сто лет назад Анна Ахматова написала следующие строки.

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
...А я была его женой.

ХХ век принес с собой много нового, а изменилось ли что-нибудь в жизни женщины?
Было бы большим преувеличением сказать, что в наступившем веке ситуация стала принципиально иной и женщины получили равные права с мужчинами. Более того, идеи феминизма вызывают негативную реакцию не только у большинства мужчин, но нередко не принимаются и женщинами. Под сомнение ставится вопрос о так называемых равных правах женщин и мужчин хотя бы в силу чисто биологических особенностей, не позволяющих мужчине выносить, родить и выкормить ребенка. Кто должен заботиться о детях, или институту семьи суждено отмереть за ненадобностью?
Если раньше вопрос о социальной роли мужчины и женщины не относился к разряду научных, то сегодня к его обсуждению подключились психологи, в том числе женщины.

ТАК СЛОЖИЛОСЬ...

В наиболее престижные академические учебные заведения Европы и США женщин не допускали. В Гарвардском университете, существующем с 1636 года, обучались только мужчины. И лишь в 30-е годы ХIХ века к обучению в ряде американских колледжей оказались допущены женщины. В качестве главного аргумента высказывалась идея об интеллектуальном превосходстве мужчин, в основе которой лежала дарвиновская теория.
Дарвин показал, что самцы животных по сравнению с самками обладают гораздо большей изменчивостью способностей. Из этого факта было сделано заключение о меньшей способности женщин к обучению. Сегодня положение Дарвина, породившее данное умозаключение, признано необоснованным, о чем пойдет речь ниже...
В нашей стране ситуация казалась более благоприятной: во второй половине ХIХ века в крупных городах России были открыты Высшие женские курсы, на которых в начале прошлого века обучалось около 25 тысяч женщин. Однако в целом картина оставалась такой же.
Гендерные различия в то время не выступали объектом специальных исследований, однако некоторые видные психологи ХХ века, например Э. Титченер, Э. Торндайк, Д. Кэттелл и З. Фрейд, разделяли точку зрения об интеллектуальном превосходстве мужчин. Так, по мнению Ст. Холла, женщину следует учить только одному — быть матерью. А профессор Гарвардской медицинской школы Эдвард Кларк более ста лет назад предупреждал о том, что равное образование для мужчин и женщин — преступление перед лицом Господа и человечества. Значит, женщине природой предназначено воспитывать детей и заботиться о муже.
Л.Н. Толстой, полностью разделявший эту точку зрения, как это ни странно, отстаивал право женщины на то, чтобы «в половом общении быть равной мужчине, иметь право пользоваться мужчиной и воздерживаться от него по своему желанию, по своему желанию избирать мужчину, а не быть избираемой».
Пришло время спросить: а что думают по этому поводу сами женщины?

В ПОЛЬЗУ КАРЬЕРЫ

В настоящее время произошли кардинальные изменения, и женщины получают высшее образование наравне с мужчинами, а затем успешно трудятся в самых разных областях. Интересно отметить, что именно в психологии женщинам удалось добиться значительных достижений. Однако столь успешное продвижение женщин по социальной лестнице не освободило их от необходимости решения проблемы выбора между карьерой и домом. Обретенная женщинами свобода, за которую они так долго боролись, не принесла облегчения, так как свобода для (творчества наравне с мужчинами) не означала свободы от (обязанностей быть женой и матерью), но способствовала появлению самостоятельного психологического направления — женской психологии.
Первая статья, посвященная женской психологии, увидела свет в 1922 году. Ее автор Карен Хорни оказалась первой среди женщин-психологов, представившей научный доклад по женской психологии на международном психоаналитическом конгрессе в Берлине, где председательствовал З. Фрейд.
В дальнейшем она разрабатывала проблему противопоставления традиционной роли женщины, ориентированной прежде всего на удачный брак и счастливое материнство, роли современной, нацеливающей женщину на реализацию себя в профессиональной сфере.
К. Хорни признавалась, что в основе ее собственной жизни лежал именно этот конфликт, который она разрешила в пользу карьеры. Однако потребность в любви, не получившая своего удовлетворения в семейной жизни, не угасла и оставалась одной из самых главных на протяжении долгих лет.
Главная заслуга Хорни видится в том, что она не только обозначила психологическую проблему сложного выбора, который вынуждена делать женщина, но и выделила ее главную сторону — право женщины самой выбирать свой путь.

НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАЦИИ

Американка Хелен Вули, ученица Дьюи, впервые в истории психологии предприняла попытку экспериментально исследовать дарвиновский тезис о превосходстве мужчин. Она провела сравнительное изучение моторики, порога восприятия, интеллектуальных способностей и личностных черт у 25 мужчин и 25 женщин.
Полученные результаты Вули опубликовала в 1903 году в работе «Психологические особенности полов: экспериментальные исследования психически здоровых мужчин и женщин». Они настолько не соответствовали прежним представлениям о гендерных различиях, что о них следует сказать особо.
Во-первых, было показано отсутствие различий между мужчинами и женщинами по эмоциональным показателям и незначительные вариации интеллектуальных способностей. Во-вторых, обнаружилось незначительное превосходство женщин по показателям памяти и восприятия.
Анализируя полученные результаты, автор пришла к выводу о социальном характере всех выявленных различий, обратив внимание на разные ожидания общества по отношению к мальчикам и девочкам. При этом Вули отметила, что биологические различия между полами имеют значительно меньшее значение по сравнению с особенностями воспитания детей.
Вполне понятно, что сделанные Вули выводы не устроили мужскую часть психологического сообщества. Холл нашел их феминистскими. Более того, только тот факт, что психологическое исследование проводила женщина, вызывал предвзято недоверчивое к нему отношение. Однако это не смутило Хелен Вули, и в дальнейшем она опубликовала две статьи, посвященные анализу литературы по проблеме психологических различий между полами.

ЛИЦОМ К ПРОБЛЕМЕ ПОЛА

Проверке гипотезы Дарвина были посвящены исследования еще одной американки — Леты Холлингворт. По мнению Дарвина, неспособность женщин к образованию и профессиональной карьере связана с тем, что они по психологическим характеристикам похожи друг на друга и потому мало способны к творческой деятельности. Чего не скажешь о мужчинах, интеллектуальные способности которых как выше, так и ниже средних показателей.
Лета Холлингворт много сил отдала исследованию мужской вариабельности. Ее труд не пропал даром, и ей удалось опровергнуть этот миф. С 1913 по 1916 год она провела исследования физических, сенсомоторных и интеллектуальных способностей подростков, студентов и студенток колледжей, а также взрослых женщин. Гипотеза о женской неполноценности и большей вариабельности мужчин не подтвердилась.
Холлингворт на этом не остановилась и провела серию исследований так называемого врожденного материнского инстинкта. Согласно распространенной в то время точке зрения, единственным естественным стремлением женщины является желание самореализоваться, став матерью. Стремление реализоваться в иных сферах считалось не только противоестественным, но и наносящим вред ее здоровью.
Лета Холлингворт осмелилась утверждать, что не биологические, а социокультурные факторы способствуют личностной самоактуализации женщины. Она резко возражала против приписывания женщине лишь двух социальных ролей — домохозяйки и воспитателя детей. Она иронично замечала, что не существует выдающихся домохозяек Америки, и горячо отстаивала право женщины на профессиональное самоопределение.
Холлингворт была достаточно разносторонним психологом и разрабатывала вопросы клинической, педагогической и школьной психологии, однако несмотря на это так и не получила гранта на проведение научных исследований. Это лучшим образом характеризует ту атмосферу, которая складывалась вокруг женщины в первой половине прошлого века.
В последней трети ХХ века выросло число исследований психологических особенностей мужчин и женщин. В частности, разработкой проблем гендерной психологии занималась Флоренс Денмарк. Она обратила внимание, что, несмотря на количественный рост женщин-психологов, пока что не удалось изменить общее направление движения психологической мысли в вопросах пола. Она обратилась к психологам с призывом повернуться лицом к проблемам пола.
Денмарк считает актуальной задачу создания психологии нового типа — психологии, ориентированной на многообразие человеческой психики. При этом она приходит к выводу, вызывающему недоверие со стороны мужчин: уникальность роли и жизненного опыта женщины позволяют ей оказывать известное влияние на развитие психологии. Денмарк утверждает: «Мы должны сделать психологию более феминистской — от учебной аудитории до лаборатории».

ПРАВО ВЫБОРА

Итак, женщины-психологи рискнули затронуть проблемы, ранее не только не обсуждавшиеся, но даже не имевшие права на существование. Принесет ли это женщинам облегчение — покажет время.
В целом же следует признать, что любые проблемы человек решает сам, а психолог лишь помогает увидеть те их стороны, которые не выступают для человека с явной очевидностью Женские проблемы не только не исключение, а скорее наиболее яркое подтверждение данного положения.
Да, женщина получила право быть не только матерью и женой, но при этом ее никто не освободил от обязанностей матери и жены. Вряд ли найдется такой психолог, который осмелится специализироваться на женских проблемах и указывать каждой приходящей к нему на прием женщине, чем ей следует заняться — воспитанием детей или общественно полезным делом. Верно только одно: женщина может стать хозяйкой не только своего дома, но и своего положения и выбрать тот путь, который ей больше подходит.
Интересно отметить, что по старой традиции помощь в решении этой дилеммы могут оказать не только психологи, но и давние надежные помощники — книги. Французский писатель и публицист Андре Моруа в «Письмах к незнакомке» писал:
«Освобождение женщин — дело рук самих женщин. Оно будет медленным, ибо женщинам надо освободиться не только от тирании мужчин, но и от тех представлений о мужчинах и о самих себе, которые все еще в них живут... Когда этот день придет, освобождение женщины станет также и освобождением мужчины. Ибо тиран — одновременно раб».
Согласитесь, что в этих словах писателя не меньше психологизма, чем в самых что ни на есть настоящих психологических исследованиях.

Марина СТЕПАНОВА