Все задания (кроме дополнительного задания к заданию № 2) выполняются простым карандашом. По ходу выполнения заданий в заранее
подготовленном листе наблюдений специалист
отмечает особенности поведения и потребности
детей в помощи (дополнительной подаче
инструкции, повторении и т.п.) и темп деятельности
ребенка. Для заполнения листа наблюдений
специалисту необходимо знать фамилию, имя
каждого ребенка и место, где он сидит в процессе
диагностики (номер стола, парты). В разделе «Другое»
необходимо отметить такие проявления в процессе
выполнения заданий, как «заплакал», «стал
смеяться» (см. далее). ЗАДАНИЯПредварительная инструкция. Сейчас
мы с вами будем заниматься. Посмотрите на листы
перед вами. Работать мы будем все вместе. Пока я
не объясню, что надо делать, никто не берет
карандаш и не начинает работать. Мы начнем все
вместе. Я скажу, когда. Слушайте внимательно. Задание № 1. «Продолжи узор» Цель. Оценка особенностей тонкой
моторики и произвольного внимания (удержание как
самой инструкции, так и двигательной программы),
умения работать самостоятельно в режиме
фронтальной инструкции. Задание № 2. «Сосчитай и сравни» Цель. Оценка сформированности навыков
пересчета в пределах 9, соотнесение цифры
(графемы) и количества изображенных фигур. Оценка
моторных навыков при изображении цифр.
Определение сформированности понятия
«больше—меньше» в ситуации «конфликтного»
расположения элементов. Задание № 3. «Слова» Цель. Оценка сформированности у
ребенка звукового и звукобуквенного анализа
материала, подаваемого на слух, сформированность
графической деятельности (в частности, написания
графем), произвольная регуляция собственной
деятельности. Сейчас я скажу слово и каждый звук поставлю в
свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот
момент педагог четко произносит слово ДОМ и
демонстрирует детям, как отмечать звуки в
квадратах. Задание № 4. «Шифровка» Цель. Выявление сформированности
произвольной регуляции деятельности (удержание
алгоритма деятельности), возможностей
распределения и переключения внимания,
работоспособности, темпа и целенаправленности
деятельности. Задание № 5. «Рисунок человека» Цель. Общая оценка сформированности
графической деятельности, оценка топологических
и метрических (соблюдение пропорций)
пространственных представлений, общего уровня
развития. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
|
Рис. 1А |
Рис. 1В1 |
Рис.1А1 |
Рис. 1Г |
Рис. 1Б |
Рис. 1Г1 |
Рис. 1Б1 |
Рис. 1Д |
Рис. 1В |
Рис. 1Д1 |
Считается допустимым (если нет
пропусков, сдвоенных элементов, четко
удерживается их последовательность), чтобы
второй элемент имел «несколько трапециевидную»
форму (оценка также
5 баллов).
Допустим также «уход» строки не более чем на 1 см
вверх или вниз (рис. 1А1). При большем «уходе»
строки или увеличении масштаба узоров (но
удержании программы) дается оценка 4,5 балла
(рис. 1Б). При этом, поскольку второй узор является
объективно более трудным для продолжения
(копирования), его выполнение может быть менее
точным. Допускается отрыв карандаша, изображение
двух больших пиков как заглавной печатной буквы
М, а маленького пика как Л (оценка — 5 баллов).
Опора на знакомые буквенные элементы, даже если
они несколько разного размера и сама строка
«опускается» или «поднимается», считается
правильным (в том случае, если подобная опора на
знакомые буквы является самостоятельной
продукцией ребенка, а не «наводкой» специалиста,
которая, как мы уже говорили, недопустима).
К числу правильного в целом выполнения можно
отнести такую графическую деятельность ребенка,
при которой элементы узора, похожие на М и Л,
остаются различными по величине и рисуются без
отрыва карандаша (оценка — 4,5 балла).
При небольшом увеличении количества подобных
неточностей дается оценка 4 балла
(рис. 1Б1).
Средне успешным (при выполнении первого
узора) считается выполнение лишь с единичными
ошибками (сдвоенные элементы узора, появление
лишних углов при переходе от элемента к элементу
и т.п.) при удержании в дальнейшем правильной
ритмики узора. При выполнении второго узора
допустим несколько больший разброс величины
элементов и также наличие единичных ошибок
выполнения (оценка — 3 балла) (рис. 1В,
1В1).
Неуспешным считается вариант, когда
ребенок делает ошибки в выполнении первого узора
(лишние элементы, нижние прямые углы), а во втором
узоре ритмично повторяет сочетание равных по
количеству больших и маленьких элементов.
Например, маленьких пиков может быть два, а
больших один, или это чередование большого и
маленького пика — упрощение графической
программы и уподобление ее первому узору (оценка
— 2,5 балла) (рис. 1Г).
Наличие при этом еще и изолированного написания
элементов (разрывов) считается неуспешным
и оценивается в 2 балла (рис. 1Г1).
Невозможность удержания программы, в том числе
«недоведение» узора до конца строки, или
постоянное наличие дополнительных элементов,
и/или частый отрыв карандаша и выраженные
изменения размера узора, или полное отсутствие
какой-либо определенной ритмики (в особенности
во втором узоре) считается неуспешным
(оценивается как 1 балл) (рис. 1Д, 1Д1).
Если ребенок не выполняет задание или начинает и
бросает, занимаясь при этом каким-либо своим
делом, — оценка 0 баллов.
Задание № 2. «Сосчитай и сравни»
Успешным выполнением считается
правильный пересчет фигур в пределах «9», верное
соотнесение числа и количества,
сформированность понятия «больше—меньше».
Цифры «9» и «7» должны быть изображены на
соответствующих местах и в соответствующей
половине листа, а метка, где больше,
должна быть сделана цветным карандашом. В этом
случае присваивается оценка
5 баллов. Если метка сделана простым
карандашом, оценка может быть снижена, но не
более чем на 0,5 балла (оценка 4,5 балла).
Такая же оценка (4,5 балла) дается в
том случае, если решение правильное, цифры
расположены на нужных местах, но изображены с
поворотом на 1800 (инвертация в пространстве).
Наличие одного-двух самостоятельных исправлений
или одна ошибка в выполнении оцениваются в 4
балла.
Средне успешным выполнением считается
наличие до трех ошибок в выполнении задания. Это
могут быть:
неправильный пересчет на одной из половин листа;
неправильно выбранное место для написания цифр;
метка простым, а не цветным карандашом и т.п.
При наличии двух ошибок (одна из них в пересчете,
а другая — в месте написания цифры и/или
инвертация в написании) дается оценка — 3
балла.
Неуспешным выполнением считается
наличие трех ошибок или сочетание двух ошибок и
неправильной графики цифр, в том числе и
инвертированное написание цифр, что оценивается
в
2 балла. В 1 балл оценивается
неправильный пересчет фигур (с обеих сторон от
вертикальной черты на листе), неверное
соотношение числа и цифры и неумение изобразить
соответствующие цифры на бумаге.
Если при этом ребенок еще и не отмечает сторону
листа, на которой фигур оказалось больше (то есть
здесь можно говорить о несформированности
понятия «больше–меньше» либо о невозможности
удержать задание), оценка выполнения 0
баллов.
Задание № 3. «Слова»
Успешным выполнением (оценка 5 баллов)
считается безошибочное заполнение квадратов
буквами или замещение отдельных «сложных» букв
галочками в необходимом количестве и без
пропусков. Важно и отсутствие заполнения
ребенком тех лишних квадратов, которые (в
соответствии со звукобуквенным анализом слова)
должны оставаться пустыми. При этом допустимы
единичные самостоятельные исправления.
В 4 балла оценивается такое
выполнение, при котором ребенок допускает одну
ошибку и/или несколько собственных исправлений,
а также если ребенок все выполняет правильно, но
вместо всех букв во всех анализируемых словах
правильно проставляет значки, оставляя пустыми
нужные квадратики.
Средне успешным считается заполнение
квадратиков и буквами, и галочками с наличием до
трех ошибок, в том числе и пропусков гласных. При
этом допустимо одно-два самостоятельных
исправления. Такое выполнение оценивается в 3
балла.
Неуспешным считается неправильное
заполнение квадратиков только галочками при
наличии трех ошибок и одного-двух собственных
исправлений (оценка — 2 балла).
В 1 балл оценивается неправильное
заполнение квадратиков буквами или галочками
(три и более ошибок), то есть в том случае, когда
наблюдается явно недостаточная
сформированность звукобуквенного анализа.
Недоступность выполнения задания в целом
(галочки или буквы в отдельных квадратиках,
галочки во всех квадратиках вне зависимости от
состава слова, рисунки в квадратиках
и т.п.) оценивается в 0 баллов.
Задание № 4. «Шифровка»
Успешным считается безошибочное
заполнение геометрических фигур в соответствии
с образцом за период до 2 минут (оценка — 5
баллов). Допустимо собственное единичное
исправление или единичный пропуск заполняемой
фигуры. При этом графика ребенка не выходит за
пределы фигуры и учитывает ее симметричность
(графическая деятельность сформирована в
зрительно-координационных компонентах).
Одна случайная ошибка (в особенности в конце,
когда ребенок перестает обращаться к эталонам
заполнения) или наличие двух самостоятельных
исправлений оценивается в 4,5 балла.
При двух пропусках заполняемых фигур,
исправлениях или одной-двух ошибках в заполнении
качество выполнения задания оценивается в 4
балла. Если задание выполняется без
ошибок, но ребенок не успевает доделать его до
конца в отведенное для этого время (остается
незаполненной не более одной строчки фигур),
оценка также 4 балла.
Средне успешным является такое
выполнение, когда присутствуют не только два
пропуска заполняемых фигур, исправления или
одна-две ошибки в заполнении, но еще и плохая
графика заполнения (выход за пределы фигуры,
несимметричность фигуры и т.п.). В этом случае
качество выполнения задания оценивается в 3
балла.
В 3 балла оценивается также
безошибочное (или с единичной ошибкой)
заполнение фигур в соответствии с образцом, но
пропуск целой строки или части строки. А также
одно-два самостоятельных исправления.
Неуспешным считается такое выполнение, когда при
одной-двух ошибках в сочетании с плохой графикой
заполнения и пропусками ребенок не успел
выполнить все задание за отведенное время
(остается незаполненной более чем половина
последней строки). Такой вариант выполнения
оценивается в 2 балла.
Оценивается в 1 балл такой вариант
выполнения, когда имеются не соответствующие
образцам метки в фигурах, ребенок не способен
удержать инструкцию (то есть начинает заполнять
вначале все кружочки, потом все квадратики и т.п.,
и после замечания педагога продолжает выполнять
задание в том же стиле). При наличии более двух
ошибок (не считая исправлений), даже если все
задание выполнено, дается также 1 балл.
Особое внимание должно уделяться таким
результатам выполнения, когда за отведенный срок
ребенок не успевает сделать задание целиком. Это
может характеризовать как низкий темп
деятельности, трудность самого задания, так и
утомление ребенка (поскольку это задание идет
одним из последних).
Темп выполнения этого задания необходимо
сравнить (в том числе и по листу наблюдений, где
можно отметить, успевает ли ребенок выполнять
задания одновременно с другими детьми или каждое
задание, даже не нормируемое по времени, он
выполняет медленнее других) с темпом выполнения
других заданий (в частности задания № 1). Если
задание № 4 выполняется существенно медленнее,
чем все остальное, — это говорит о высокой «цене»
подобной деятельности, то есть о компенсации
трудностей за счет снижения темпа. Но это-то и
является отражением физиологической
неготовности ребенка к регулярному обучению.
При невозможности выполнить задание в целом
(например, ребенок начал делать, но не смог
закончить даже одной строчки, или сделал
несколько неправильных заполнений в разных
углах и больше ничего не сделал, или допустил
множество ошибок) дается оценка 0 баллов.
Задание № 5. «Рисунок человека»
Данное задание является отражением как
сформированности собственно графической
деятельности, так и в определенной степени
зрелости мотивационно-волевой и познавательной
сферы ребенка. Поскольку данное задание —
последнее и не является собственно учебным,
возможны расхождения между качеством
графического выполнения заданий №№ 1, 2, 3 и
качеством собственно рисунка.
В целом качество рисунка (степень
прорисованности деталей, наличие глаз, рта, ушей,
носа, волос, а также не палочкообразные, а
объемные руки, ноги и шея) свидетельствует о
зрелости графической деятельности,
сформированности представлений о
пространственных характеристиках и
относительных пропорциях человеческого тела.
Подобное рисование человека (с наличием
вышеперечисленных признаков) считается успешным
и нормативным (оценивается в 5 баллов)
(рис. 5А).
Рис. 5А |
При этом в рисунках девочек ноги могут
быть закрыты платьем, а обувь «выглядывать».
Количество пальцев на руке может не
соответствовать пяти, однако важно отметить,
чтобы это не были палочки, торчащие из руки, а
некоторое подобие кисти, пусть даже
«варежкообразное». Для оценки в
5 баллов должны быть в целом
соблюдены пропорции лица и тела.
В 4 балла оценивается менее
пропорциональный рисунок, в котором могут быть
либо большая голова, либо слишком длинные ноги.
Шея при этом, как правило, отсутствует, а
изображения кисти может и не быть, хотя тело
одето, а руки и ноги объемные. На лице при оценке в
4 балла должны быть прорисованы
основные детали, но могут отсутствовать,
например, брови или уши (рис. 5Б).
Рис. 5Б |
Средне успешным является более условное выполнение рисунка человека (например, лицо схематичное — только овал, отсутствие выраженных контуров тела). Задание в этом случае оценивается в 3—3,5 балла. Неестественность прикрепления рук и ног, прорисовка ног или рук в виде прямоугольников без пальцев или ступней оценивается в 3 балла. Несоблюдение основных пропорций также считается условно допустимым (оценка 3 балла) (рис. 5В).
Рис. 5В |
Неуспешным считается более грубое нарушение графического изображения человека в целом или отдельных частей, оно оценивается в 2,5 балла (рис. 5Г). Если дополнительно к этому еще и не прорисованы (не сделана хотя бы попытка изображения) волосы, уши, кисти рук и т.п. — выполнение рисунка оценивается в 2 балла.
Рис. 5Г |
Изображение человека в виде нескольких овалов и нескольких палочек, а также рук и ног в виде палок (линий), сочетание овалов и палочек даже при наличии отдельных черт лица и двух-трех пальцев-палочек — все это считается несоответствующим требованиям выполнения и оценивается в 1 балл (рис. 5Д).
Рис. 5Д |
Полностью неуспешным и оцениваемым в 0 баллов является изображение человека в виде «головонога» или «головоногоподобного» человека (рис. 5Е).
Рис. 5Е |
Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определяется суммой баллов по всем выполненным заданиям.
ОЦЕНКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГА
Чрезвычайно важным является то, что, помимо
оценки собственно результативности выполнения
заданий, в итоговом показателе готовности
учитываются и поведенческие особенности ребенка
в процессе выполнения работы, которые отражаются
в листе наблюдений.
Лист наблюдений представляет собой бланк, в
котором приведены индивидуальные данные,
включая место, на котором находится ребенок при
выполнении заданий, и, кроме того, отмечаются
особенности деятельности ребенка.
Они сгруппированы по следующим направлениям
оценки.
– В графе «Нуждается в дополнительной помощи» специалист
отмечает те случаи, когда ребенку неоднократно
требуется помощь в процессе выполнения заданий.
Ребенок сам подзывает взрослого и просит его
помочь или не может начать работу без стимуляции
со стороны взрослого — в любом случае, если
ребенку более чем однократно понадобилась
дополнительная помощь взрослого, напротив его
фамилии в данной графе проставляется знак «+» или
галочка. При этом, если ребенок нуждается в
помощи при выполнении каждого задания,
дополнительно в графе «Другое» отмечается
эта особенность (например, «нуждается в
постоянной помощи», «не может работать
самостоятельно» и т.п.).
– В графе «Работает медленно» специалист
отмечает те случаи, когда ребенок не
укладывается в то время выполнения заданий,
которое достаточно для всех детей группы. Если
ребенка приходится ждать и это наблюдается при
работе более чем с одним заданием, в этой
графе напротив фамилии ребенка ставится знак «+»
или галочка. Когда ребенок по каким-либо причинам
не начинает выполнять задание и специалисту
нужно дополнительно активизировать его, это
скорее можно отнести к необходимости
дополнительной помощи, чем к медленному темпу
выполнения.
– Если ребенок расторможен, мешает другим
детям, не может сам сосредоточиться,
кривляется, отвлекается, громко разговаривает и
т.п., это отмечается в соответствующей графе. Если
такое поведение отмечается практически на
протяжении большей части работы, этот факт
должен быть обязательно отмечен и в графе «Другое».
В графе «Другое» также должны быть отмечены
такие особенности поведения ребенка:
полный отказ или выраженное негативное отношение к самому процессу выполнения заданий;
ребенок расплакался и не может остановиться;
проявил бурную аффективную реакцию или требует какой-то особой дополнительной помощи со стороны взрослого;
демонстрирует полное непонимание происходящего.
В любом случае, если в графе «Другое» отмечена хотя бы одна особенность, выделяющая ребенка, то это засчитывается как дополнительный отягощающий момент и отмечается еще одним знаком «+» (см. образец заполнения).
Фамилия, имя ребенка |
Возраст | № стола | Нуждается в дополнительной помощи | Работает медленно | Расторможен, мешает другим детям | Другое |
---|---|---|---|---|---|---|
6 л. 1 м. | 5 | с | с | + | Мешает другим детям большую часть времени + |
Образец заполнения листа наблюдений для нижеприведенного примера.
Таким образом, в листе наблюдений могут быть
отмечены одна, две, три или четыре особенности
поведения (знаки «+» или галочки),
характеризующие его незрелость. Чем больше таких
замечаний, тем более неготовым к началу обучения
следует рассматривать ребенка. Количество
дополнительных особенностей определяет корректировочные
коэффициенты при выведении общей итоговой
оценки готовности ребенка к началу школьного
обучения.
Корректировочные коэффициенты определяются
следующим образом:
1. Если в листе наблюдений отмечен один знак
поведенческих трудностей (неважно какой), то
общая балльная оценка, полученная ребенком за
выполнение всех заданий, умножается на
коэффициент 0,85.
2. Если в листе наблюдений отмечены два знака
поведенческих трудностей (неважно какие), то
общая балльная оценка, полученная ребенком за
выполнение всех заданий, умножается на
коэффициент 0,72.
3. Если в листе наблюдений отмечены три знака,
отражающие поведенческие трудности, то общая
балльная оценка, полученная ребенком за
выполнение всех заданий, умножается на
коэффициент 0,6.
4. Если в листе наблюдений отмечены четыре
знака, отражающие поведенческие трудности, то
общая балльная оценка, полученная ребенком за
выполнение всех заданий, умножается на
коэффициент 0,45.
СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Как уже отмечалось, выполнение всех заданий
оценивается по четырем уровням — в зависимости
от общего набранного ребенком балла, с учетом
корректировочных коэффициентов оценки
поведения ребенка в процессе работы.
1-й уровень. Готовность к началу регулярного
обучения в школе.
2-й уровень. Условная готовность к началу
обучения.
3-й уровень. Условная неготовность к началу
регулярного обучения.
4-й уровень. Неготовность на момент
обследования к началу регулярного обучения.
Исследования, проведенные на детской популяции
г. Москвы и Московской области (458 наблюдений), и
ретестирование детей (220 наблюдений) дали
возможность выделить следующие диапазоны
балльной оценки для каждого из выделяемых
уровней готовности к началу школьного обучения:
Готовность к началу регулярного обучения (1-й
уровень): от 17 до 25 баллов.
Условная готовность к началу обучения (2-й
уровень): от 14 до 17 баллов.
Условная неготовность к началу регулярного
обучения (3-й уровень): от 11 до 14 баллов.
Неготовность к началу регулярного обучения (4-й
уровень): суммарная оценка ниже 10 баллов.
Пример балльной оценки полученных результатов
Максим С., 6 лет 1 месяц.
Результаты выполнения тестовых заданий (в
баллах):
Задание № 1 «Узоры»: 4 балла.
Задание № 2 «Сосчитай и сравни»: 5 баллов.
Задание № 3 «Слова»: 4 балла.
Задание № 4 «Шифровка»: 4,5 балла.
Задание № 5 «Рисунок человека»: 3,5 балла.
Суммарная оценка выполнения: 4 + 5 + 4 + 4,5 + 3,5 = 21 балл.
Количество поведенческих трудностей: «+» в графе «Мешает
другим детям» и «+» в графе «Другое», так
как мешал другим детям большую часть времени.
Корректировочный коэффициент: 0,72.
Суммарный балл оценки готовности Максима: 21 x
0,72 = 15,12 балла. Ребенок условно готов к началу
обучения.
Анализ данного примера
Следует учитывать, что Максиму С. на момент
обследования — в феврале месяце — исполнилось
только 6 лет и 1 месяц. Его поведение можно
объяснить недостаточной регуляторной зрелостью,
что вполне допустимо для данного возраста.
В случае если за оставшееся до начала обучения в
школе время (7 месяцев) не произойдет
качественного сдвига в формировании
произвольной регуляции собственного поведения,
ребенок окажется в группе риска по школьной
дезадаптации именно по поведенческим аспектам.
Этот факт и был зафиксирован в листе наблюдений и
косвенно отразился в оценке качества
графической деятельности (3,5 балла).
Потенциальные когнитивные возможности ребенка в
достаточной степени соответствуют возрасту.
По результатам уровневой оценки (уровень
достоверности: P < 0,05) можно сказать, что дети,
получившие в результате проведенного
исследования суммарные баллы в диапазоне от
17 до 25, готовы (вне зависимости от их
возраста на момент начала школьного обучения) к
обучению в школе.
Конечно, за период между проведением
обследования и началом обучения могут
возникнуть дополнительные сложности, которые
спровоцируют дезадаптивное состояние (травма,
серьезное инфекционное заболевание и т.п.), но в
целом такие дети при ретестировании показали
достаточную адаптацию к школе и
образовательному процессу в целом.
Следует отметить, что дети этой группы не
нуждаются в дополнительном углубленном
психологическом обследовании, ориентированном
на какую-то более тщательную оценку отдельных
сторон их развития (в том случае, если речь идет о
поступлении ребенка в обычную
общеобразовательную школу).
Анализируя качество выполнения заданий и
поведенческие особенности детей, набравших
суммарную оценку от 14 до 17 баллов,
можно отчасти прогнозировать у них не только
трудности при начале регулярного обучения (то
есть попадание в группу риска по школьной
дезадаптации), но и преимущественное направление
этой дезадаптации.
В то же время ретестирование детей этой группы в
начале школьного обучения (сентябрь-октябрь)
показало, что большинство сумели адаптироваться
к обучению без дополнительной помощи
специалистов, преимущественно за счет грамотно
организованного педагогического воздействия.
Если есть возможность, желательно провести
углубленное психологическое обследование этих
детей.
Дети, чей суммарный балл попадает в диапазон 11–14,
нуждаются в помощи специалистов (логопеда,
психолога, педагога), и, естественно, они в
обязательном порядке должны быть обследованы
психологом с целью выявления компенсаторных
возможностей и путей помощи. Вполне вероятно, что
такого ребенка имеет смысл направить в
психологический центр или на ПМПК для решения
вопроса о выборе направлений и методов
коррекционной работы.
Ребенок, который набирает менее 11 баллов,
в обязательном порядке должен быть обследован
психологом, а при необходимости — логопедом или
дефектологом еще в дошкольном учреждении, и ему в
срочном порядке необходима коррекционная
помощь.
В то же время, как уже отмечалось, если ребенку на
момент начала школьного обучения уже
исполнилось 6,5 лет, его обязаны принять в
общеобразовательное учреждение по месту
жительства вне зависимости от результатов какой
бы то ни было оценки его возможностей.
На наш взгляд, специалисты дошкольного
учреждения должны поставить в известность
администрацию школы, куда поступает ребенок, о
его возможных трудностях, возможной
(подчеркиваем, возможной)
дезадаптации при начале школьного обучения.
Такие дети в первую очередь должны
быть обследованы школьными специалистами
(школьным психологом, логопедом, дефектологом).
Для решения вопроса о специализированной помощи
дети должны пройти комплексное обследование
силами школьного
психолого-медико-педагогического консилиума, на
котором и принимается решение о направленности,
форме и методах помощи ребенку.
В сложных случаях именно школьный ПМПК решает
вопрос о направлении ребенка на
психолого-медико-педагогическую комиссию с
целью определения его дальнейшего
образовательного маршрута. В отдельных случаях
уже на уровне обследования такого ребенка
специалистами дошкольного учреждения его
родителям может быть рекомендовано обращение на
ПМПК.
Итоговые результаты обследования каждого
ребенка и группы детей в целом удобно свести в
общую таблицу (см. образец бланка).В графе «Фамилия,
имя ребенка, возраст» удобно фиксировать
возраст ребенка в полных годах и месяцах (на
момент обследования), а не приводить дату
рождения. Это облегчает анализ результатов.
В графе «Балльная оценка выполнения заданий» приводятся
соответствующие результаты выполнения
отдельных заданий и общий («сырой») суммарный
балл.
В графу «Поведенческие особенности» из листа
наблюдений в первый столбец переносится
количество знаков («+» или галочек), во второй
столбец проставляется корректировочный
коэффициент, соответствующий количеству знаков
выраженности поведенческих особенностей: 0,85; 0,72;
0,6; 0,45.
В графу «Суммарный балл» заносится
скорректированная в соответствии с полученными
коэффициентами итоговая балльная оценка.
В графе «Уровень готовности» отмечается
соответствующий итоговой балльной оценке
уровень: Г; УГ; УНГ; НГ.
Итоги фронтальной оценки уровня готовности детей ___________ учебный год
Образец бланка итоговых результатов оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения
Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К. и др.
Подготовка ребенка к школе. 2-е изд. — Томск:
Пеленг, 1994.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в
школу. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
3. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки
уровня развития зрительного восприятия детей
5–7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке
результатов. — М.: Новая школа, 1996.
4. Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста /Сборник статей под ред. А.Н. Леонтьева,
А.В. Запорожца. — М.: Международный
образовательный и психологический колледж, 1995.
5. Готовность детей к школе: Диагностика
психического развития и коррекция его
неблагоприятных вариантов (Авторы: Е.А.
Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Политова, Е.Ю. Сушкова).
М., 1992
6. Готовность к школе: развивающие программы /Под
ред. И.В. Дубровиной, 4-е изд. — Екатеринбург:
Деловая книга, 1998.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к
школе. — М.: НПО «Образование», 1996.
8. Екжанова Е. Диагностико-прогностический
скрининг в первых классах общеобразовательной
школы /В сб.: Психодиагностика младших
школьников. — СПб.: Институт специальной
педагогики и психологии Международного
университета семьи и ребенка имени Р.
Валленберга, 1998.
9. Как сформировать готовность к школьному
обучению в условиях семьи? Чему необходимо
научить ребенка? Что такое готовность к школе?
(Рекомендации для родителей) //Серия: «Готовность
ребенка к школе» /Отв. ред. Курнешова Л.Е. — М.:
Центр инноваций в педагогике, 1998.
10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы
готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
11. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.
Комплексная диагностика готовности детей к
обучению в школе. Ярославль, 1999.
12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.
Психолого-педагогическая готовность ребенка к
школе: Пособие для практических психологов,
педагогов и родителей. — М.: ВЛАДОС, 2001.
13. Обеспечение готовности детей к школьному
обучению // Серия: «Готовность ребенка к школе» /
Отв. ред. Курнешова Л.Е. — М.: Центр инноваций в
педагогике, 1998.
14. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети:
основы диагностической и коррекционной работы
психолога (Библиотека психолога-практика). — М.:
АРКТИ, 2000.
15. Справочник для практического психолога
образовательного учреждения по проблемам
готовности ребенка к обучению в школе//Серия
«Готовность ребенка к школе» / Отв. ред. Курнешова
Л.Е. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.
16. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и
отбора детей в школы: Рекомендации практического
психолога. — СПб.: Стройлеспечать, 1996.