Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СВОБОДА УЧИТЬСЯ

Карл Роджерс, Джером Фрейберг
М.: Смысл, 2002

Мир впервые увидел эту книгу в 1969 году. Тогда ее автором был один человек — психолог, психотерапевт, идеолог гуманистических реформ в образовании Карл Роджерс. Затем последовало еще несколько изданий — уже в соавторстве. И вот несколько месяцев назад название этой книги — на родном языке! — украсило полки наших книжных магазинов. Мы получили возможность из первых уст услышать то, что уже множество раз слышали от наших вузовских педагогов, методистов, ученых.
Мне вполне понятны глубоко личные и человечные слова в адрес книги, которыми заканчивает свою вступительную статью научный редактор, доктор психологических наук А.Б. Орлов. Мы ждали эту книгу. В течение последнего десятилетия одна за другой выходили работы авторов, чьих фамилий мы никогда не видели на обложках русскоязычных изданий: Бандуры, Левина, Мюнстерберга, Джеймса. И вот пришел черед педагогического труда К. Рождерса и Д. Фрейберга...
Это манифест той педагогической доктрины, которую так хотел привнести в нашу жизнь ее замечательный создатель. Отчего же тогда при чтении этой книги возникает чувство обиды? Может, оттого, что все уже растиражировано, многократно сказано другими как от имени самого Рождерса, так и от своего собственного? Жаль, что не дали в свое время прочитать эти строки, эти страницы с этими вот примерами и этим вкрадчивым, задушевным стилем общения с читателем. Потому что это общение на самом деле важнее и ценнее всех пересказов, конспектов и изложений в виде краткой схемы «Педагогические идеи К. Роджерса».
Конечно, книжку нужно прочитать всем, кто работает в школе и не чужд идеям гуманистических преобразований. Это умная и добрая книга, полная примеров практической работы людей, поверивших в реализуемость идей Роджерса и привнесших эти идеи в свою работу с детьми.
В ней есть небольшие, но очень ценные вкрапления теории, методических рекомендаций, есть систематизированное изложение определенных методов работы. Очень выпукло, очень ясно показано принципиальное отличие того, что есть сегодня в образовании (и американском, и нашем, отечественном), от того, что предлагает выстроить на его основе гуманистическая педагогика.
И самое главное — в книге есть Человек. Иногда он выступает в роли ребенка, иногда педагога, иногда психолога. И написано это людьми о людях и для людей. Такая вот человечная книга.
Конечно, она не совсем «наша». Легко читать нелицеприятную критику, которую умные люди адресуют другой системе образования. Но на многое и сердце, и разум откликаются: и в критике (есть, есть знакомые картинки!), и в конструктивных идеях...
Эту книгу не прочитать по диагонали. Она — для медленного чтения с остановками. Для каникул или летнего отдыха. Для души и обретения смысла.

Марина БИТЯНОВА