СВОБОДА УЧИТЬСЯ
Карл Роджерс, Джером Фрейберг
М.: Смысл, 2002
Мир впервые увидел эту книгу в 1969 году. Тогда ее
автором был один человек — психолог,
психотерапевт, идеолог гуманистических реформ в
образовании Карл Роджерс. Затем последовало еще
несколько изданий — уже в соавторстве. И вот
несколько месяцев назад название этой книги — на
родном языке! — украсило полки наших книжных
магазинов. Мы получили возможность из первых уст
услышать то, что уже множество раз слышали от
наших вузовских педагогов, методистов, ученых.
Мне вполне понятны глубоко личные и человечные
слова в адрес книги, которыми заканчивает свою
вступительную статью научный редактор, доктор
психологических наук А.Б. Орлов. Мы ждали эту
книгу. В течение последнего десятилетия одна за
другой выходили работы авторов, чьих фамилий мы
никогда не видели на обложках русскоязычных
изданий: Бандуры, Левина, Мюнстерберга, Джеймса. И
вот пришел черед педагогического труда К.
Рождерса и Д. Фрейберга...
Это манифест той педагогической доктрины,
которую так хотел привнести в нашу жизнь ее
замечательный создатель. Отчего же тогда при
чтении этой книги возникает чувство обиды? Может,
оттого, что все уже растиражировано, многократно
сказано другими как от имени самого Рождерса, так
и от своего собственного? Жаль, что не дали в свое
время прочитать эти строки, эти страницы с этими
вот примерами и этим вкрадчивым, задушевным
стилем общения с читателем. Потому что это
общение на самом деле важнее и ценнее всех
пересказов, конспектов и изложений в виде
краткой схемы «Педагогические идеи К. Роджерса».
Конечно, книжку нужно прочитать всем, кто
работает в школе и не чужд идеям гуманистических
преобразований. Это умная и добрая книга, полная
примеров практической работы людей, поверивших в
реализуемость идей Роджерса и привнесших эти
идеи в свою работу с детьми.
В ней есть небольшие, но очень ценные вкрапления
теории, методических рекомендаций, есть
систематизированное изложение определенных
методов работы. Очень выпукло, очень ясно
показано принципиальное отличие того, что есть
сегодня в образовании (и американском, и нашем,
отечественном), от того, что предлагает выстроить
на его основе гуманистическая педагогика.
И самое главное — в книге есть Человек. Иногда он
выступает в роли ребенка, иногда педагога, иногда
психолога. И написано это людьми о людях и для
людей. Такая вот человечная книга.
Конечно, она не совсем «наша». Легко читать
нелицеприятную критику, которую умные люди
адресуют другой системе образования. Но на
многое и сердце, и разум откликаются: и в критике
(есть, есть знакомые картинки!), и в
конструктивных идеях...
Эту книгу не прочитать по диагонали. Она — для
медленного чтения с остановками. Для каникул или
летнего отдыха. Для души и обретения смысла.
Марина БИТЯНОВА |