Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология дошкольника

Сост. Г.А. Урунтаева
2-е изд., перераб. и доп.
М.: Академия, 2000

Среди большого числа психологических фактов и теорий, знакомство с которыми не только полезно, но и необходимо практическому психологу образования, сведения из детской психологии занимают едва ли не первое место. Однако выбор одного авторского пособия, которому можно было бы доверять, — непростая задача, и неоценимую услугу в этом случае оказывают хрестоматии, знакомящие с первоисточниками, а не с их вольным пересказом.
Данная хрестоматия, по мнению составителя, как раз и призвана дополнить учебники по курсу возрастной психологии. Она включает в себя работы отечественных и зарубежных психологов прошлого века, посвященные анализу познавательной и личностной сферы ребенка дошкольного возраста.
При отборе материала в качестве главного принципа, как отмечает составитель, выступило представление «основных направлений психического развития дошкольника и главных новообразований в каждом из них». Кроме того, книга носит выраженный практический характер, что и делает ее особенно ценной для тех, кто работает с детьми, в том числе и психологов.
Заявленные автором принципы подбора статей и отрывков из научных работ не только не вызывают возражений, а наоборот, привлекают к себе внимание. Однако следовать им, оказывается, не так уж легко.
Во-первых, заметно некоторое несоответствие между заглавием — «Психология дошкольника» — и содержанием книги, в которой речь идет об особенностях детей от рождения до 7 лет. Согласно принятой в отечественной психологии периодизации психического развития, дошкольное детство ограничивается периодом от трех лет до поступления в школу.
Во-вторых, в хрестоматию не включены некоторые классические исследования по детской психологии, выполненные отечественными психологами, например работы Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина по проблеме возраста и периодизации развития психики ребенка. В то же время четвертый раздел книги представлен работами зарубежных психологов — 100 страниц на всю зарубежную психологию! Отсутствие комментариев затрудняет понимание приводимых текстов. В данном случае целесообразнее было бы ограничиться отечественными авторами (как это и было сделано в первом издании), а зарубежные заслуживают того, чтобы быть представленными отдельной книгой.
В-третьих, несмотря на то что составителю удалось отобрать материал, имеющий практическое значение, не совсем понятно включение статей из «Дошкольного воспитания» за 1947, 1948 год, не потерявших содержательной ценности, но имеющих ограниченные возможности практического применения.
В то же время в хрестоматии не получили отражения результаты последних исследований, например психологической готовности ребенка к школе. Также обращает на себя внимание отсутствие единого стиля изложения, что обусловлено соседством под одной обложкой статей из «Дошкольного воспитания», «Вопросов психологии» и отрывков из серьезных научных монографий.
В целом содержащиеся в хрестоматии данные по психологии дошкольного возраста могут быть полезны в педагогической и психологической практике.

Марина СТЕПАНОВА