Психологический тренинг с
подростками
Людмила Анн
СПб.: Питер, 2003
Представляя читателям свою программу
социально-психологического тренинга
«Саморазвитие личности», ее автор —
практикующий психолог Людмила Анн основное
внимание уделяет работе по формированию
психического здоровья подростков. Под этим
понимается «состояние полного душевного,
физического и социального благополучия»,
достичь которого невозможно без адекватного
восприятия детьми личностного своеобразия.
Занятия по саморазвитию личности, по мнению
Людмилы Анн, являются важным шагом к гуманизации
школьного образования.
Материал в книге подобран таким образом, что с
программой могут работать не только опытные, но и
начинающие психологи и даже педагоги.
Первая глава посвящена психологии подросткового
возраста. В ней автор дает емкую характеристику
этого непростого периода развития детей,
знакомит с основными направлениями развивающей
работы с подростками. Особое внимание уделяется
проблеме тревожности как показателю
неблагополучного развития личности.
Полезный материал содержит и глава
«Социально-психологический тренинг как средство
коррекции», где отражается богатый опыт
тренинговой работы автора.
В основной части книги подробно излагается
содержание социально-психологического тренинга
«Саморазвитие личности». Он состоит из двадцати
занятий, каждое из которых включает методические
разработки психологических упражнений и этюдов.
Отдельная глава посвящена психогимнастическим
упражнениям, которые специалисты могут
использовать как в ходе проведения тренинга, так
и в других видах развивающей и коррекционной
работы.
Начинающие тренеры узнают, как с помощью этих
упражнений можно влиять и на общую атмосферу в
группе, и на самочувствие отдельных ее
участников. Оказывается, важно не только
правильно выбрать то или иное упражнение, но и
создать мотивацию для его выполнения.
Практически все предлагаемые упражнения
сопровождаются инструкциями по обсуждению их
результатов на завершающей стадии.
Особо хочется отметить материалы, содержащиеся в
приложении. Там представлен учебно-тематический
план, где четко определена последовательность и
количество занятий по каждой теме. Этот план
имеет два варианта проведения тренинговых
занятий — в общеобразовательных и в
коррекционных классах.
Во второй части приложения представлены
несколько вариантов психодиагностических
методик для определения уровня тревожности и
самооценки у детей подросткового возраста, из
которых психологи могут выбрать наиболее им
подходящие. Автор рекомендует проводить
диагностику не только в начале групповой работы
(для отбора детей) и после ее окончания (при
определении результативности проделанной
работы), но и по мере необходимости в процессе
тренинга.
В целом хочется отметить, что содержание и
подробная проработка материала делают это
издание самодостаточным. Имея на руках эту книгу,
специалист может проводить серьезную длительную
работу, практически не обращаясь к другим
источникам.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |