По ту сторону сознания
А.Г. Асмолов
М.: Смысл, 2002
Любая книга начинается с названия, которое в
немалой степени определяет ее дальнейшую судьбу.
В данном случае оно притягивает и пугает
одновременно. Притягивает своими явно
психологическими ассоциациями с работами З.
Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» и Б.
Скиннера «По ту сторону свободы и достоинства».
Пугает сложностью — если идеи неклассической
психологии прочно связаны с именами Л.С.
Выготского и Д.Б. Эльконина, то словосочетание
«по ту сторону сознания» кажется чем-то совсем
непонятным.
Знакомство с книгой способствует пониманию и
осознанию многих психологических положений и
понятий, но не освобождает от желания если не
вступить в дискуссию с автором, то, по крайней
мере, продолжить самостоятельные размышления
над затронутыми в книге проблемами.
Это свидетельствует о смелой позиции создателя
книги, которая представляет собой учебное
пособие, обобщающее 25-летний опыт
психологических изысканий автора. Книга
отражает как развитие взглядов ученого, так и в
известном смысле те изменения, которые
претерпела психологическая наука.
По мнению А.Г. Асмолова, в эпоху перемен
существует много психологий, но не существует
единой психологии, что не свидетельствует о
незрелости науки, а является свободной
констатацией реального положения дел.
В книге настойчиво проводится мысль о праве и
одновременно необходимости выбора каждым
психологом среди разных психологий той, что
близка ему по духу. Поиск и обретение такой точки
опоры в личной и профессиональной жизни
становится главной задачей.
Автор делится с читателем личным опытом
профессионального самоопределения.
Культурно-историческая психология Л.С.
Выготского, психология установки Д.Н. Узнадзе,
психология деятельности А.Н. Леонтьева, идеи М.К.
Мамардашвили о соотношении классического и
неклассического идеала рациональности в
философии и научном познании мира оказали
существенное влияние на формирование
психологического мышления автора и становление
его личности.
Книга настраивает на серьезное чтение, которое
предполагает не только знание
историко-психологических и историко-философских
истин и заблуждений, но и готовность следовать за
мыслью автора в соответствии с его логикой.
В силу того что книга состоит из ряда работ,
совсем не обязательно читать ее сразу от начала
до конца. Тем более что статьи отличаются по
уровню теоретического обобщения.
В частности, некоторые публикации,
непосредственно связанные с проблемами
образования, для своего понимания и осмысления
не требуют фундаментальной психологической
подготовки. Рассуждения о социальном
инфантилизме, обнищании души при обогащении
информацией, о мотивации потребления и
созидания, хотя и родились в теперь уже далекие
80-е годы, не потеряли своей актуальности, да и
вряд ли потеряют когда-либо.
Марина СТЕПАНОВА |