Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Мастерство психологического
консультирования

Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной
СПб.: Европейский дом, 2002

Я не помню, откуда у меня появилась эта книга. Но то, что она стоящая, я понял уже по обложке, на которой сверху было написано: «Институт психотерапии и консультирования «Гармония». Для меня это — марка.
Я знаком с деятельностью этого института еще со студенческих времен, мне довелось бывать там на семинарах и конференциях, встречаться с людьми, которые отдаются своей профессии целиком, оставаясь приятными в общении людьми и не теряя связи со временем и страной, в которой живут.
С первых страниц книги приходит понимание того, что она написана людьми, хорошо знающими и понимающими свою профессию. Удивительно, как удалось спрессовать такое глубокое содержание в 12 печатных листов! В шести небольших главах изложены все основные моменты процесса консультирования.
Авторы опираются на свой опыт работы с клиентами и подготовки будущих консультантов. Затрагиваются такие темы, как навыки консультирования, процесс консультирования и его особенности, раскрываемые через понятие «терапевтического пространства».
Здесь есть и про эмпатию, и про индивидуальный стиль консультирования, «внутренние» препятствия консультанта, блокирующие использование творческого потенциала, и ловушки консультирования.
Специальное внимание уделяется проблеме «спасательства» в практике консультирования. Отдельно рассматривается кризис и основы кризисной интервенции, особенности телефонного консультирования.
В разделе «Обучение консультированию» авторы говорят о принципах и модели обучения консультированию, об особенностях организации и проведения супервизии и вопросах профилактики сгорания.
«Мы понимаем процесс обучения как исследование, открытие», — пишут авторы. По их мнению, с которым я абсолютно согласен, главный инструмент психотерапевта или консультанта — это он сам, его собственная личность.
Что особенно радует — практически каждая глава содержит в себе не только теорию и фрагменты сессий, но и практические упражнения, направленные на выработку необходимых навыков и преодоление барьеров.
Последняя глава включает в себя примеры применения консультирования в работе с разными категориями клиентов: родитель и ребенок на первой консультации, особенности консультирования химически зависимых клиентов и их близких, вопросы семейного консультирования.
Чувствуется, что каждому из авторов: А.А. Бадхену и М.В. Бадхен, С.М. Зелинскому,
М.М. Певзнеру, М.Я. Соловейчику, П.А. Тимошенкову, К.В. Шиловой  — есть что еще сказать. За ними, как свидетельствует эта книга, стоит огромный опыт практического обучения и работы с клиентами, а также опыт рефлексивного осмысления психотерапевтической теории и практики.
И хочется надеяться на продолжение общения, тем более что тираж этой книжки, хотя он нигде не указан, мне кажется, очень мал...

Александр ШАДУРА