Психология девиантного поведения
Ю.А. Клейберг
М.: ТЦ «Сфера», 2001
В этом небольшом по объему издании содержится
теоретический курс новой для нас науки –
девиантологии. Авторская программа Ю.А.
Клейберга «Психология девиантного
(оклоняющегося) поведения», которая легла в
основу курса, стала победителем Всероссийского
открытого конкурса вузовских учебных программ и
глав учебников по психологическим дисциплинам.
Перед нами – результат серьезного научного
исследования самого понятия девиантного
поведения, причин его возникновения и форм, в
которых оно проявляется. Исходя из того, что
«собственно теории девиантного поведения пока
нет», автор пытается рассмотреть все имеющиеся
подходы к девиантности, которые существуют у
иностранных и отечественных исследователей.
Рассматривая психологию девиантного поведения
как молодую и перспективную отрасль, Юрий
Александрович много внимания уделяет созданию
ее понятийного аппарата. Этому посвящена первая
глава книги.
Проанализировав и обобщив различные (иногда
противоречивые) взгляды, автор предлагает свое
понимание девиантного поведения как
психологического феномена. Он считает, что важно
не только прояснить суть этого явления, но и
учитывать динамику его развития. Это позволит
принять своевременные меры по предупреждению,
минимизации или коррекции социально опасных
форм и последствий девиации.
Ряд глав учебного пособия посвящен анализу
значимых для понимания природы девиантности
вопросов: социальные нормы, диспозиционное
поведение личности, девиантная виктимность
подростка.
В отличие от упомянутых глав, которые написаны в
жанре реферата, две других – «Модели девиантного
поведения» и «Типология отклоняющегося
поведения» – более функциональны и содержат
четко структурированные и подробно описанные
модели поведения. Используя их, практические
психологи и педагоги, работающие с детьми и
подростками, получат ориентиры в понимании этой
сложной категории детей.
Особое внимание Ю.А. Клейберг уделяет таким
малоизученным видам и формам девиантного
поведения, как бродяжничество, гомосексуализм,
наркотизм, самоубийство, граффити. Правда,
постановка в один ряд этих на первый взгляд
неоднородных явлений может показаться спорной,
но все они укладываются в авторское понимание
девиации.
К сожалению, в заключительном разделе «Программы
коррекционно-воспитательной работы с
девиантными подростками» намечены лишь самые
общие подходы и направления взаимодействия с
проблемными подростками.
Наибольшую значимость для практической работы
представляют помещенные в приложении методики
диагностики отклоняющегося поведения, которые
могут с успехом использоваться психологами и
педагогами для раннего определения склонности к
девиантным формам поведения.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |