Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология девиантного поведения

Ю.А. Клейберг
М.: ТЦ «Сфера», 2001

В этом небольшом по объему издании содержится теоретический курс новой для нас науки – девиантологии. Авторская программа Ю.А. Клейберга «Психология девиантного (оклоняющегося) поведения», которая легла в основу курса, стала победителем Всероссийского открытого конкурса вузовских учебных программ и глав учебников по психологическим дисциплинам.
Перед нами – результат серьезного научного исследования самого понятия девиантного поведения, причин его возникновения и форм, в которых оно проявляется. Исходя из того, что «собственно теории девиантного поведения пока нет», автор пытается рассмотреть все имеющиеся подходы к девиантности, которые существуют у иностранных и отечественных исследователей.
Рассматривая психологию девиантного поведения как молодую и перспективную отрасль, Юрий Александрович много внимания уделяет созданию ее понятийного аппарата. Этому посвящена первая глава книги.
Проанализировав и обобщив различные (иногда противоречивые) взгляды, автор предлагает свое понимание девиантного поведения как психологического феномена. Он считает, что важно не только прояснить суть этого явления, но и учитывать динамику его развития. Это позволит принять своевременные меры по предупреждению, минимизации или коррекции социально опасных форм и последствий девиации.
Ряд глав учебного пособия посвящен анализу значимых для понимания природы девиантности вопросов: социальные нормы, диспозиционное поведение личности, девиантная виктимность подростка.
В отличие от упомянутых глав, которые написаны в жанре реферата, две других – «Модели девиантного поведения» и «Типология отклоняющегося поведения» – более функциональны и содержат четко структурированные и подробно описанные модели поведения. Используя их, практические психологи и педагоги, работающие с детьми и подростками, получат ориентиры в понимании этой сложной категории детей.
Особое внимание Ю.А. Клейберг уделяет таким малоизученным видам и формам девиантного поведения, как бродяжничество, гомосексуализм, наркотизм, самоубийство, граффити. Правда, постановка в один ряд этих на первый взгляд неоднородных явлений может показаться спорной, но все они укладываются в авторское понимание девиации.
К сожалению, в заключительном разделе «Программы коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками» намечены лишь самые общие подходы и направления взаимодействия с проблемными подростками.
Наибольшую значимость для практической работы представляют помещенные в приложении методики диагностики отклоняющегося поведения, которые могут с успехом использоваться психологами и педагогами для раннего определения склонности к девиантным формам поведения.

Ольга РЕШЕТНИКОВА