Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Поймите своего ребенка

Е.М. Вроно
М.: Дрофа, 2002

Пять лет назад увидела свет замечательная книга известного детского психиатра Е.М. Вроно «Несчастливые дети — трудные родители», которую «Школьный психолог» поспешил порекомендовать своим читателям. Однако вряд ли многим удалось этой рекомендацией воспользоваться.
Беда в том, что книгу выпустила редакция журнала «Семья и школа», на современном книжном рынке представленная очень скромно. И можно понять автора, желающего, чтобы его труд все-таки нашел своего читателя.
Новая книга Е.М. Вроно, строго говоря, не столько новая, сколько чуть обновленная. Поэтому тот, кому чудом удалось в свое время прочитать «Несчастливых детей», может даже испытать неприятные чувства: предлагаемая ему «новинка» совпадает с уже прочитанной пять лет назад почти слово в слово. Однако в силу сложившихся обстоятельств таких недовольных окажутся единицы, а большинство и в самом деле получат книжку, которой наверняка останутся довольны.
Почему довольны? Тут можно было бы отослать читателя к давней рецензии, уже опубликованной когда-то в нашем «Арсенале». Но газеты многолетней давности еще менее живучи, чем книги, так что не грех кое в чем и повториться — коли автор не считает это зазорным, то и рецензент, наверное, может себе позволить.
«Несчастливые дети — трудные родители» имели подзаголовок «Наблюдения детского психиатра». Редакторы «Дрофы», выпуская книгу в серии «Дрофа — родителям», решили формулировку смягчить и разместили книгу в рубрике «Мнение психотерапевта».
«Психиатрия» для нашего читателя — слишком болезненный стимул, провоцирующий ассоциации с плечистыми санитарами и смирительными рубашками. А своего ребенка, сколь угодно «проблемного», все-таки не хотелось бы считать «психом».
К психологам и даже психотерапевтам уже сформировалось более мягкое отношение (хотя еще нередко и настороженное). Может быть, потому, что они в меньшей степени склонны навешивать ярлыки.
Автор в данном случае выступает не столько в пугающей роли «мозгоправа», сколько в роли тонкого психолога, умеющего деликатно прояснить источник душевного неблагополучия.
Детские проблемы М.Е. Вроно рассматривает в неразрывной связи с родительскими и выводит своеобразное «уравнение»: из несчастливых детей получаются трудные родители, а у трудных родителей дети почти всегда несчастливы.
Книга, изобилующая яркими жизненными примерами, выступает, по сути дела, развернутым доказательством этой психологической теоремы. И она не просто акцентирует настораживающую взаимосвязь, но и позволяет здравомыслящему читателю разорвать порочный круг патологии детско-родительских отношений.
Надо ли говорить, что для школьного психолога, постоянно наблюдающего описанные ситуации, книга является настоящим кладезем мудрых подсказок. Так что не будем придираться к автору за издательский кульбит, а лучше поблагодарим за более доступную возможность обогатить наше профессиональное мировоззрение.

Сергей СТЕПАНОВ