ИДЕАЛ НА ПОЛКЕ
Глаза читателя
более строгие
судьи, чем уши слушателя.
Вольтер
Наверное, это один из самых сладостных
моментов в жизни — замереть перед полкой,
раздумывая, какую бы книгу взять в руки. Взгляд
перебегает с корешка на корешок, рука тянется и
невольно замирает на полпути, и счастливое
чувство предвкушения отдаляет момент выбора.
Эту? А может, соседнюю? Или вон ту, с краю?
И неважно, где та полка, дома или на работе, в
магазине или в библиотеке, но трепет и надежда
охватывают нас каждый раз, когда мы к ней
подходим.
А собственно, чего мы ищем? На что надеемся? Что
ждем увидеть, наконец определившись с выбором и
открыв наугад?
Наверное, что-нибудь очень-очень умное. Вот
только не обмануться бы, уж слишком весомо
выглядит любое печатное слово. Бывает, так
сладкозвучно автор словеса плетет, что сам в их
тумане выглядит убедительно и весомо. Поневоле
зачитаешься — не оторвешься. А потом начнешь
друзьям пересказывать, и как-то вся красота
меркнет. А пара встречных недоуменных вопросов
не оставляют камня на камне от давешней
убедительности. Только и коришь себя — как сам
раньше не догадался.
А еще мы ищем чего-нибудь чистого и светлого. Тут
уж промахнуться сложнее. Хотя какой-нибудь
Сорокин вполне может сначала заманить
добросердечной сценкой на фоне лирического
пейзажа, а потом вдруг оставить наедине с героем,
поедающим кал своего учителя. Если в магазине до
этого места не дочитаешь, то потом уже дома весь
измараешься и опять себя корить станешь за
верхоглядство и жалеть о потраченных деньгах.
Ну и, конечно, стиля хочется. И языка настоящего,
литературного. А то научные тексты все больше
каким-то канцеляритом написаны. Да еще
приправлены заимствованным новоязом — от
«рефрейминга» до «фасилитатора». А
художественную прозу последнее время, наоборот,
вульгаризмы захлестнули, да так, что иной раз и
процитировать нельзя толком, одни многоточия
получаются.
Но вот уж без чего настоящая книга обойтись точно
не может, так это без искренней эмоциональности.
Искрометный юмор и томная чувственность
необязательны, возможно даже — излишни, чувствам
позволено быть сурово-сдержанными, но только
неподдельными. Даже экономическому трактату
непростительна бездушность, в нем непременно
должно присутствовать что-то, заставляющее нас
откликаться не только разумом, но и сердцем. А уж
нашей «науке о душе» сам бог велел быть
человеческой!
Часто ли попадает в руки тот идеал, который
счастливо сочетает в себе все эти качества? Эх,
как и всякий идеал... Вот и последняя покупка
вышла не очень-то удачной.
И мы опять идем в книжный магазин, подходим к
полке, протягиваем руку... И медлим в сладостном
предвкушении.
Марк САРТАН |