Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2003


ЗА КУЛИСАМИ

«Мы знаем, что нужно читателю»

Санкт-Петербургское издательство «Речь», наверное, одно из самых «плодовитых» на рынке психологической литературы. Но читателям оно известно не только количеством, но и качеством выпускаемых книг. Поэтому «Школьный психолог» решил встретиться с главным редактором этого издательства Ириной АВИДОН и задать ей традиционные для рубрики «За кулисами» вопросы о планах и достижениях.

Ирина, вы давно работаете в издательстве «Речь»?

Почти столько же, сколько существует издательство, — три года. Начинала заведующей редакцией, потом стала главным редактором.

А что входит в обязанности главного редактора?

(Смеется.) Ой, что только туда не входит! Прежде всего, выбор направлений, которыми редакция будет заниматься. Ясно, что я не одна это решаю, у меня есть коллеги, которые тоже ориентируются, что будет востребовано, но тем не менее это входит в мои обязанности — понять, чем мы в ближайшее время будем заниматься.

А выбор книг?

Да, и это тоже, но все же главное — не столько выбор книг, сколько определение направлений и поиск авторов.

И как вы выбираете направления?

Значительная часть нашего коллектива — профессиональные психологи: и практики, и преподаватели. Поэтому у нас имеется четкое представление о том, что нужно читателю, что востребовано на рынке.
На самом деле направлений у нас очень много, от «классики» — детская психология, психологический тренинг — до новых серий, одна из них, например, посвящена коучингу.
Мы пытаемся «отлавливать» новые, малоизученные, а иногда просто малораскрученные направления, но и старые, востребованные темы, например та же детская психология, нас тоже интересуют.

А почему детская психология, а не взрослая?

Взрослая у нас тоже есть.

У вас все направления представлены?

Мне кажется, да. По крайней мере, мы стараемся учесть все тенденции.

А можно ли тогда говорить о выборе этих направлений?

Вопрос в том, как их подать, как «раздробить» эти направления, чтобы одно попало в одну серию, а другое — в другую, чтобы и логика наших серий не была нарушена, и современные профессиональные тенденции представлены.

Когда вы рассказываете о направлениях, вы иногда оговариваетесь и говорите о сериях. Это для вас одно и то же?

Направление — это, конечно, чуть шире, чем серия.

Какие у вас серии?

Серий у нас действительно много. Наверное, мне не стоит утомлять читателей, перечисляя их все. Назову несколько. «Мэтры психологии» — большие, проверенные временем, фундаментальные учебники. «Психологический тренинг» — методические материалы, программы тренингов, которые можно брать и использовать. «Современная психотерапия» — книги наших авторов и переводные. «Практикум по психодиагностике» — очень полезная серия, с описанием методик, со стимульными материалами, с ключами...
У нас есть две серии под названием «Детская психология и психотерапия». Одна рассчитана на специалистов — педагогов, психологов, социальных работников, а другая — на родителей.

Как вы находите авторов?

По-разному. Иногда мы ищем авторов, иногда авторы ищут нас. Сейчас чаще авторы ищут нас. На первом этапе, когда нас еще никто не знал, мы вели активный поиск. И тогда нам повезло, потому что довелось работать с уже известными, признанными авторами, очень авторитетными специалистами. Книга, с которой мы начинали, теперь известна всем, — это «Психогимнастика в тренинге» под редакцией Н.Ю. Хрящёвой. Нельзя не вспомнить и вторую нашу книгу — «Психологическая защита у детей» Р.М. Грановской и И.М. Никольской.
Но мы не только привлекаем уже известных людей, но также ищем тех специалистов, которые еще не думают о том, что они могут писать книги. Когда нам кажется, что у специалиста есть потенциал, мы пытаемся «вывести» его на создание книги.

А переводные книги как вы находите?

Чаще всего их рекомендуют наши авторы. Иногда сами ищем, когда разрабатываем какую-нибудь тему.

Права покупаете?

Конечно! Правда, есть книги, выпущенные давно, там другая система, но если права нужно покупать, то мы это обязательно делаем.

Сколько книг вы выпустили за эти три года?

Около двухсот наименований, из них половина — за последний год. Поначалу наши масштабы были довольно скромными, особенно по сравнению с тем, что мы делаем сейчас. При том, что коллектив у нас так и остался небольшим.
Некоторые серии — например, «Психологический тренинг», «Классики и современники» — мы выпускаем с самого начала нашей работы, некоторые начали выходить только в последнее время.

Почему вы выпускаете книги сериями?

Это удобно.

Кому?

Всем. Нам легче прогнозировать, чего не хватает, а читателю легче ориентироваться, где что искать.

В том случае, если издательство сохраняет уровень и тематику серии...

Мне кажется, что мы находимся на достаточно высоком уровне, по крайней мере, прикладываем к этому усилия. Если мы понимаем, что появляется разноплановая литература, то происходит разделение серии. Это и произошло в свое время с «Детской психологией».

Есть такое впечатление, что вначале все книжки серии «Психологический тренинг» были если не шедеврами, то просто классными. А теперь в той же самой серии появляются либо проходные, либо уж вовсе неудачные. Вам не кажется, что серия становится для вас же тяжелым грузом? Ведь надо все время соответствовать заданной планке...

Минусы, возможно, есть, но мне кажется, что плюсов все же больше. Что касается проходных книжек... Да, есть книжки, которые не оправдали наших ожиданий. Но это не значит, что они плохие. Возможно, они просто не нашли своего читателя. И все же бо’льшая часть книг просто замечательные, из самых последних — «Тренинг личностного роста» Ирины Шевцовой и «Тренинг наслаждения» Владимира и Елены Ромек.

Есть такие книжки, которые вы бы не стали выпускать, если бы вернулись в прошлое на какой-нибудь машине времени?

(Смеется.) Я не люблю идею машины времени — что сделано, то сделано.
И все-таки, пожалуй, такие книжки есть. Можно, я их не буду называть? В тот момент нам казалось, что их выпуск оправдан. Только по прошествии времени выяснилось, что это не так.

А есть такие книжки, которые, по-вашему, недооценены читателем?

По большому счету — нет. Хотя иногда такая мысль мелькала.

Какая лучшая книга вашего издательства?

Ой, нет! Такой вопрос...

Хорошо, какие книги вы считаете своими бестселлерами?

Прежде всего, это «Психогимнастика в тренинге», которую я уже упоминала. Кроме того, мы никак не можем насытить рынок книгами Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой по сказкотерапии, книгами Елены Лютовой и Галины Мониной, посвященными работе с детьми. Уже не единожды были переизданы многие книги Е.В. Сидоренко, Л.Н. Собчик.

А какой книжкой вы гордитесь?

Таких много, я бы даже сказала, что больше половины.
Например, у нас среди авторов много практикующих психологов, которые теперь имеют возможность помочь гораздо большему числу людей, поскольку мы уговорили их написать свои книги.

Много ли авторов выпустили свои первые книги именно в вашем издательстве?

Да, порядочно. Думаю, что несколько десятков наберется. У нас большой опыт работы с такими авторами, поэтому начинающим с нами удобно.
Есть еще интересная закономерность: если автор начинает работать с нами, он уже не уходит в другое издательство. За первой книгой нередко следует вторая, третья... Мы это очень ценим и считаем, что это тоже часть нашей миссии — помочь коллегам-психологам раскрыть в себе новые таланты.

Часто ли приходится отказывать авторам?

(Задумывается.) Наверное, примерно в четверти случаев, то есть несколько раз в месяц. Обычно это случается не из-за качества материала, а из-за того, что он нам не подходит, как говорится, «не наш».

Вот мы возвращаемся к началу разговора. А что ваше?

Мы все-таки стараемся работать в рамках тех традиций, которые сложились в профессиональном психологическом сообществе, и избегать направлений, вызывающих слишком неоднозначное отношение специалистов. Бывает, что приходят книги по парапсихологии или астрологии... А эти темы мы не затрагиваем, что называется, по идейным соображениям. Как говорит наш директор Леонид Янковский, «не навреди» — это один из наших принципов.

Бывали случаи, когда вы отвергали рукопись из-за ее низкого качества, а потом она выходила в другом издательстве?

Таких случаев я не помню. Мне очень хочется надеяться, что рукописи действительно низкого качества не будут выходить ни в одном издательстве.

Кто ваш читатель?

В основном мы ориентируемся на специалистов. Первоначально нашими читателями были психологи, теперь появились книжки для педагогов, воспитателей и даже родителей. Сейчас мы иногда даже выходим за рамки чистой психологии, нашими читателями становятся и управленцы, и философы, и медики.

Какое место среди ваших читателей занимают практические психологи системы образования?

В последнее время книг для них у нас стало больше.

Знаете ли вы мнение читателей о ваших книгах?

Конечно, у нас есть несколько способов получения обратной связи. Рецензии и статьи о наших изданиях публикуются в периодических изданиях, прежде всего в «Школьном психологе». Появляются отзывы на нашем сайте, который мы запустили в полной мере не так давно. Во всех книгах есть наши координаты, и иногда мы получаем письма с комментариями и предложениями. И наконец, мы много общаемся с читателями на семинарах и выставках, где представляем свою продукцию.

Многие психологи придерживаются того мнения, что диагностические материалы не подлежат открытой публикации. Тем не менее вы спокойно выпускаете тесты с ключами и интерпретацией...

Да, проблема такая есть, безусловно. Но те, кому эти материалы нужны, так или иначе их найдут, даже если это дилетанты, не обладающие необходимой подготовкой.

Нет ли у вас ощущения, что вы исходите скорее из коммерческого интереса, а не из интересов профессионального сообщества?

Нет, такого ощущения нет. Сообществу это тоже идет на пользу. Например, когда я была студенткой, я маялась в поисках методик. Теперешним студентам легче, во многом, кстати, благодаря именно нашему издательству.
Но я понимаю, что если книга в свободном доступе, то любой желающий может ее использовать. Поэтому мы обычно оговариваем в аннотации и предисловии, что книга предназначена для специалистов и, чтобы ее использовать, нужно обладать определенными знаниями.

Традиционный вопрос о планах...

На дальнее будущее я загадывать не люблю. А в ближайшее время мы планируем работать в том же направлении.

А конкретные планы есть? К чему читателям готовить свои кошельки? Может, на очереди какие-нибудь супербестселлеры?

(Улыбается.) Супербестселлеров у нас масса. А вот что будет особенно интересно читателям «Школьного психолога» — так это серия развивающих книг для детей.

Беседовал Марк САРТАН

Издательство «Речь»
Тел.: (812) 323-76-70
Интернет-сайт: www.rech.spb.ru