УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНИК
Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг
«Социальная психология»
Как-то на лекции, довольно много лет назад, один
очень уважаемый нами, студентами, преподаватель
посоветовал: «Если вы хотите получить
представление о современной науке, не надо
читать учебников. Знакомьтесь со статьями в
журналах, со свежими диссертациями, слушайте
доклады ученых. А учебники не дадут вам знаний о
современной ситуации в науке».
«Почему?» — удивились мы.
«Потому что учебники отстают от науки лет на
пятнадцать. Пока автор соберет необходимый
материал, пока его систематизирует и обобщит,
пока напишет и «вычистит» текст, пока его изучат
рецензенты, пока ученый совет найдет время
рекомендовать учебник в печать, пока
издательство проведет необходимую подготовку, —
пройдут годы! И информация неизбежно устареет».
Речь шла о наших, российских учебниках. А что же
говорить о зарубежных, для издания которых
требуется еще уйма времени для перевода!..
С ПЫЛУ С ЖАРУ
Эту историю я вспомнил, знакомясь с учебником
«Социальная психология» Р. Чалдини, Д. Кенрика и
С. Нейберга (СПб.: Изд. «Прайм-Еврознак», 2002).
Точнее, еще даже не с самим учебником, а с датами
его выхода в свет — в Соединенных Штатах и у нас,
в России. И с удовольствием подумал о том, что
сегодня ситуация с учебниками кардинально
изменилась по сравнению с нашими студенческими
годами: современные учебники если и отстают от
науки, то явно не на пятнадцать лет, а на
значительно меньший срок.
Судите сами: указанный выше американский учебник
опубликован в США в начале 2002 года; предисловие
научного редактора русского издания профессора
А.Л. Свенцицкого датировано... июнем 2002 года! И уже
несколько месяцев блестяще иллюстрированный
двухтомник находится на полках книжных
магазинов России. То есть менее чем за полгода
учебник перевели на русский язык,
отредактировали, снабдили богатейшим
иллюстративным материалом и напечатали. А общее
количество страниц в двух томах, между прочим, —
около шестисот. Есть чему порадоваться!
В наше время читателю, избалованному
информационной оперативностью Интернета, теперь
еще предоставляется возможность быстро —
буквально с пылу с жару — получить информацию о
состоянии науки еще и со страниц самых новых
учебников. Раньше о таком приходилось лишь
мечтать.
Однако этот американский учебник заслуживает
внимания не только из-за оперативности его
появления на российском книжном рынке. В конце
концов, в последние годы регулярно издавались
переводы многих других зарубежных учебников по
психологии, сделанные, в общем-то, тоже
достаточно быстро.
«Социальная психология» Чалдини и соавторов
даже на таком богатом фоне выделяется отменным
качеством и проработанностью материала.
По-видимому, высокую оценку следует отнести и к
самим авторам, и к переводчикам, и к редакторам
русского издания (встречающиеся опечатки —
которых, к счастью, не слишком много — почти
неизбежны, если учитывать темп подготовки книги).
Поскольку учебник изначально был единым, а
разделен на два тома при подготовке российского
издания (по техническим причинам, как указывает
научный редактор), то естественным
представляется и описывать свое впечатление о
двухтомнике как о цельной работе.
УДАЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ
Первое, на что сразу обращаешь внимание при
чтении, — это очень удачное сочетание
занимательности и научности изложения.
Авторы адресуют свой труд студентам, которые
только-только начинают знакомиться с социальной
психологией, а потому преподносят материал
увлекательно, интересно, одновременно решая
задачу мотивирования и обучения. Это вообще
характерно для американских учебников, но именно
этот особенно отличается обилием замечательных
дидактических приемов.
Например, такой. Каждая глава структурирована
единообразно: начинается с описания конкретного
случая, момента жизни какого-либо известного
человека, яркой истории (при этом читателю
открывается только фактическая сторона дела и
формулируются основные вопросы типа «почему
заурядный человек оказывается способен
совершать столь необычные поступки?», но ответов
пока не дается). Далее излагается
психологический материал, рассматриваются
важнейшие научные категории, описываются
наиболее значимые в этой области и интересные
эксперименты. Завершается глава тремя рубриками
«Повторение», «Итоги главы», «Ключевые термины».
Каждый параграф, кроме того, в конце содержит
резюме. Внутри главы можно найти и специальные
вставки «Внимание: метод», «Внимание: социальная
дисфункция», «Внимание: применение» и тому
подобные.
Вот о рубриках, венчающих главу, — отдельный
разговор. Под рубрикой «Повторение»
предлагается небольшой кусочек текста,
озаглавленный так же, как и первый параграф
главы. Здесь на основе психологического
материала, изложенного в главе, интерпретируется
случай, история из первого параграфа.
Осуществляется попытка объяснить мотивы
поведения главного персонажа, те
психологические факторы, которые определили его
поступки.
Что интересно — авторы отдают явное
предпочтение политическим лидерам: на страницах
книги постоянно встречаются имена Ричарда
Никсона, Маргарет Тэтчер, Элеоноры Рузвельт и
Мартина Лютера Кинга. О последнем, по-моему,
авторы рассуждают больше всего. Возможно, это
связано с особенностями американского
менталитета, в последние годы резко
направленного на соблюдение политкорректности в
отношении афроамериканцев.
Это предположение представляется
правдоподобным и обоснованным ввиду того, что в
книге много внимания уделено анализу нормальных
и дискриминационных межрасовых отношений.
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ
Восхищает просто потрясающая эрудиция авторов.
Ведь в книге приведены не только результаты
многочисленных психологических исследований, но
и исторические примеры, не слишком известные
факты из жизни выдающихся людей и просто
«криминальные» случаи.
Скажем, впечатляет история о докторе физики
Ганге Лу, который устроил кровавое побоище в
университете штата Айова. Он расстрелял в
течение десяти минут декана физического
факультета, его заместителя, секретаря, двух
профессоров и студента, обошедшего его в
соревновании за престижную академическую
награду. В этой награде, не доставшейся будущему
убийце, и была, по-видимому, одна из причин
трагедии. Но только ли в ней?
Авторы блестяще анализируют мотивы убийцы и
показывают на этом примере психологические
различия оценок личности и ситуации, характерные
для разных культур.
Наверное, закономерно, что в тексте практически
не встречаются примеры из художественных книг
или литературные цитаты.
Обращение к художественной литературе
американским авторам вообще не очень
свойственно. Это в российских изданиях по
психологии и учебниках сплошь и рядом тот или
иной психологический феномен сопровождается
яркой иллюстрацией из литературного
произведения.
Американцы предпочитают реальные жизненные
ситуации, что делает научный текст максимально
приближенным к практике (а может быть, они читают
все-таки меньше?).
КРОПОТЛИВАЯ ПРОВЕРКА
Стремясь быть объективными, авторы учебника
рассматривают все основные теоретические
подходы, существующие сегодня в социальной
психологии: социокультурный, эволюционный,
феноменологический, социально-когнитивный,
комбинированный, теорию социального научения.
Они придерживаются точки зрения, что эти подходы
следует рассматривать как взаимодополняющие и
лишь их комплексное использование наиболее
продуктивно для науки.
Однако в соответствии с общей тенденцией
современной американской психологии
чувствуется тяготение авторов к
социально-когнитивному подходу. Это находит
отражение почти в каждой главе.
В учебнике заинтересованный читатель — даже
специалист в области социальной психологии —
найдет много новой информации о последних
научных исследованиях. Я, во всяком случае, о
некоторых описываемых экспериментах никогда не
слышал.
Поражает скрупулезность американских
исследователей: многие эксперименты посвящены
детальнейшему изучению, кропотливой проверке и
сложному доказательству существования
психологических феноменов, которые, как
представляется, являются самоочевидными.
Например, можно упомянуть об эксперименте,
показавшем, что неожиданные события побуждают
нас искать их объяснения. Ну, естественно! Когда
что-то происходит неожиданно, мы удивляемся и
хотим разобраться. Стоит ли из-за этого
психологический огород городить?
Впрочем, очевидное может быть и ошибочным, а
потому научная строгость требует все подвергать
сомнению. Таковы правила ученых, ориентированных
на естественно-научную парадигму, а американские
психологи в большинстве своем ориентированы
именно на нее.
ЛОЖКА ДЕГТЯ
Ну а теперь — о некоторых особенностях этого
издания, которые вызывают недоуменные вопросы. И
прежде всего речь пойдет об обложках обоих томов.
Складывается впечатление, что художник, который
создавал макет обложки, не знал толком, как книга
называется. Поэтому и потенциальный покупатель,
увидев обложки, ничуть не усомнится, что первый
том называется «Влияние», а второй — «Агрессия».
Ведь именно эти слова выделены синим цветом и
написаны огромным (по сравнению с другими
словами) шрифтом и просто бросаются в глаза.
Когда этот самый потенциальный покупатель
откроет книгу, то у него возникнет первый повод
для недоумения: после фамилий авторов на титуле
значится «Пойми себя, чтобы понять других!» (на
втором томе — «Пойми других, чтобы понять себя!»).
Слова «Социальная психология» почти не
воспринимаются ввиду мелкости шрифта и
неяркости краски.
Перевернув страницу, покупатель (будущий
читатель) удивится еще больше, потому что перед
аннотацией он обнаружит третий вариант названия
— «Социальная психология...» (далее название с
титула).
Тем не менее учебник хороший и полезный. Очень
информативный и очень увлекательно написанный. И
начинающий психолог, и опытный профессионал
могут почерпнуть в нем много важного и нужного.
А фокусы с названиями, — скорее всего,
своеобразный рекламный трюк издателей.
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук |