С ЧЕМ ЕЗДИТЬ В ТУЛУ?
Именно здесь 6 февраля прошла Вторая областная
научно-практическая конференция
«Психологическая служба системы образования
Тульской области: опыт, проблемы и перспективы
развития». Посещение этого мероприятия стало для
меня приятным сюрпризом. Оказалось, что рядом с
Москвой постепенно сформировалась еще одна
самобытная модель психологической службы в
системе образования.
Работающие там специалисты — психологи,
педагоги, управленцы — за десять лет своего
существования создали эффективно работающую
систему психологического сопровождения
участников образовательного процесса. Так что в
Тулу не надо ездить не только со своим самоваром
и пряниками, но и с готовыми рецептами по
созданию региональной психологической службы.
ПО СВОЕМУ СЦЕНАРИЮ
|
В.В. Соловьев
прекрасно
ориентируется
в делах и проблемах
психологической службы
|
Без большой финансовой поддержки (Тульская
область — дотационная) развитие психологической
службы здесь шло постепенно и по своему
собственному сценарию.
Alma mater тульских психологов, старейшее
образовательное учреждение — Институт
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской
области (ИПКиППРО ТО). Именно в нем десять лет
назад был открыт спецфакультет по подготовке
психологов для системы образования.
Пять лет спустя, в 1997 году, состоялась первая
конференция специалистов системы образования
области, которая наметила перспективы развития
службы на ближайшие годы. А еще через пять лет
тульские психологи собрались на свою вторую
конференцию, которая продемонстрировала не
только количественный, но и качественный скачок
в своем развитии.
Если в 1997 году насчитывалось 167
педагогов-психологов, то сейчас их 563. Поэтому на
нынешнем мероприятии соблюдалась определенная
квота, иначе зал Института повышения
квалификации не смог бы вместить всех желающих.
На конференции присутствовали руководители и
специалисты районных органов управления
образованием, ППМС-центров, руководители
общеобразовательных учреждений, ну и, конечно же,
сами специалисты — педагоги-психологи,
социальные педагоги, логопеды.
Особенность Тульской психологической службы —
тесная взаимосвязь практики, науки и управления.
Это едва ли не единственная конференция, в
подготовке и проведении которой принимали самое
непосредственное участие представители
областного департамента образования.
ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
С подробным докладом, освещающим деятельность
психологической службы Тульской области,
выступил В.В. Соколов (зам. директора областного
департамента образования). Главной задачей
психологической службы Владимир Владимирович
считает заботу о ребенке, направленную на его
здоровье, благополучие и самореализацию. Именно
с этих позиций, считает он, необходимо
рассматривать последствия предстоящей
модернизации образования.
Конференция 1997 года показала ограниченность
законодательной базы, которая не защищала
практических психологов и не в полной мере
регулировала их деятельность. Но после принятия
на федеральном уровне ряда документов,
укрепляющих нормативно-правовую составляющую
психологической службы, в 2001 году было
разработано и принято региональное Положение о
службе практической психологии. Кроме этого, был
принят ряд региональных программ по преодолению
школьной дезадаптации и борьбе с
наркозависимостью.
Характеризуя развитие психологической службы в
области, Владимир Владимирович отметил, что
сейчас она охватывает все уровни системы
образования. Это единая цепочка, основными
звеньями которой являются департамент
образования, областной центр службы
практической психологии системы образования
«Помощь», Институт повышения квалификации,
кафедры психологии Тульского государственного
университета и Тульского государственного
педуниверситета им. Л.Н. Толстого,
психологические центры и непосредственно
педагоги-психологи и социальные педагоги на
местах.
В области сложилась многоуровневая система
подготовки и переподготовки психологов, ядро
которых составляют выпускники спецфакультета
психологии ИПК. Во многих городах области
активно работают ППМС-центры, их сейчас 22.
Анализируя эффективность деятельности
психологической службы, руководители
департамента пришли к выводу, что один психолог в
школе не может решить проблем учащихся, — для
этого необходима совместная деятельность
специалистов различного профиля. Сейчас во
многих школах открываются даже не
психологические кабинеты, а своеобразные центры,
где работают психологи, социальные педагоги и
врачи-неврологи.
В образовательных учреждениях и центрах создана
система кооррекционно-развивающей работы. В
области внедряется программа «Школы здоровья»,
где реализуется стратегия сохранения здоровья
(физического и психологического) в ходе учебного
процесса.
Но есть и проблемы. В.В. Соколов уверен, что
основная среди них — кадровая. Молодые психологи
со стажем до одного года (которые составляют 20%
работающих специалистов) недостаточно владеют
практическими методами работы. Особенно сложная
ситуация с психологами в сельских школах — их
просто не хватает. У многих специалистов нет
собственных кабинетов.
Учитывая это, руководство департамента
образования предлагает поддерживать центры в
проведении научно-методической работы и
ежегодных мониторинговых исследований,
позволяющих отслеживать состояние
психологического и физического здоровья
школьников, а также расширить практику
договорной деятельности.
Целесообразным видится создание
профессионального совета специалистов службы
образования.
Многие из прозвучавших предложений были не
только одобрены следующим докладчиком —
И.М.Камановым (начальник отдела практической
психологии и охраны здоровья детей
Минобразования России), но и признаны достойными
того, чтобы вынести их на обсуждение всего
психологического сообщества.
Тем более что для этого скоро представится
прекрасная возможность — съезд практических
психологов образования, который состоится в мае
текущего года. Игорь Михайлович призвал тульских
коллег самым активным образом подключиться к
участию в рабочих группах, которые создаются для
реализации решений декабрьской коллегии
Министерства образования.
НА ВЗГЛЯД ТЕОРЕТИКА
|
Работа областного
психологического центра
«Помощь» была отмечена
многочисленными грамотами
|
Научный потенциал тульских психологов был
представлен на конференции во всей полноте: на
трибуну поднимались представители трех крупных
научных центров города.
Т.И. Лях, декан факультета психологии ТГПУ им. Л.Н.
Толстого, рассказала о подготовке психологов на
базе педуниверситета. Основное внимание она
уделила профессионализму будущих специалистов.
Сообщение В.И. Екимовой (зав. кафедрой
психологических проблем образования ИПКиППРО
ТО) было также посвящено профессионализму,
точнее, профессиональной компетентности
педагогов-психологов. Валентина Ивановна
уверена, что истинный профессионализм исключает
халтуру, а истинный профессионал всегда готов
стать учеником.
Сравнивая наш опыт с опытом западных коллег, В.И.
Екимова отметила два основных недостатка нашей
психологической службы: нехватка
мужчин-психологов и отсутствие специализации. Во
многих странах есть специалисты-тестологи,
которые занимаются массовой диагностикой детей.
Это дает возможность отслеживать динамику
развития каждого ребенка.
У нас это невозможно из-за отсутствия
стандартизированных методик. Другая наша
крайность — доступность разнообразных
психологических техник, сертификатами на
применение которых часто «торгуют» те, кто имеет
самое поверхностное представление о том или ином
методе.
Давая оценку положению психолога в системе
образования, Валентина Ивановна заметила, что
сейчас его можно сравнить с лошадью, находящейся
позади «телеги» — инноваций в системе
образования. А ведь все должно быть наоборот —
психологические наработки должны
способствовать инновациям.
Необычным было выступление зав. кафедрой
психологии Тульского государственного
университета Е.Е. Сапоговой. Она
проанализировала плюсы и минусы деятельности
психологов-практиков глазами теоретика.
Оказалось, что каждое из профессиональных
достоинств имеет и свою оборотную сторону,
которая мешает работе и адекватному восприятию
себя как профессионала.
О СПЕЦИФИКЕ,
НАГРАЖДЕНИИ И ДОСТИЖЕНИЯХ
Ярким и эмоциональным было выступление Е.Л.
Верхорубовой — директора областного центра
службы практической психологии системы
образования «Помощь».
Говоря о деятельности психологических центров
области, Елена Леонидовна отметила специфику
каждого из них. Дело в том, что практически каждый
из ППМС-центров реализует свое собственное
направление психолого-медико-педагогической
помощи детям.
Кстати, многие центры на тульской земле
проявляют инициативу в реализации тех или иных
начинаний, не дожидаясь руководящих указаний.
«Нам всегда было, есть и будет с чем работать», —
считает Е.Л. Верхорубова.
Но для оптимальной работы ППМС-центров требуется
ряд изменений в законодательстве. Прежде всего,
нужно привести в соответствие уставную
документацию, расширить штатное расписание за
счет введения должностей логопедов,
дефектологов, социальных педагогов, врачей.
О реальных достижениях специалистов, работающих
в ППМС-центрах и образовательных учреждениях
области, мы узнали во время награждения. Большому
количеству психологов, социальных педагогов и
руководителей психологических служб были
вручены грамоты департамента образования за
успехи в работе.
После завершения пленарного заседания началась
работа по секциям. На них рассматривались как
общие проблемы развития психологической службы,
так и практические вопросы, например стратегии
помощи семье, школьная и социальная дезадаптация
и другие.
Наибольший интерес у участников конференции
вызвало обсуждение психологических
особенностей современного ребенка, проходившее
в виде открытой дискуссии.
При подведении итогов конференции было принято
единодушное решение о создании в области
региональной ассоциации практических
психологов.
Выступая с заключительным словом, И.М. Каманов
предложим тульским специалистам возглавить
межрегиональное профессиональное сообщество,
которое может объединить всех психологов
Центрального федерального округа России.
ОЛЬГА РЕШЕТНИКОВА
Департамент образования
Тульской области
Тел.: (0872) 27-09-76 |