РАЗУМ В ПОИСКАХ
ЦЕЛОСТНОСТИ
Разбей ты фартинг
на двенадцать долек —
Получишь даже не ноль, а нолик.
Вещь в целом — сила,
пусть под спудом скрыта,
Но силы нет, коль на куски разбита.
Д. Чосер
ГЕШТАЛЬТ (нем. Gestalt — форма, образ,
структура) — функциональная структура, которая
по присущим ей законам упорядочивает
многообразие отдельных явлений.
В разных источниках приводятся многообразные
определения данного понятия. Их суть наиболее
доступно раскрывают слова Макса Вертгеймера:
«Есть сложные образования, в которых свойства
целого не могут быть выведены из свойств
отдельных частей и их соединений, но где,
напротив, то, что происходит с какой-нибудь
частью сложного целого, определяется
внутренними законами структуры всего целого».
Следует отметить, что немецкое слово «гештальт»
ни в каком другом языке точных аналогов не имеет
и поэтому непосредственно заимствуется другими
языками из немецкого. Так, англоязычные
психологи, в частности — американские, которые, в
отличие от своих российских коллег, изъясняются
словами родного языка, для «гештальта» сделали
исключение.
Понятие гештальта является ключевым для целого
научного направления — гештальт-психологии. Как
указывают разнообразные справочные источники,
это направление зародилось в Германии в 10-е годы
ХХ в. и просуществовало до середины 30-х.
На самом деле срок существования
гештальт-психологии следует несколько
расширить: последняя крупная работа,
принадлежащая к этому направлению, —
«Продуктивное мышление» Вертгеймера — увидела
свет в 1945 г.
Так
или иначе, гештальт-психология — пройденный этап
в истории психологической науки, как таковая эта
школа давно не существует. Тем не менее понятие
гештальта — уже практически вне связи с
германскими изысканиями первой трети ХХ в. —
продолжает оставаться одним из самых популярных
в психологической науке и практике.
Сегодня только в Москве существуют по крайней
мере четыре (а возможно, и больше) института, в
названиях которых фигурирует слово «гештальт», а
поисковые системы Интернета указывают на сотни
русскоязычных источников, оперирующих этим
понятием.
В психологическом контексте понятие гештальта
впервые употребил Х. Эренфельс в статье «О
качестве формы» (1890), посвященной исследованию
восприятия. Эренфельс выделил специфический
признак гештальта — свойство транспозиции
(переноса): в нашем восприятии мелодия остается
той же самой при переводе ее в другую
тональность; гештальт квадрата сохраняется
независимо от размера, положения, окраски
составляющих его элементов и т.п. Однако
специальной теории гештальта Эренфельс не
создал.
История гештальт-психологии ведет начало с
выхода работы Вертгеймера «Экспериментальные
исследования восприятия движения» (1912), в которой
ставилось под сомнение привычное представление
о наличии отдельных элементов в акте восприятия.
Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера
сложилась берлинская школа гештальт-психологии,
костяк которой составили также Курт Коффка и
Вольфганг Кёлер и к которой тесно примыкали
доцент Берлинского университета Курт Левин,
создавший собственную школу, и крупный невролог
Курт Гольдштейн. Относительно независимая школа
гештальт-психологии сформировалась также в
Граце (Австрия).
20-е годы ознаменовались серьезными
экспериментальными достижениями
гештальт-психологии. Они касались главным
образом процессов зрительного восприятия, хотя
выводы делались гораздо более широкие.
Разные формы гештальтов изучались на материале
восприятия кажущегося движения, формы (в том
числе отношений «фигуры — фона»),
оптико-геометрических иллюзий. Были выделены так
называемые факторы восприятия, которые
способствуют группировке отдельных элементов
физического мира в соответствующем ему
«психологическом поле» в целостные гештальты:
«фактор близости», «фактор сходства», «фактор
хорошего продолжения» (объединяются в гештальт
те элементы изображения, которые в совокупности
образуют «напрашивающиеся», наиболее простые
конфигурации), «фактор общей судьбы»
(объединение в один гештальт, например, трех
движущихся в одном направлении точек среди
множества других, движущихся в разных
направлениях) и др.
В основе принципов группировки лежит более общий
закон психологического поля — закон
прегнантности, т.е. стремление этого поля к
образованию наиболее устойчивой, простой и
«экономной» конфигурации.
Принципиальное значение имели эксперименты
Кёлера на курах с целью проверить, что является
первичным — восприятие целого или элементов.
Животное дрессировалось на выбор более светлого
из двух оттенков серого. Затем следовал
критический опыт: в новой паре темная
поверхность заменялась более светлой. Животное
продолжало выбирать более светлую из этой
комбинации, хотя ее не было во время дрессировки.
Поскольку отношение между светлым и темным в
критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не
абсолютное качество, определяло выбор.
Следовательно, элемент не имеет значения, а
получает его в определенной структуре, в которую
он включен. Тот факт, что такие структуры
свойственны курам, означал, что структуры
являются первичными примитивными актами.
В гештальт-психологии экспериментально
исследовалось также мышление. По мнению Кёлера,
интеллектуальное решение состоит в том, что
элементы поля, прежде не связываемые, начинают
объединяться в некоторую структуру,
соответствующую проблемной ситуации.
С чисто описательной точки зрения для этой формы
поведения характерно использование предметов в
соответствии с их отношением друг к другу и в
реорганизации поля. Структурирование поля в
соответствии с проблемой происходит внезапно в
результате усмотрения (инсайт) при условии, если
все элементы, необходимые для решения, находятся
в поле восприятия.
Относительно специфически человеческого
мышления Вертгеймер указывает: условием
переструктурирования ситуации является умение
отказаться от привычных, сложившихся в прошлом
опыте и закрепленных упражнениями шаблонов,
схем, оказывающихся неадекватными ситуации
задачи. Переход на новую точку зрения
осуществляется внезапно в результате озарения —
инсайта.
В 1921 г. Коффка сделал попытку приложить общий
принцип структурности к фактам психического
развития и построить на его основе теорию
психического развития в онтогенезе и филогенезе.
По его мнению, развитие состоит в динамическом
усложнении примитивных форм поведения,
образования все более и более сложных структур, а
также в установлении соотношений между этими
структурами.
Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован.
Но структуры младенца еще не связаны друг с
другом. Они, как отдельные молекулы, существуют
независимо друг от друга. По мере развития они
вступают в соотношения друг с другом.
На этой основе подвергалась критике теория трех
ступеней развития в филогенезе Карла Бюлера за
то, что она представляет психическое развитие
как состоящее из различных, не связанных друг с
другом единым принципом ступеней.
Плодотворные исследования продолжались до 30-х
гг., когда в Германию пришел фашизм. Вертгеймер,
Кёлер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку, где
господствовал бихевиоризм. Здесь теоретические
исследования не получили значительного
продвижения.
Как самостоятельное научное направление
гештальт-психология перестала существовать.
Однако ее идеи в той или иной степени были
восприняты самыми разными течениями и школами.
Они оказали значительное влияние на развитие
необихевиоризма, психологии восприятия (школа New
Look), когнитивной психологии, системного
подхода в науке, отдельных направлений
психологической практики
(в частности, гештальт-терапии), некоторых
концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и
др.
В современной психологии понятие гештальта
употребляется преимущественно в том контексте, в
котором его использовал создатель
гештальт-терапии Фриц Перлз.
Первоначально увлекавшийся психоанализом, Перлз
некоторое время сотрудничал с Гольдштейном, у
которого почерпнул некоторые идеи, развитые им
впоследствии в собственной концепции.
Следует отметить, что сторонники
гештальт-психологии к новациям Перлза отнеслись
неодобрительно. В. Кёлер незадолго до своей
кончины, — а умер он в 1967 г., когда принципы
гештальт-терапии были уже достаточно известны, —
дал интервью, в котором назвал Перлза неумным
«мыслителем» (кавычки принадлежат Кёлеру). По его
мнению, Перлз либо недопонял основные принципы
гештальт-психологии, либо позволил себе слишком
вольное их толкование.
В самом деле, Перлз, и он сам этого не скрывал,
ознакомился с концепцией гештальт-психологии
достаточно поверхностно — по его собственному
признанию, ни одну из ключевых монографий этого
направления он не осилил целиком. Поэтому
указание на то, что гештальт-терапия якобы
возникла в недрах гештальт-психологии, как об
этом говорится в некоторых источниках, — далеко
от истины.
Перлз, который также опирался на идеи и других
научных школ, воспользовался лишь некоторыми
положениями гештальт-психологии, причем в своей,
достаточно вольной интерпретации. Так что
гештальт-терапия связана с гештальт-психологией
не в большей мере, чем биолокация с биологией.
У Перлза, по его собственным словам, с
гештальт-психологией сложились специфические
отношения: восхищаясь многими идеями
гештальтистов, он, однако, счел невозможным
полностью им следовать. Перлз отмечал: «Наиболее
важной для меня была мысль о незаконченной
ситуации, о неполном гештальте».
Проблема соотношения фигуры и фона,
разрабатывавшаяся гештальтистами в области
познавательных процессов, была перенесена
Перлзом в область мироощущения в целом. По его
мнению, мир невротика характеризуется смешением
главного и второстепенного (фигуры и фона), и
терапевтический процесс следует направить на
восстановление гармонии.
Цель психотерапии — достижение равновесия
человека с самим собой и окружающим миром. Хотя
академические психологи такого расширения не
приняли, нельзя не признать, что сегодня понятие
гештальта не только сохранилось в психологии, но
и приобрело огромную популярность, главным
образом благодаря новаторским трактовкам
Перлза.
Сергей СТЕПАНОВ |