Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2003


ТЕЗАУРУС

РАЗУМ В ПОИСКАХ
ЦЕЛОСТНОСТИ

Разбей ты фартинг
на двенадцать долек —
Получишь даже не ноль, а нолик.
Вещь в целом — сила,
пусть под спудом скрыта,
Но силы нет, коль на куски разбита.

Д. Чосер

ГЕШТАЛЬТ (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.
В разных источниках приводятся многообразные определения данного понятия. Их суть наиболее доступно раскрывают слова Макса Вертгеймера: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого».
Следует отметить, что немецкое слово «гештальт» ни в каком другом языке точных аналогов не имеет и поэтому непосредственно заимствуется другими языками из немецкого. Так, англоязычные психологи, в частности — американские, которые, в отличие от своих российских коллег, изъясняются словами родного языка, для «гештальта» сделали исключение.
Понятие гештальта является ключевым для целого научного направления — гештальт-психологии. Как указывают разнообразные справочные источники, это направление зародилось в Германии в 10-е годы ХХ в. и просуществовало до середины 30-х.
На самом деле срок существования гештальт-психологии следует несколько расширить: последняя крупная работа, принадлежащая к этому направлению, — «Продуктивное мышление» Вертгеймера — увидела свет в 1945 г.
Так или иначе, гештальт-психология — пройденный этап в истории психологической науки, как таковая эта школа давно не существует. Тем не менее понятие гештальта — уже практически вне связи с германскими изысканиями первой трети ХХ в. — продолжает оставаться одним из самых популярных в психологической науке и практике.
Сегодня только в Москве существуют по крайней мере четыре (а возможно, и больше) института, в названиях которых фигурирует слово «гештальт», а поисковые системы Интернета указывают на сотни русскоязычных источников, оперирующих этим понятием.
В психологическом контексте понятие гештальта впервые употребил Х. Эренфельс в статье «О качестве формы» (1890), посвященной исследованию восприятия. Эренфельс выделил специфический признак гештальта — свойство транспозиции (переноса): в нашем восприятии мелодия остается той же самой при переводе ее в другую тональность; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т.п. Однако специальной теории гештальта Эренфельс не создал.
История гештальт-психологии ведет начало с выхода работы Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера сложилась берлинская школа гештальт-психологии, костяк которой составили также Курт Коффка и Вольфганг Кёлер и к которой тесно примыкали доцент Берлинского университета Курт Левин, создавший собственную школу, и крупный невролог Курт Гольдштейн. Относительно независимая школа гештальт-психологии сформировалась также в Граце (Австрия).
20-е годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальт-психологии. Они касались главным образом процессов зрительного восприятия, хотя выводы делались гораздо более широкие.
Разные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы (в том числе отношений «фигуры — фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др.
В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации.
Принципиальное значение имели эксперименты Кёлера на курах с целью проверить, что является первичным — восприятие целого или элементов. Животное дрессировалось на выбор более светлого из двух оттенков серого. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой. Животное продолжало выбирать более светлую из этой комбинации, хотя ее не было во время дрессировки.
Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество, определяло выбор. Следовательно, элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны курам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами.
В гештальт-психологии экспериментально исследовалось также мышление. По мнению Кёлера, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации.
С чисто описательной точки зрения для этой формы поведения характерно использование предметов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия.
Относительно специфически человеческого мышления Вертгеймер указывает: условием переструктурирования ситуации является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта.
В 1921 г. Коффка сделал попытку приложить общий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онтогенезе и филогенезе.
По его мнению, развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более и более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами.
Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существуют независимо друг от друга. По мере развития они вступают в соотношения друг с другом.
На этой основе подвергалась критике теория трех ступеней развития в филогенезе Карла Бюлера за то, что она представляет психическое развитие как состоящее из различных, не связанных друг с другом единым принципом ступеней.
Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., когда в Германию пришел фашизм. Вертгеймер, Кёлер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку, где господствовал бихевиоризм. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения.
Как самостоятельное научное направление гештальт-психология перестала существовать. Однако ее идеи в той или иной степени были восприняты самыми разными течениями и школами. Они оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа New Look), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики
(в частности, гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др.
В современной психологии понятие гештальта употребляется преимущественно в том контексте, в котором его использовал создатель гештальт-терапии Фриц Перлз.
Первоначально увлекавшийся психоанализом, Перлз некоторое время сотрудничал с Гольдштейном, у которого почерпнул некоторые идеи, развитые им впоследствии в собственной концепции.
Следует отметить, что сторонники гештальт-психологии к новациям Перлза отнеслись неодобрительно. В. Кёлер незадолго до своей кончины, — а умер он в 1967 г., когда принципы гештальт-терапии были уже достаточно известны, — дал интервью, в котором назвал Перлза неумным «мыслителем» (кавычки принадлежат Кёлеру). По его мнению, Перлз либо недопонял основные принципы гештальт-психологии, либо позволил себе слишком вольное их толкование.
В самом деле, Перлз, и он сам этого не скрывал, ознакомился с концепцией гештальт-психологии достаточно поверхностно — по его собственному признанию, ни одну из ключевых монографий этого направления он не осилил целиком. Поэтому указание на то, что гештальт-терапия якобы возникла в недрах гештальт-психологии, как об этом говорится в некоторых источниках, — далеко от истины.
Перлз, который также опирался на идеи и других научных школ, воспользовался лишь некоторыми положениями гештальт-психологии, причем в своей, достаточно вольной интерпретации. Так что гештальт-терапия связана с гештальт-психологией не в большей мере, чем биолокация с биологией.
У Перлза, по его собственным словам, с гештальт-психологией сложились специфические отношения: восхищаясь многими идеями гештальтистов, он, однако, счел невозможным полностью им следовать. Перлз отмечал: «Наиболее важной для меня была мысль о незаконченной ситуации, о неполном гештальте».
Проблема соотношения фигуры и фона, разрабатывавшаяся гештальтистами в области познавательных процессов, была перенесена Перлзом в область мироощущения в целом. По его мнению, мир невротика характеризуется смешением главного и второстепенного (фигуры и фона), и терапевтический процесс следует направить на восстановление гармонии.
Цель психотерапии — достижение равновесия человека с самим собой и окружающим миром. Хотя академические психологи такого расширения не приняли, нельзя не признать, что сегодня понятие гештальта не только сохранилось в психологии, но и приобрело огромную популярность, главным образом благодаря новаторским трактовкам Перлза.

Сергей СТЕПАНОВ