Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЦАРСТВО-ГОСУДАРСТВО

МЕТОДИКА КАК СРЕДСТВО
ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рисуночные методы на практике доказали свою эффективность в работе как с парой, так и с мини-группой. Совместное рисование представляет собой пример реального взаимодействия (сотрудничества или конфронтации), демонстрирующий особенности, трудности, позитивные и негативные моменты в отношениях пары или мини-группы, а также привычные способы поведения и реагирования в той или иной ситуации.
Нами была разработана рисуночная методика, получившая название «Царство-государство». Ее отличие от других заключается в том, что ситуация, создаваемая при использовании методики, более свободна, менее регламентирована и предоставляет участникам больше возможностей для самовыражения, поощряет спонтанность реагирования и поведения в ходе взаимодействия.
Методика «Царство-государство» представляет собой организованное психологом взаимодействие двух или более человек, в ходе которого, исходя из заданного психологом первоначального сюжета, создается и, по усмотрению участников, видоизменяется совместный рисунок.

Цели и возможности использования:
диагностика и коррекция при совместном консультировании детско-родительской пары;
налаживание взаимодействия в любой паре (ребенок—мать, ребенок—ребенок, ребенок—учитель и т.д.);
налаживание взаимодействия в мини-группах (группа сверстников; семья; учитель и несколько учеников и т.д.);
индивидуальная коррекционная работа (диагностика и коррекция эмоциональных, коммуникативных и поведенческих трудностей ребенка).

Задачи:
— диагностика трудностей межличностного взаимодействия и общения;
— придание большей наглядности взаимодействию участников;
— создание условий для осознания и принятия участниками ответственности за проблемы, существующие во взаимоотношениях, а также за решение этих проблем;
— внесение в существующий репертуар новых, более эффективных ролей и способов реагирования, а также возможность их закрепления.

Материалы:
лист бумаги стандартного формата А4 (для двух человек) или А3 и больше (для большего количества участников), цветные карандаши, фломастеры или ручки.
Участникам дается инструкция и таким образом задается сюжетная канва. Они, включаясь в игру, получают роли путешественников. Психолог также может стать одним из странников, тем самым облегчая участникам процесс вхождения в игровую ситуацию. Иногда психологу приходится совершать какое-то действие первому (начать обустройство территории, инициировать взаимодействие). При этом важно соблюдать максимальную осторожность и нейтралитет: в данной ситуации он — только начинающий, а не подающий пример! Поэтому первые действия психолога должны быть осторожны и ненавязчивы, а рисунки — максимально нейтральны. Это необходимо для того, чтобы участники методики получили «сигнал к действию», но сохранили бы свободу самовыражения.
Рассмотрим процесс проведения методики поэтапно, поскольку по ходу предъявления инструкции будут возникать важные, определяющие моменты, на которых мы будем останавливаться подробнее.

ЭТАП ПЕРВЫЙ.
Строительство государства

Сейчас я расскажу вам одну сказочную историю. Жили-были королева... король... и королева... (называются имена участников). Жили они каждый в своем замке, каждый в своей стране, пока не стало им скучно сидеть на одном месте. Решили они поискать новые земли, где можно было бы обустроиться и начать жить. Сели они на своих коней. Король... (психолог обращается к тому, чье имя он уже называл). Какого коня ты выбрал? Хорошо. Королева... выбрала какого коня? Так. Ну, а королева... села на самого замечательного. Какого коня? Прекрасно. И вот ехали они, ехали и приехали. Перед ними расстилалась совершенно ничья земля (психолог указывает ни чистый лист бумаги). Но поскольку наши путешественники приехали и нашли эту землю одновременно, встал вопрос: как же им эту землю поделить?
На этом этапе существует два варианта развития событий. Может определиться участник с наиболее активной позицией, который тут же обозначит часть земли, которая принадлежит ему.
Однако необходимо сразу оговорить, что границы сначала просто показываются (не рисуются!), затем обсуждаются и только потом фиксируются на бумаге. Таким образом остальные участники получают возможность (и побуждаются психологом) высказаться по поводу происходящего, поделиться своей тревогой, возмущением, удовлетворением и другими эмоциями, возникшими вследствие действий активного участника.
Если же никто не решается приступить к определению границ, можно предложить одному из участников высказать свои пожелания (на усмотрение психолога — это может быть самый младший, самый нерешительный или же тот, кто обратился к психологу с запросом). В любом случае надо обязательно спросить мнение остальных: согласны ли они с предложенным вариантом и, если нет, что могут предложить взамен.
Итак, мы определили границы своих царств-государств. Напоминаю, что каждый хозяин земли может свободно действовать только в пределах своих границ. За пределами границ что-то можно делать только с разрешения владельца земли и никак иначе! А теперь подумайте и решите, что на вашей земле должно быть создано прежде всего? Каждый из вас — хозяин своей части земли и может делать на ней все что угодно.
Обустройство своего царства — важнейший момент проведения методики, имеющий большое диагностическое значение. Именно на первом, диагностическом занятии психолог зачастую выступает одним из участников.
При этом он не только провоцирует участников на игровые действия, но и сопровождает все происходящее, комментируя, уточняя, задавая вопросы (Что это?
А это? Королева Мария решила окружить свой замок рвом с водой. Насколько же он глубок? Можно ли через него перебраться? Я вижу у короля Дениса очень много вооруженных людей. Кто это? А-а, это ваша армия. Она вооружена до зубов!
).
Само собой разумеется, что все вопросы и комментарии должны произноситься с максимально нейтральной интонацией: мы не оцениваем, мы лишь помогаем участникам взаимодействия создать ситуацию по их желанию и выбору. Любые оценки здесь были бы неуместны.
Как правило, первый шаг «королей-странников» — построение дома (замка, дворца). Жилище может быть огромным или маленьким, находиться в центре государства или в самом дальнем уголке — обратите внимание на это. Пока это только факт, его рано однозначно интерпретировать, но он может быть интересен в связи с последующими событиями.
Далее следует освоение и обустройство территории царства-государства. Возможно, замок будет окружен глубоким рвом с водой и защищен магическими средствами. Возможно, граница будет скрыта густыми и непроходимыми лесами. Иногда рядом с основным замком строятся домики для других жителей государства — народа, переехавшего вместе со своим правителем. Иногда король живет в полном одиночестве. Хозяйственное обустройство (магазины, промышленность и т.д.) тоже может быть разным или отсутствовать вообще.
Важно обратить внимание на два момента.
Во-первых, на само царство-государство, обустроенное каждым из участников, на его внешний вид, структуру, наличие или отсутствие в нем отдельных элементов, на то, какие чувства оно вызывает у соседей, какие желания провоцирует.
Во-вторых, на то, какие отношения возникают, каковы тактика и стратегия каждого из участников относительно соседей: налаживаются ли какие-либо связи (торговые, туристические, военные), кто является инициатором, как именно он это делает, какова реакция других.
Внешний вид царства-государства отражает внутреннее состояние участника и свидетельствует о наличии тех или иных личностных составляющих или проблем, а также показывает степень открытости участника, его готовности к установлению контактов.
Так, рвы с водой, массивные ворота, откидные мосты, могучие стражники, густые леса часто свидетельствуют о закрытости правителя, его нежелании контактировать с соседями или же об осторожности, тщательном отборе партнеров по общению. В этом случае необходимо постепенное, осторожное налаживание контакта. Важно проследить за реакциями хозяина земли: на какие предложения он отвечает согласием, когда делает шаг навстречу, а что заставляет его насторожиться, воспротивиться и отступить.
Часто «короли» старшего дошкольного и младшего школьного возраста выстраивают грозное вооруженное королевство с самыми невероятными видами оружия и многочисленными войсками. Этот вариант имеет смысл рассмотреть подробнее.
«Милитаризация» государства свойственна детям с повышенным уровнем агрессивности и/или тревожности, причем дальнейшая тактика и стратегия взаимоотношений такого правителя со своими соседями по карте зачастую дублирует тактику и стратегию его агрессивного и/или тревожного поведения в повседневной жизни. Поэтому возможно и желательно вмешательство психолога в виде комментариев, констатации происходящего, а также вопросов: «Зачем тебе так много оружия? Кто может на тебя напасть? Здесь есть только мы, твои соседи. Посмотри, с чьей стороны может быть нападение?»
В коррекционной работе важно обратить внимание ребенка на то, как он обустраивает свой мир, чем вызывает беспокойство, возмущение или ответную агрессию у других (если такие чувства действительно возникли у участников происходящего взаимодействия!). Важно передать самому ребенку ответственность за свои действия.
У детей нередко встречаются сказочные государства с волшебными деревьями, чудесными животными, невероятными изобретениями, с обилием золота и драгоценностей, что является предметом явной гордости владельца. Практика показывает, что в этом случае уместно восхищение и предложение поделиться этими сокровищами (возможно, в обмен на что-либо).
Ребенок охотно делает доброе дело, чувствуя себя щедрым и сильным. Источник чудес остается у него, но он может продать, обменять или подарить чудесные яблоки, золотые слитки, сверхсовременные машины или волшебных птенцов другим.
Однако напомним, что каждый здесь отвечает за себя: психолог может заключить договор об обмене или просто высказать просьбу, однако он не может заставить ребенка подарить нечто другому участнику, если тот не просит об этом. Ситуацию, в которой возникают самоустранившиеся участники, не высказывающие никаких просьб и предложений, мы рассмотрим позже.
Здесь мы упомянули только некоторые типичные способы обустройства царства-государства. В действительности их намного больше. В сущности, каждая карта неповторима, каждое государство уникально, каждый отдельный случай необходимо рассматривать особо. Даже если на листе появляется некое государство, вид которого не поддается никакой интерпретации в силу своей необычности, психолог должен дать обратную связь, поделиться своими чувствами и побудить к этому остальных.

ЭТАП ВТОРОЙ.
Коммуникативный

Это этап построения отношений, вступления в контакт и поддержания его. По нашему мнению, в каких-либо специальных словах, предваряющих этот этап, нет необходимости, ведь общение является естественным продолжением процесса.
Как правило, психолог обозначает начало этой стадии тем, что сам делает первый шаг и предлагает кому-либо из партнеров (или всем сразу) вступить во взаимодействие. Это может быть рассылка приглашений в собственный Диснейленд, договор о сотрудничестве (совместном строительстве чего-либо на территории одного из партнеров или на границе их государств), торговое соглашение и т.д.
Интересен и взаимовыгоден договор о взаимном участии в обустройстве дружественного государства: партнеры заключают договор о том, что каждый из них строит (сажает, выкапывает, создает) что-либо на территории другого. Вариантов здесь множество, все зависит от конкретной ситуации, креативности и изобретательности психолога и участников, а также от проблематики, просматривающейся в процессе проведения методики.
Может быть и так, что психолог остается единственным инициатором контактов. Или же выявляется изолированный, самоустранившийся участник, избегающий общения. Как правило, это явление наблюдается в случае, если один или несколько игроков не имеют навыков конструктивного взаимодействия.
При явном нарушении контакта можно предложить «изолированному», устранившемуся участнику завязать отношения с другими, хотя окончательный выбор всегда остается за ним. Психолог может лишь прокомментировать происходящее и предложить варианты дальнейшего взаимодействия.
Задача психолога в этой ситуации заключается не в том, чтобы любой ценой включить «отшельника» в процесс взаимодействия, а в том, чтобы обеспечить ему максимальную безопасность (отсутствие которой, возможно, и является причиной его «ухода») и в то же время дать объективную информацию о происходящем.
Важно предоставить ребенку возможность перейти от выбора спонтанного к выбору осознанному. Этот процесс требует осторожности и заботы о безопасности участника и исключает настойчивость и поспешность.
В случае если на карте имеется одно или более «военных» конфликтующих государств, можно организовать переговоры по выяснению сути конфликта и его разрешению. Иногда это приводит к успеху.
Однако бывает и так, что один или несколько участников взаимодействия (чаще всего в паре «ребенок—ребенок» или в детской мини-группе) затевают «войну ради войны», и тогда мирные переговоры и разрешение конфликта им просто не нужны. В результате на месте конфликтующих государств образуются руины (все зачеркнуто, разрисовано летящими снарядами и взрывами).
Психолог описывает происходящее, перечисляет убытки и разрушения, которые понесла каждая из воюющих сторон, и объявляет, что для участников конфликта игра закончена: они сами разрушили свои государства.
Возможно, на этом занятии игра действительно закончится, возможно, участники захотят переиграть события и попросят начать все заново. Важно, что, как правило, взаимная агрессия и стремление воевать со временем идут на убыль, а некогда воюющие стороны строят новые отношения, не желая заканчивать игру так быстро, предсказуемо и бездарно.
Не всегда сюжет игры разворачивается столь драматично. Порой на карте происходит довольно мирное взаимодействие, и от психолога требуется всего лишь наблюдательность, простое участие и сопровождение игрового процесса с минимальным вмешательством.
Степень напряженности и сложность ситуации зависят от многих факторов: насколько участники реально заинтересованы в построении новых, конструктивных отношений и разрешении конфликтов, насколько высок уровень рефлексии игроков, насколько они открыты и доверяют психологу и друг другу и т.д.
Практический опыт использования методики «Царство-государство» показывает, что последовательность и искренняя заинтересованность психолога, его принятие участников игры всегда способствуют положительной динамике в отношениях пары или группы.
Участники взаимодействия имеют возможность отследить свою, привычную манеру общения, получают опыт использования новых способов взаимодействия, более конструктивных и вызывающих положительную реакцию у партнеров.

МЕТОДИКА КАК ИГРОВАЯ ОБОЛОЧКА

Возможно также использование методики «Царство-государство» в качестве игровой оболочки на занятиях по психологии общения или в качестве одного из упражнений в тренинговой группе.
Правила и сюжет игры могут меняться в соответствии с конкретными целями и задачами занятия или этапа тренинга. Тем не менее основная специфика сохраняется: участникам взаимодействия предоставляется игровая ситуация, сюжет и развитие которой зависят от действий самих участников. Перечислим некоторые из возможных вариантов.

Игра «Царство девочек и Государство мальчиков»

Она проводилась автором с детьми 7–8 лет: 4 девочками и 3 мальчиками. Однако сама игра имеет значительно больший возрастной диапазон и может быть использована и с детьми подросткового возраста.
Проведение игры может быть целесообразно как в качестве развивающей (включенной в общую канву занятий по психологии общения), так и в качестве коррекционной, при наличии в мини-группе конфликтов между мальчиками и девочками. Автором эта игра проводилась в качестве развивающей. Однако в процессе игры (она проводилась в течение двух занятий) выявилось и разрешилось немало скрытых противоречий, существовавших между мальчиками и девочками данного класса.
Перед началом игры девочкам и мальчикам выдается по одному листу бумаги (формата А3), которые могут быть склеены по желанию игроков в процессе или в конце игры, но только после обустройства каждого государства в отдельности. Психолог может внести предложение об «объединении государств», но решение принимают сами дети.
Цель игры «Царство девочек и Государство мальчиков» — создание условий для самовыражения обеих групп (с акцентом на половой идентификации участников) и налаживания контакта между ними. В ходе обустройства государств участникам предлагалось:
— построить государство с учетом того, что здесь живут именно мальчики (именно девочки): что нравится мальчикам, что интересно именно им, как может выглядеть государство мальчишек (девчонок) и т.д.;
— перечислить особенности и достоинства своего государства, а затем обратить внимание на особенности и достоинства государства соседнего, перечислить, что в нем нравится, что кажется непонятным и т.д.
Психолог сопровождает процесс обустройства государств, задает вопросы, обращает внимание участников на особенности и достоинства соседнего государства, а также напоминает о возможности вступить во взаимодействие с соседним государством. Как правило, после обеспечения необходимого уровня безопасности, после ознакомления с соседним государством и обсуждения его достоинств ребята соглашаются на объединение. Если этого не происходит, значит, имеет место определенный уровень недоверия, и задачей психолога на данном этапе является не стимулирование к взаимодействию, а обеспечение безопасности участников.
После склеивания листов психолог сопровождает взаимодействие так же, как это было описано выше (комментирует, задает вопросы, напоминает о возможности контактов между государствами): «Между вашими государствами могут быть деловые отношения. Вы можете торговать друг с другом, вместе строить что-то или просто ходить друг к другу в гости. Посмотрите, что вам нравится в соседнем государстве. Вы бы хотели там побывать? Или, может, вы хотели бы что-то получить — то, что есть у соседей и чего пока нет у вас? Или, может быть, вы сами могли бы поделиться чем-то с девочками (мальчиками)?
По ходу игры выявляются противоречия и «подводные камни», существующие в отношениях данной группы детей.
В нашей игре было высказано немало претензий и проведено несколько переговоров, прежде чем стороны пришли к взаимоприемлемым и взаимовыгодным решениям и продуктивному взаимодействию. Мальчишки и девчонки обсудили условия, при которых в государства допускаются туристы соседней страны, стали обмениваться ценностями (мальчики подарили девочкам изобретенные ими виды транспорта, а девочки мальчикам — волшебные растения, произрастающие в их царстве).

Игра «Контракты»

Эта игра имеет соревновательный характер и особенно рекомендуется для малых групп детей (от 4 до 8 человек старше 9 лет) с повышенной конфликтностью и агрессивностью. Дети слушают инструкцию, затем каждый на своем листе бумаги начинает обустраивать свое государство. Если есть желающие построить одно государство на двоих или на троих, образовавшейся паре выдается один лист, троим объединившимся участникам можно выдать два склеенных листа.
После того как основное обустройство государств произошло, объявляется цель игры: заключение как можно большего количества договоров между участниками на предмет совместного строительства чего-либо или же строительства/обустройства по обмену (на территории друг друга).
Заключение контрактов — дело сугубо добровольное: обе стороны должны согласовать все пункты договора и только тогда приступать к его реализации. Бланки контрактов заготавливаются заранее (автор делал такие бланки сам, однако их могут изготовить и ребята).
Бланк представляет собой небольшой листок бумаги (1/4 листа А4) с заранее отмеченными графами, в которые вписываются имена участников, заключивших контракт, а также суть контракта («совместное строительство парка отдыха», «работа по обмену: посадка цветов и украшение театра» и т.д.). Выигрывает участник, сумевший заключить максимальное количество контрактов.
Хорошо было бы принять участие в подобных группах и самому психологу, демонстрируя навыки взаимодействия и сотрудничества, а также заключая контракты с менее активными участниками (сводя разницу в количестве контрактов к минимуму).
Игра «Контракты» уместна в качестве упражнения, направленного на развитие коммуникативных навыков участников, а также на профилактику и коррекцию конфликтных отношений в конкретной мини-группе (в процессе игры участники заключали контракты и с теми одноклассниками, отношения с которыми до игры были достаточно напряженными).

Игра «Четыре замка»

Эта игра может быть использована на уроке как закрепляющая выработанные навыки взаимодействия и построена в соответствии с тематическим контекстом. Автором проводилась в качестве финального занятия по закреплению темы «Способы разрешения конфликта» (6 участников 9–10 лет).
Участники занятия переносятся в сказочную реальность, и им представляются четыре замка (города-крепости) под следующими девизами:
1. «Бьюсь до последнего!» (борьба).
2. «От греха подальше...» (уход).
3. «Ни нашим ни вашим» (компромисс).
4. «Ты мне, я тебе» (сотрудничество).
Поскольку занятие закрепляющее, учащиеся уже хорошо знакомы с этими четырьмя стратегиями. Ведущий лишь описывает жителей каждого города-крепости, их характер и привычный способ взаимодействия с другими, их достоинства и недостатки, а затем предлагает каждому выбрать один из этих замков.
Таким образом, появляется несколько замков, причем их может быть как меньше предложенных (например, трое выбрали «Борьбу», двое «Компромисс» и один «Уход»), так и больше (например, двое выбрали «Борьбу», но не хотят жить в одном замке и т.д.). Психолог также может выбрать себе город-крепость, если тот никем не был занят.
Далее следует обустройство городов (количество листов соответствует количеству замков). После чего ведущий объявляет, что в каждом городе будут происходить совершенно неожиданные события, и каждый правитель должен предложить свой способ решения проблемы, желательно исходя из девиза своего города.
Каждому участнику ведущий предлагает заранее заготовленную ситуацию, сказочную по содержанию и конфликтную по сути, или же просит всех участников предложить свои способы разрешения одной ситуации (всего таких ситуаций пять-шесть).

Примеры ситуаций.

  • На территорию вашего замка пришли несчастные привидения. Их замок сгорел, и они не могут найти приюта. Может, еще и потому, что по ночам они слишком громко гремят цепями...
  • В вашем городе живут два дворянина, которые никогда вас не предадут и всегда придут на помощь. Они — ваши самые верные друзья, однако друг друга терпеть не могут. Сегодня они опять подрались на дуэли и нанесли друг другу много ран. Что делать с этими забияками?
  • Дурные новости! К вам в гости едет ваша дальняя родственница — королева Ворчана. У нее ужасный характер, она ни дня не может прожить без ссор и скандалов. Поговаривают, что она еще и ведьма...
  • Придворный звездочет предсказал, что на ваш город через неделю обрушится сильный ливень и будет идти целый месяц. Городу грозят большие разрушения! Ваш звездочет редко ошибается...
    Группа и ведущий отслеживают, какой стратегии соответствует предложенный вариант.

Татьяна ГРОМОВА,
психолог учебного центра
«Перспектива»
Тел.: (095) 316-22-88, 316-47-78

Данная методика будет опубликована в сборнике «Возможности практической психологии в образовании», выпуск 4 (выходит в 2003 году в издательстве УЦ «Перспектива»).