Психология личности:
принципы
общепсихологического анализа
А.Г. Асмолов
М.: Смысл, 2001
Среди большого числа психологических фактов и
понятий, философских категорий и ярких
литературных иллюстраций хочется выделить
главную идею книги, которая сводится к
утверждению о превращении в нашей стране
психологии личности в самостоятельную отрасль
науки и самостоятельную дисциплину.
Это особенно актуально в ситуации, когда
проблемы личности приобрели междисциплинарный
статус и стали объектом внимания социальных и
естественных наук, духовной культуры и практики.
По справедливому замечанию автора, у
представителей кибернетики и биологии,
социологии и этики возникает соблазн предложить
свое понимание личности.
В поисках выхода в качестве альтернативы
модернизации психологии личности автор
предлагает новый содержательный подход, который
называет историко-эволюционным.
Развиваемое в книге понимание личности
опирается на широкий спектр теорий развития
человека: это и культурно-историческая
психология Л.С. Выготского, и деятельностный
подход А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, и
семиотическая концепция культуры Ю.М. Лотмана, и
диалогическая концепция гуманитарного познания
М.М. Бахтина и др.
Обращает на себя внимание обоснованность и
разработанность подхода и, что не менее важно,
искренняя вера автора в жизнестойкость своего
творения.
Эта работа представляет собой переиздание книги
1990 года, но выходит в другой стране и в другую
эпоху.
Это — учебное издание, однако оно значительно
отличается от большинства учебников по
психологии своим содержанием и манерой письма.
Автор не пошел по традиционному пути
назидательного изложения истории психологии
личности (сначала теория, а потом ее
опровержение), а выбрал иной способ – проблемный.
Автор выделяет проблемы и приглашает
заинтересованного читателя к диалогу о
соотношении биологического и социального в
личности, механизмах регуляции социального
поведения, мотивации и т.п. Необходимым условием
для диалога выступает знание эмпирических
фактов и результатов многочисленных
экспериментов.
Такая форма изложения невольно располагает к
размышлениям о личности и движущих силах ее
развития, о связи между индивидом, личностью и
индивидуальностью, которая передается формулой:
индивидом рождаются, личностью становятся,
индивидуальность отстаивают.
Было бы большой ошибкой рассматривать эту книгу
как одно из теоретических пособий по психологии
личности.
С точки зрения автора, альфа и омега
историко-эволюционного подхода — выявление
созидающего потенциала практической психологии
личности, призванной вывести уставшую от
академических болезней психологию личности из
кризиса.
Марина СТЕПАНОВА |