Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология личности:
принципы
общепсихологического анализа

А.Г. Асмолов
М.: Смысл, 2001

Среди большого числа психологических фактов и понятий, философских категорий и ярких литературных иллюстраций хочется выделить главную идею книги, которая сводится к утверждению о превращении в нашей стране психологии личности в самостоятельную отрасль науки и самостоятельную дисциплину.
Это особенно актуально в ситуации, когда проблемы личности приобрели междисциплинарный статус и стали объектом внимания социальных и естественных наук, духовной культуры и практики. По справедливому замечанию автора, у представителей кибернетики и биологии, социологии и этики возникает соблазн предложить свое понимание личности.
В поисках выхода в качестве альтернативы модернизации психологии личности автор предлагает новый содержательный подход, который называет историко-эволюционным.
Развиваемое в книге понимание личности опирается на широкий спектр теорий развития человека: это и культурно-историческая психология Л.С. Выготского, и деятельностный подход А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, и семиотическая концепция культуры Ю.М. Лотмана, и диалогическая концепция гуманитарного познания М.М. Бахтина и др.
Обращает на себя внимание обоснованность и разработанность подхода и, что не менее важно, искренняя вера автора в жизнестойкость своего творения.
Эта работа представляет собой переиздание книги 1990 года, но выходит в другой стране и в другую эпоху.
Это — учебное издание, однако оно значительно отличается от большинства учебников по психологии своим содержанием и манерой письма. Автор не пошел по традиционному пути назидательного изложения истории психологии личности (сначала теория, а потом ее опровержение), а выбрал иной способ – проблемный.
Автор выделяет проблемы и приглашает заинтересованного читателя к диалогу о соотношении биологического и социального в личности, механизмах регуляции социального поведения, мотивации и т.п. Необходимым условием для диалога выступает знание эмпирических фактов и результатов многочисленных экспериментов.
Такая форма изложения невольно располагает к размышлениям о личности и движущих силах ее развития, о связи между индивидом, личностью и индивидуальностью, которая передается формулой: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.
Было бы большой ошибкой рассматривать эту книгу как одно из теоретических пособий по психологии личности.
С точки зрения автора, альфа и омега историко-эволюционного подхода — выявление созидающего потенциала практической психологии личности, призванной вывести уставшую от академических болезней психологию личности из кризиса.

Марина СТЕПАНОВА