Психологические основы педагогики
В.П. Зинченко
М.: Гардарики, 2002
Далеко не каждую книгу хочется поставить дома
на полку, с тем чтобы вернуться к ней в случае
объективной или субъективной необходимости.
Книгу В.П. Зинченко тоже не хочется, но по другой
причине — ее невозможно дочитать до конца.
Первое впечатление приобщения к настоящей
серьезной психологии сменяется чувством
беспомощности от непонимания очевидных для
автора положений.
Возращение к уже прочитанному позволяет на
некоторое время успокоиться и еще чуть-чуть
продвинуться, но затем опять останавливаешься,
чтобы осмыслить новые авторские ходы. Причем
иногда приходится возвращаться к самому началу
изложения. Получается замкнутый круг.
Страницы пестрят знакомыми именами — Выготский,
Брунер, Гальперин, Пиаже, Давыдов, Ухтомский, но
оригинальный ход мысли автора заставляет
взглянуть на них с непривычной стороны.
Трудно определить жанр этой книги. На титуле
указано, что это учебное пособие, — хотелось бы
посмотреть на студента, который сможет не только
прочитать его, но и воспользоваться как
учебником.
Научная монография предполагает анализ одной
или нескольких тем, автор же анализирует ни
больше ни меньше — основания психологической
науки. Более того, попытка автора рассмотреть
психологию в ее переплетении с культурой,
литературой, искусством, связать воедино
культуру и науку позволяет считать книгу
образцом жанра психологической публицистики,
если таковая существует. Это, однако, не лишает ее
научности, с одной стороны, и не делает доступной
всем интересующимся психологией — с другой.
Данное издание — не первая книга В.П. Зинченко по
проблемам образования, ее можно считать
расширенным и углубленным переизданием работы
«Живое знание. Психологическая педагогика»
(Самара, 1998). Последняя книга отличается от
предыдущей прежде всего установлением новых,
непривычных на первый взгляд
внутрипсихологических и межнаучных связей.
Чтобы понять значение этой книги для
отечественной психологии, следует обратиться к
ее последней главе, название которой говорит
само за себя: «Размышления о душе и духовном
развитии человека». Автор, будучи не
удовлетворен состоянием современной психологии,
которая потеряла целостность и превратилась «в
набор несообщающихся поддисциплин» (термин Дж.
Брунера), по существу возвращает в нашу древнюю
науку проблему души. Это одновременно и вызов
академической психологии, и поиск выхода из
затянувшегося кризиса.
Отличительная особенность книги — ее абсолютная
непрагматичность. Она не может выступать
источником ни конкретных знаний, ни тем более
практических рекомендаций. Она является
руководством не к действию, а к размышлению, и не
только на психологические темы.
Тот, кто не потеряется в лабиринтах авторской
мысли, получит шанс познакомиться с живым
психологическим знанием.
Марина СТЕПАНОВА |