Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Страна эмоций

Т.В. Громова
М.: УЦ «Перспектива», 2002

Эта методика выделяется среди многочисленных публикаций по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. «Страна эмоций» является комплексным диагностическим и коррекционным материалом, позволяющим проводить разнообразную работу по развитию и коррекции эмоций ребенка в игровой форме.
Основа методики — стимульный материал, состоящий из двадцати картинок, каждая из которых представляет образ того или иного эмоционального состояния различной степени выраженности, и методических рекомендаций по работе с ними.
Для представления различных эмоциональных состояний человека Татьяна Громова придумала ряд забавных персонажей. Часть из них олицетворяет основные (базовые) эмоции человека: Гнев-Сердитка, Боястик-Дрожастик, Вредитель, Веселинка, Грустинка. Наряду с ними предлагаются персонажи, представляющие эмоции «дополнительного» ряда: Обидка, Раздражинка, Завидуха. С помощью этих персонажей можно проводить диагностическую и коррекционную работу по определению проблемных зон эмоциональной сферы ребенка, выявлять возможности рефлексии своего эмоционального состояния.
Ряд персонажей отражает проблемы, возникающие в эмоционально-волевой сфере детей: Лень, Застенчик, Жадина-Недамка, Обмануха, Растерянчик Нерешительный, Упрямыч и другие. Эти «жители» Страны эмоций не только помогают диагностировать проблемы личностного развития, но и предоставляют возможность определения наиболее значимых для ребенка сфер жизнедеятельности.
«Страну эмоций» населяют не только проблемные и отрицательные персонажи, но и положительные: Веселинка, Фантазер-Придумка, Добрин.
По замыслу автора, предлагаемый состав эмоций может меняться и дополняться в зависимости от проблем ребенка и задач предстоящей коррекционной работы с ним.
В методических рекомендациях, сопровождающих стимульный материал, Т. Громова дает подробную характеристику каждому из двадцати персонажей. В ней содержится краткая характеристика самой эмоции или психологического состояния, свойственного персонажу, определяются особенности их проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста, перечисляется, какие из базовых эмоций могут скрываться за данным состоянием.
Автор подробно знакомит читателей с вариантами диагностической и коррекционной работы с методикой. Приятно, что она не дает дидактичных «пошаговых» инструкций, оставляя читателям простор для творческого подхода.
Представляя различные способы диагностической и коррекционной работы, Татьяна Громова предлагает ряд игровых заданий, из которых можно (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка) выбрать подходящий вариант. При этом подробно анализируются изменения, происходящие с ребенком в процессе игрового занятия. Это придает методике экологичность.

Ольга РЕШЕТНИКОВА