Страна эмоций
Т.В. Громова
М.: УЦ «Перспектива», 2002
Эта методика выделяется среди многочисленных
публикаций по развитию эмоционально-волевой
сферы ребенка. «Страна эмоций» является
комплексным диагностическим и коррекционным
материалом, позволяющим проводить разнообразную
работу по развитию и коррекции эмоций ребенка в
игровой форме.
Основа методики — стимульный материал,
состоящий из двадцати картинок, каждая из
которых представляет образ того или иного
эмоционального состояния различной степени
выраженности, и методических рекомендаций по
работе с ними.
Для представления различных эмоциональных
состояний человека Татьяна Громова придумала
ряд забавных персонажей. Часть из них
олицетворяет основные (базовые) эмоции человека:
Гнев-Сердитка, Боястик-Дрожастик, Вредитель,
Веселинка, Грустинка. Наряду с ними предлагаются
персонажи, представляющие эмоции
«дополнительного» ряда: Обидка, Раздражинка,
Завидуха. С помощью этих персонажей можно
проводить диагностическую и коррекционную
работу по определению проблемных зон
эмоциональной сферы ребенка, выявлять
возможности рефлексии своего эмоционального
состояния.
Ряд персонажей отражает проблемы, возникающие в
эмоционально-волевой сфере детей: Лень,
Застенчик, Жадина-Недамка, Обмануха, Растерянчик
Нерешительный, Упрямыч и другие. Эти «жители»
Страны эмоций не только помогают
диагностировать проблемы личностного развития,
но и предоставляют возможность определения
наиболее значимых для ребенка сфер
жизнедеятельности.
«Страну эмоций» населяют не только проблемные и
отрицательные персонажи, но и положительные:
Веселинка, Фантазер-Придумка, Добрин.
По замыслу автора, предлагаемый состав эмоций
может меняться и дополняться в зависимости от
проблем ребенка и задач предстоящей
коррекционной работы с ним.
В методических рекомендациях, сопровождающих
стимульный материал, Т. Громова дает подробную
характеристику каждому из двадцати персонажей. В
ней содержится краткая характеристика самой
эмоции или психологического состояния,
свойственного персонажу, определяются
особенности их проявления у детей дошкольного и
младшего школьного возраста, перечисляется,
какие из базовых эмоций могут скрываться за
данным состоянием.
Автор подробно знакомит читателей с вариантами
диагностической и коррекционной работы с
методикой. Приятно, что она не дает дидактичных
«пошаговых» инструкций, оставляя читателям
простор для творческого подхода.
Представляя различные способы диагностической и
коррекционной работы, Татьяна Громова
предлагает ряд игровых заданий, из которых можно
(в зависимости от индивидуальных особенностей
ребенка) выбрать подходящий вариант. При этом
подробно анализируются изменения, происходящие
с ребенком в процессе игрового занятия. Это
придает методике экологичность.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |