Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2003


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

НАУЧЕНИЕ БЕЗ ОБУЧЕНИЯ

Мы учимся всю жизнь,
не считая десятка лет,
проведенных в школе.

Габриэль Лауб

В наше время вряд ли кто-то из профессиональных психологов будет оспаривать тезис о влиянии социального окружения на формирование личности ребенка. Дискуссионным остается вопрос о механизмах и формах этого влияния.
С определяющим, причем с самого раннего возраста, воздействием родительской семьи вроде бы все согласились. Лучше других об этом знают практические психологи, занятые консультированием детей и их родителей и коррекцией детско-родительских отношений.
Активно обсуждается роль отца и матери, старших и младших братьев и сестер, а в нашей культуре — бабушек и дедушек. Все больше появляется исследований особого значения общения со сверстниками.
В частности, убедительно показано, с какими крайне неблагоприятными последствиями для успешного вхождения во взрослый мир сопряжено отсутствие такого полноценного общения или — что еще хуже — полная изоляция ребенка, особенно подростка, от себе подобных.
О важности правильно организованного (в соответствии с психологическими закономерностями усвоения, возрастными и индивидуальными особенностями) школьного обучения говорить не приходится. Те изменения, которые претерпевает система образования вот уже в течение 400 лет, начиная с введения Я.А. Коменским классно-урочной системы, направлены на его усовершенствование.
Однако в данном случае речь пойдет не об организованном обучении, а о том воздействии, которое оказывает и на ребенка, и на взрослого окружающая социальная действительность. Иными словами — мы будем говорить о «пагубном влиянии улицы», средств массовой информации, рекламы и т.п.

ИСТОРИЧЕСКАЯ НОРМА

Из курса родной истории все мы знаем о восстании декабристов, а также о судьбе их жен, которые последовали за осужденными мужьями в Сибирь.
Причем это был двойной подвиг, так как они не только решались навсегда поселиться в Сибири, но и превращались в жен ссыльнокаторжных, лишаясь при этом всех дворянских прав и привилегий.
Ю.М. Лотман, называя поступок декабристок актом протеста и вызовом, обращает внимание на то, что он опирался на определенный психологический стереотип, на существовавшие нормы и правила поведения. Лотман положительно отвечает на вопрос о существовании в русском дворянском обществе до подвига декабристок поведенческих предпосылок, которые могли бы придать их жертвенному порыву форму уже сложившейся нормы поведения.
На основании проведенного исторического анализа Лотман утверждает, что следование за ссылаемыми мужьями в Сибирь существовало как традиционная норма поведения в нравах русского простонародья.
Более того, в допетровском быту та же норма действовала и для семьи ссылаемого боярина. Историкам известны слова М.Н. Волконской относительно своего поступка: «Что же тут удивительного? Пять тысяч женщин каждый год делают добровольно то же самое».
И современники Марии Волконской, прежде всего ее отец Н. Раевский, и впоследствии историки отмечали, что она не испытывала глубоких чувств к мужу, которого совершенно не знала до свадьбы и с которым провела лишь три месяца из года, прошедшего между свадьбой и арестом.
Кроме того, Ю.М. Лотман обращает внимание на огромное влияние литературы, наряду с религиозными нормами, на сознание и самих декабристов, и их жен.
Понимаю, что выводы Лотмана носят скорее исследовательский, чем исторический характер. Но трудно обойти вниманием приводимые им факты влияния господствовавшей в обществе нормы на поведение людей.

РАЗНЫЕ МОДЕЛИ

Вернемся в наше столетие и приведем некоторые факты из повседневной жизни.
Участившиеся в последнее десятилетие жалобы родителей на нежелание детей учиться, потерю интереса к книге и образованию в немалой степени объясняется изменением отношения общества к образованию, падением престижа таких ранее широко распространенных профессий, как инженер, врач, учитель.
В то же время массовое стремление молодых людей заниматься юриспруденцией, экономикой, психологией объясняется отнюдь не резким усилением их познавательных интересов, а активно демонстрируемыми достаточно успешными моделями профессионального поведения.
Несмотря на то что дипломированных специалистов явно больше, чем рабочих мест, ажиотаж вокруг указанных профессий не утихает. Более того, он захватил не только молодежь, но и людей среднего возраста, что находит свое конкретное воплощение в популярном ныне втором высшем образовании.
Хорошо изученные психологами механизмы влияния весьма эффективно используются рекламодателями и средствами массовой информации. Популярность среди подростков снискали фильмы про Гарри Поттера и Властелина колец, мюзиклы «Норд-Ост», «Notre Dame de Paris», и в этом безусловная «заслуга» телевидения и рекламы.
Интересно, что телевидение играет хотя и большую, но не безусловную роль в формировании мировоззрения детей. Вряд ли найдется ребенок, который хотя бы раз не посмотрел боевик, однако далеко не все дети в качестве способа разрешения конфликтов выбирают физические действия.
Анализ подобных случаев показывает, что к ним прибегают, как правило, те дети, которые не раз подвергались физическим наказаниям дома, и потому они позволяют себе распускать руки в общении со сверстниками.
Приехавшая в гости в Германию российская девушка была не просто удивлена, а даже обижена недостаточным гостеприимством немцев, так как ей приходилось самой платить за себя при посещении музеев, кино и кафе.
Было бы большой ошибкой обвинять немцев в невнимательности к своим гостям. В данном случае речь идет о разных моделях поведения, принятых в нашей стране и в Германии. Немецкая девушка не может себе позволить пойти в кино с молодым человеком, не заплатив за свой билет. Ее никто специально этому не учил, но она с детских лет усвоила принятые в обществе законы и правила.

ЧТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ?

Что общего между двумя рядами фактов — почти 200-летней давности и современными? Их объединяет общее психологическое явление, получившее название социального научения.
А. Бандура остается сторонником бихевиоризма в том смысле, что его исследования опираются на наблюдение за поведением испытуемых и не предполагают обращения к интроспекции. В то же время сторонники теории социального научения решились на объяснение сложного социального поведения, для чего им потребовалось выйти за рамки автоматического процесса обусловливания.
По мнению Бандуры, в повседневной жизни люди осознают последствия своих поступков, иначе говоря, они видят, что одни действия приводят к успеху, другие — наоборот, оказываются неуспешными.
Наблюдая за последствиями своих поступков, человек получает их позитивное или негативное подкрепление. Таким образом люди оказываются в состоянии предвидеть результаты своего поведения.
К счастью, люди учатся не только на своих, но и на чужих ошибках. Наблюдая за поведением других людей, мы нередко планируем собственное поведение.
А. Бандура ввел понятие косвенного подкрепления, то есть научения на основе наблюдения за поступками окружающих нас людей. В ходе такого наблюдения происходит овладение собственным поведением. Таким образом дети усваивают не только бытовые навыки, но и нравственные нормы и ценности.

ПРИМЕРИМ НА СЕБЯ

Несомненный интерес представляют проведенные Бандурой исследования агрессивности у детей. Детям предлагались короткие фильмы, герои которых проявляли агрессивность. Дети первой группы смотрели фильм, в котором агрессивное поведение вознаграждалось; дети второй группы наблюдали наказание за агрессивные поступки; детям третьей группы предъявлялись модели неагрессивного поведения.
Впоследствии дети первой группы вели себя значительно более агрессивно, чем другие. Обращает на себя внимание тот факт, что под влиянием просмотра телевизионных передач дети могут научиться формам агрессивного поведения.
Анализируя готовность человека обучаться на примерах, Бандура пришел к выводу о его способности прогнозировать последствия поступков, которых не было в его собственном опыте. Между стимулом и реакцией существует не непосредственная, а опосредованная связь. Таким промежуточным звеном выступают когнитивные механизмы.
По мнению Бандуры, существует возможность формирования желаемого поведения при помощи моделирования, наблюдения за другими людьми и дальнейшего примеривания соответствующих моделей на себя.
Это позволяет рассматривать теорию Бандуры не только как бихевиористическую, но и как когнитивную. Сам Бандура первоначально назвал свой подход социальным бихевиоризмом, а впоследствии — социальной когнитивной теорией.
Сделанные ученым выводы имеют практическое значение, так как ему удалось показать, о каких моделях поведения идет речь. В частности, оказалось, что мы успешно моделируем поведение человека одного с нами возраста и того же пола. На нас производят сильное впечатление поступки людей, достигших общественного признания.
Если сравнивать виды поведения по сложности, то простое поведение чаще выбирается в качестве модели, чем сложное.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХА

На основе теории социального научения Бандурой была разработана бихевиоральная терапия. Автор исходил из положения, что все виды человеческого поведения — как желательные, так и нежелательные — формируются в процессе и в результате наблюдений за поведением окружающих людей. Следовательно, возможно изменение поведения в нужную сторону посредством предъявления соответствующих образцов.
Иллюстрацией разработанного Бандурой метода может служить моделирование ситуаций, которые вызывают у детей чувство страха или тревоги. Такое моделирование имеет своей целью модификацию сложившихся поведенческих стереотипов и формирование желательных форм реагирования.
Известно, что некоторые дети в силу или собственных неприятных переживаний, или навязанных взрослыми установок боятся собак. Они с безопасного расстояния смотрят, как другие дети одного с ними возраста подходят к собаке, гладят ее, начинают с ней играть.
В ходе такого наблюдения за сверстниками у детей изменяется отношение к собакам и значительно ослабевает чувство страха. Ребенок учится новому для него способу реагирования.
Метод бихевиоральной терапии используется при лечении фобий, в бизнесе, а также в сфере образования.

АЛЬТРУИЗМ НЕУМЕСТЕН

Психологические идеи Бандуры легли в основу многочисленных исследований агрессивного и просоциального поведения, которые были направлены на изучение процессов подкрепления и подражания социальным моделям. Прежде всего, анализу подвергалось воздействие родителей, братьев и сестер, а также других близких родственников, сверстников на формирование у детей навыков социального поведения.
Было показано, что агрессивное поведение, которое распространяется на людей, животных и даже предметы, появляется в раннем детстве. Обычно агрессия возрастает в дошкольном возрасте и затем идет на убыль. Ослабление степени агрессивности связывают с усвоением неагрессивных способов разрешения конфликтов и с накоплением опыта взаимодействия детей друг с другом.
Так называемое просоциальное поведение также появляется в раннем возрасте под влиянием социальной среды, в частности близких, теплых отношений с окружающими взрослыми. На развитие просоциального поведения основное влияние оказывают родители, а также братья и сестры.
Зарубежные исследователи подчеркивают, что в конечном счете конкретная ситуация и принятые в данной культуре и семье нормы определяют, какое поведение считается социально приемлемым. Приводятся примеры ситуаций, в которых альтруизм неуместен и без агрессии не обойтись. Например, агрессивность необходима солдату в сражении.
Американский психолог Брайан делает довольно неожиданный вывод, что и узурпатор, и моралист, и приспособленец могут быть в некоторых обстоятельствах полезными людьми.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ РОДИТЕЛИ!

Сторонники теории социального научения провели много исследований агрессивного поведения, его источников, механизмов и способов управления им.
Анализ феномена подростковой агрессии был осуществлен А. Бандурой совместно с его аспирантом Р. Уолтерсом. Бандура поставил перед собой конкретный практический вопрос: почему некоторые подростки, которые на первый взгляд не подвергались воздействию неблагоприятных социальных и органических факторов, демонстрируют асоциальное агрессивное поведение?
Ему удалось показать, что как органические факторы — наследственные дефекты и физические недостатки, так и социальные — низкий уровень жизни и неблагоприятное окружение — создают лишь условия для развития асоциального поведения.
В качестве главного психологического фактора выступает поведение родителей. А именно: отсутствие мотивации зависимости, которая обеспечивает приспособление ребенка к требованиям и запретам как со стороны родителей, так и общества; фрустрация, которая возникает при отсутствии родительской любви; несогласованность или непоследовательность требований со стороны родителей; а также повседневное поведение родителей — не декларируемые, а реально соблюдаемые нормы.
Завершают исследования конкретные рекомендации по коррекции агрессивного поведения. Автор рекомендует проведение психотерапевтической работы с ребенком и родителями. По мнению Бандуры, начать следует с установления близких, доверительных отношений с ребенком, на фоне которых возможно образование навыков желательного поведения.
Из всего сказанного напрашивается вывод об определяющей роли моделей позитивных, прежде всего в нравственном отношении, жизненных ситуаций, которые наблюдает ребенок. Но где их взять, когда сплошь и рядом приходится сталкиваться с явлениями, которые не под силу адекватно воспринять и пережить взрослому человеку?
Думаю, что очевидно: в общении с ребенком нет значимых и не очень аспектов поведения и он воспитывается не тогда, когда выслушивает ценные замечания со стороны родителей и педагогов, которые нередко расходятся с делом, а в ходе постоянного взаимодействия с миром взрослых и сверстников.
Сегодня мама позволяет себе повысить голос на папу, а впоследствии ребенок либо присоединится к маме, если папа это допустит, либо перенесет усвоенную модель на детское сообщество.
Не раз приходилось наблюдать, как торопящиеся по делам родители, ведущие за руку своего ребенка, стараются проскользнуть между машинами, не обращая внимания на красный свет. Что это — безответственность, недальновидность или обычная глупость?
В школах, начиная с первого класса, положено проводить классные часы, на которых детей знакомят с правилами дорожного движения. Но не нужно быть психологом, чтобы заметить абсурдность сложившегося положения вещей.
Понятно, почему дети относятся несерьезно ко всем этим разговорам — ведь за их плечами опыт, которому они больше доверяют, чем словам.

УВАЖЕНИЕ НАДО ЗАСЛУЖИТЬ

Учителя сетуют на неуважительное отношение к себе детей. Дело даже не в том, что уважение надо заслужить знанием предмета и умением заинтересовать им ребенка. Уважение ученика рождается из уважения учителя. Если учитель всем своим видом демонстрирует, насколько он выше и лучше своих подопечных, то это формирует, прежде всего, страх и нежелание лишний раз с ним общаться. Пройдите по коридору своей школы во время уроков, и вы поймете, о чем идет речь.
Ученики делятся на аккуратных и тех, кому все равно, в каком состоянии их тетради. Обычно в таких случаях ругают только учеников, что по крайней мере несправедливо. Если вы посещали уроки, то наверняка заметили, как по-разному делаются учителем записи на доске. Один заполняет доску постепенно, в определенном порядке, а другой — безо всякой системы, и в результате в записях путаются не только дети, но и он сам.
Опаздывать нехорошо. Эта азбучная истина не вызывает сомнения у детей, но они все равно опаздывают и к первому уроку, и в класс после перемены. А всегда ли вместе со звонком входит в класс учитель, или звонок звенит только для ученика?
Намеренно обхожу ситуации так называемого широкого социального влияния, так как понимаю, что мы не в силах справиться со средствами массовой информации, поистине огромное воздействие которых на неоформившиеся установки и вкусы молодых людей невозможно переоценить.
Наверное, только сейчас, в ХХI веке, в связи с резким увеличением объема информации, мы в состоянии оценить гениальность сделанного А. Бандурой открытия.
Он отмечал высокую чувствительность детей к негативным явлениям окружающей жизни (запретный плод сладок), и поэтому то, что открыто порицается, привлекает к себе особое внимание подрастающего поколения. Наглядной иллюстрацией этого положения является обсуждение в печати и на телевидении вопроса о вступлении в брак с 14 лет.
Из сказанного не следует делать пессимистичного вывода о бесполезности и потому ненужности формирования у наших детей желаемых форм поведения. Скорее наоборот, следует прислушаться к идеям Бандуры о необходимости демонстрации позитивных моделей поведения, которого мы ожидаем от наших детей.
Демонстрации постоянной, а не по настроению или в зависимости от ситуации.

СФЕРА НЕЗНАНИЯ

Говоря о социальном научении, иными словами — стихийном обучении, нельзя обойти стороной специально организованное школьное обучение.
Мы живем в условиях явного, но недостаточно осознанного противоречия между общественными ценностями и установками. Что важнее — работать или зарабатывать, иметь профессиональные знания или диплом? Парадокс: реклама сигарет у нас сопровождается предупреждением о вреде курения.
Сегодня актуальным становится выбор не благодаря, а вопреки общественному мнению.
В ситуации неуправляемого и стихийного, огромного по своим масштабам социального научения возрастает роль и повышается ответственность школьного образования.
О плачевном состоянии современного образования сказано достаточно, и совсем не хочется присоединяться к хору этих унылых голосов. К проблеме можно подойти не только с реальной, практической, но и с теоретической стороны. Конкретным действиям должны предшествовать некие научно обоснованные разработки, на которые можно было бы опереться, с тем чтобы двигаться не в потемках и на ощупь, а по освещенной, хотя бы и недостаточными знаниями, дороге.
В связи с этим хочется обратиться к рассуждениям о психологии образования В.П. Зинченко. Он говорит о психологической педагогике, ориентированной на такое образование, когда усвоению знаний «сопутствует не только повышение внешней компетентности, но и внутренний рост» и «учащимся открывается как сфера знания, так и бесконечная сфера незнания, в том числе и самого себя».
Иначе говоря, психологическая педагогика формирует живое личностное знание. По убеждению В.П. Зинченко, и личностное знание, и личностное понимание предполагают не только использование усвоенного и прочитанного в качестве «ценности», но и «знание и понимание в смысле участия понимаемого в своей жизни». Образование выступает здесь в качестве средства обретения личностного знания, которое позволяет определенным образом отнестись к культурным (в смысле средовым) воздействиям.
Глубоко психологичным кажется замечание Зинченко о существовании разности потенциалов между культурой и индивидом, которая порождает движущие силы развития.
В наше время, для которого характерны демонстрация разных общественных стереотипов и отсутствие неизменных жизненных ценностей, перед ребенком стоит задача не восприятия и принятия, а осмысления всего происходящего.
Приходится вслед за Зинченко признать, что ориентация на теоретическое мышление, рефлексию, личностное знание не имеет разумной альтернативы. Он делает следующий вывод: главная цель и ценность системы образования состоит «в ее способности открыть, сформировать, упрочить индивидуальные ценности образования у своих питомцев».
А существует ли такое образование, которое отвечало бы данным строгим критериям? По мнению В.П. Зинченко, это — система развивающего обучения Эльконина—Давыдова.
Мы можем соглашаться или нет с известным психологом, но поднятая им проблема приобретения не просто знания, а личностного знания звучит весьма актуально.

ВОПРОС ВМЕСТО ВЫВОДА

Психологами открыто немало явлений, с которыми абсолютно необходимо считаться. Феномен социального научения из их числа.
Мы живем в обществе и не можем оставаться вне его, но в нашей власти сформировать и у себя, и у детей собственную позицию. О. де Бальзак заметил: «Между мягкостью влажной губки и твердостью пемзы существуют бесчисленные нюансы. Таков человек».
Маленький ребенок скорее напоминает губку, и от воспринятых им с детства моделей поведения будет зависеть, к каким воздействиям он сможет проявить твердость, а к каким — особую чувствительность.
Это положение верно и по отношению к нравственным нормам, которые усваиваются не из деклараций, а из реального поведения, наблюдаемого ребенком.
Для жен декабристов было абсолютно естественным последовать за своими мужьями в далекую Сибирь. А что является таким же безусловным для нас?

Марина СТЕПАНОВА,
факультет психологии
Московского университета

ЛИТЕРАТУРА

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 2000.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова). — М., 2002.
Крэйг Г. Психология развития. — СПб., 2000.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХVIII — начало ХIХ века). — СПб., 1996.
Шульц Д.П. Шульц С.Э. История современной психологии. — СПб., 2002.