ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Поведение ребенка — это именно то, на что
обычно жалуются родители или учителя при
обращении к психологу. И об успешности
проведенной с детьми коррекционой или
развивающей работы судят по тому, насколько
изменилось поведение конкретного ребенка. Если
оно стало более конструктивным и адаптивным,
если ребенок перестал причинять взрослым
неудобства своими выходками, — значит, работа
была успешной.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
Безусловно,
поведение можно изменить различными методами,
поскольку человек — целостное существо, и
воздействие на какую-то одну сферу приводит к
изменениям и на уровне других систем. Тем не
менее именно методы поведенческой психотерапии
позволяют влиять непосредственно на поведение.
Поведенческая психотерапия, или психокоррекция,
опирается на несколько общих базовых принципов
(по В.Г. Ромеку, 2001).
1. Поведенческая психокоррекция направлена
исключительно на изменение поведения. Это не что
иное, как переобучение, подразумевающее отказ от
нежелательных форм поведения и освоение новых,
более приемлемых форм.
2. Четкий контроль процесса и результатов. Цели
коррекции открыто заявляются, принципы и методы,
применяемые в процессе терапевтической работы,
являются явными, процесс предельно
структурирован и последователен. Терапевт имеет
дело только с четко фиксируемыми когнитивными,
эмоциональными и поведенческими явлениями и
стремится получить устойчиво воспроизводимый и
очевидный результат.
3. Опора на экспериментальные данные и четкие
психологические теории. Используются только
методы, прошедшие тщательную экспериментальную
проверку и опирающиеся на ясные психологические
понятия.
4. Множественность отдельных техник и
многообразие подходов. Хотя можно говорить о
некоторых «стандартных» приемах работы с
определенными симптомами (например, метод
систематической десенсибилизации в работе со
страхами), четкой классификации поведенческих
методов не существует. Нет и жесткой системы
«приписывания» определенных методов к
определенным проблемам. Процесс коррекции в
каждом случае — это творческий процесс, в
котором терапевт, опираясь на общие принципы,
комбинирует различные методы воздействия для
достижения изменения конкретного поведения у
данного клиента.
При проведении поведенческой коррекции также
принимаются во внимание следующие моменты:
поведение может быть модифицировано в процессе
научения и переобучения;
поведение подчиняется законам обусловливания;
подкрепление увеличивает частоту реакции;
наказание уменьшает частоту реакции.
НА ЛЕСТНИЦЕ ПРОБЛЕМ
Поведенческие методы часто используются в при
коррекции различных видов девиантного
поведения. Ю.С. Шевченко предлагает применять
такой подход для коррекции гиперактивного
поведения у детей.
Весь процесс терапии включает в себя несколько
этапов. На первом этапе психотерапевт совместно
с родителями составляет так называемую
«лестницу проблем», где на первой ступеньке
располагается самая простая, конкретная и легко
разрешимая проблема, и далее — по мере
возрастания сложности и трудности разрешения.
Очень важно обращать внимание на формулировки
этих проблем, чтобы они не несли на себе оценку
личности ребенка (например, «грубит» или «плохо
учится»), а просто описывали его поведение
(«отвечает на вопросы резко и очень громко», «не
записывает домашние задания»).
На этом же этапе все проблемы анализируются с
точки зрения того, какие еще меры, кроме
поведенческой психокоррекции, могут быть
применены для их успешного преодоления.
Эти проблемы, расположенные в определенном
иерархическом порядке на ступенях лестницы (ее
рекомендуется реально нарисовать —
«вычеркивание» преодоленных трудностей будет
дополнительным подкрепляющим стимулом), и
являются «мишенями» коррекции.
«Мишени» прорабатываются последовательно, одна
за другой, и переход на следующую ступень
становится возможен лишь по достижении
устойчивого результата на предыдущей ступени.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
На втором этапе происходит тщательное
протоколирование ситуаций, связанных с
возникновением той или иной поведенческой
проблемы.
Родителям дается задание в течение недели
анализировать поведение ребенка по такой схеме.
А. Анализ стимулов, направляющих поведение
ребенка по определенному пути (например, если
скажет отец — пойдет и сделает, а если мать — не
услышит).
Б. Анализ состояния ребенка в момент
предъявления стимула (усталый, не выспался,
плохое настроение, возбужден и т. д.).
В. Регистрация и анализ актуального поведения
или ответа на инструкцию.
Г. Анализ типа и интенсивности последствий,
возникающих непосредственно за тем или иным
поступком ребенка (то есть поощрений и
наказаний).
Д. Составление каталога поощрений и наказаний в
качестве положительных и отрицательных стимулов
и последствий для систематического
моделирования поведения. Этот перечень
поощрений и наказаний должен быть максимально
разнообразным, чтобы обеспечить гибкость
воздействия и возможности для поиска наиболее
эффективных средств.
Особое внимание уделяется вдохновляющим
стимулам и воздействиям, таким, как:
- аванс или «подъемные», то есть
опережающее вознаграждение;
- обещание реальной награды;
- включение задания в игровой
сюжет, увлекающий ребенка;
- неожиданное проявление
доверия, побуждающее ребенка во что бы то ни
стало оправдать его;
- совместная деятельность с
группой или значимым лицом;
- моделирование успешности
усилий, вдохновляющее предвкушением победы;
- выражение веры в силы и
способности ребенка (подбадривание);
- подключение эгоцентрических
установок («показательное выступление»);
- мотивирование за счет
любопытства;
- азарт, спровоцированный
кокетством, соперничеством, конкуренцией;
- безусловное прощение прежних
прегрешений («амнистия»);
- предоставление возможности
для самореализации творческих наклонностей.
СПИСОК НАГРАД
А вот какой список поощрений предлагается Ю.С.
Шевченко для применения непосредственно после
желательного поведения:
- похвала;
- ласка (поглаживание,
прикосновение, приятные слова и т.д.);
- лакомство;
- развлечение (максимально
приближенное по времени к ситуации, поскольку
чем больше времени пройдет до момента получения
поощрения, тем меньше эффективность данного
подкрепления);
- подарок;
- премия;
- публичное восхваление;
- разговор «по душам»;
- выражение сочувствия по
поводу пережитых волнений и трудностей;
- лестное сравнение с
почитаемым авторитетом;
- проявление уважения, как ко
взрослому.
СПИСОК УГРОЗ
Применяются в предлагаемом подходе и методы
принуждения как способы модификации поведения.
- Реальная угроза наказания.
- Информация о возможных
неприятных последствиях подавляемого поведения
для ребенка.
- Категорическое предложение
единственно возможной альтернативы.
- Демонстративное
игнорирование вызывающего поведения.
- Выражение предпочтения
контактов с ребенком, чье поведение может быть
примером для подражания.
- Предупреждение о перспективе
утраты любви и уважения, внимания и помощи при
невыполнении инструкции.
- Угроза обнародования
негативного поведения.
- Физическое принуждение
(помните пионерскую речевку: «не можешь — научим,
не хочешь — заставим, мы друга в беде никогда не
оставим!»).
Непременным условием действенности
рассмотренных приемов принуждения является
реальность выдвигаемых угроз и готовность
взрослых их выполнить.
Я, честно говоря, плохо себе представляю, как
можно рекомендовать родителям такие «методы»
воспитания (я, например, не смогу этого сделать),
которые могут привести к разрушительным
последствиям для психики ребенка и его отношений
с родителями. Но тем не менее в рамках
поведенческого подхода такие методы
применяются. Так же, как и такие наказания:
- лишение удовольствия,
развлечения, лакомства, привилегий;
- запрет на приятную
деятельность, встречи с друзьями;
- штраф, запрет телефонных
разговоров;
- лишение внимания вплоть до
бойкота;
- высмеивание поведения и/или
его носителя;
- физическое наказание.
Задача психотерапевта на втором этапе, как
пишет Ю.С. Шевченко, «подвести родителей к
мысли, что ребенок не может измениться к лучшему,
если подобной динамики не проделает та
социальная микросистема (семья, коллектив), в
которой возникли и зафиксировались его
поведенческие проблемы».
Родителям также даются задания, направленные на
модификацию их поведения (например, наблюдение
за собственными интонациями и подсчет
количества приказов, запретов и просьб).
И третий этап данной методики представляет собой
осуществление программы коррекции поведения
ребенка, проводимой родителями под руководством
психотерапевта, с которым они регулярно
консультируются, знакомя со своими письменными
отчетами и протоколами проводимых мероприятий.
Естественно, в каждом конкретном случае
содержание коррекционных мероприятий будет
разным, но общие принципы остаются незыблемыми.
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ У НИХ
Яркий пример применения бихевиоральных
методов в воспитании можно найти в книге Марка
Твена «Приключения Тома Сойера». Помните синие и
желтые билетики, которые давались ученикам за
успехи в школе, а набравший определенное их
количество получал в подарок Библию? Там же мы
сталкиваемся и с наказанием трудом (покраска
забора), и с физическим наказанием (розги в школе).
Именно в США активно создаются и работают
программы поведенческой коррекции разных форм
девиантного поведения. С двумя из них я хотел бы
вас познакомить.
Первая программа направлена на изменение
агрессивного поведения и серьезных нарушений
социального поведения у детей от 7 до 18 лет. Эта
программа реализуется в рамках специальной
школы, куда эти дети направляются по определению
суда.
У каждого ребенка, оказавшегося в этом заведении,
есть свой «Дневник поведения», в котором
фиксируется его поведение на уроках, например
(см. табл.)
Правила
поведения |
Уроки* |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Не вставать с
места во время урока |
без разрешения
более двух раз. |
|
|
|
2. Хотя бы один
раз дождаться, |
|
|
|
|
когда тебя
спросят, и не закричать |
|
|
|
|
с места. И так
далее. |
|
|
|
|
Личная
цель: чего я сам хочу достичь за эту
неделю, чему научиться. |
|
|
|
|
* В графу "уроки"
ставится подпись учителя, если правило
выполнялось, и прочерк - если нет.
Для того чтобы курс реабилитации успешно
завершился, ребенок должен освоить 8 уровней
поведения, на каждом из которых ему приходится
подчинять свои действия определенным правилам.
Жесткость этих правил возрастает от 1-го уровня к
8-му. За достижение каждого следующего уровня
предусмотрены определенные, желательные для
каждого ребенка награды и привилегии.
Движение между уровнями осуществляется как
вверх, так и в обратном направлении. Для перехода
на следующий уровень нужно выполнять все правила
в течение недели. При систематическом нарушении
правил возможен перевод на более низкий уровень
для закрепления более простых правил поведения.
Параллельно с детьми проводятся специальные
коррекционные занятия, как групповые, так и
индивидуальные, направленные, с одной стороны, на
работу с восприятием, а с другой — на работу с
поведенческими реакциями.
Работа с восприятием включает в себя обучение
различению чувств, раскрытие и преобразование
личного восприятия других людей (например,
развитие способности видеть не только
враждебность и агрессию, но и
доброжелательность, обиду, радость), расширение
собственного образа Я за счет получения обратной
связи в группе.
Работа с реакциями предполагает расширение
репертуара возможного поведения в различных
проблемных ситуациях, тренировку навыков
саморегуляции и адаптивных способов поведения.
Нетрудно заметить, что в этой программе явно
просматривается когнитивный компонент:
отдельная работа по изменению восприятия.
Внимание к когнитивным составляющим опыта
характерно для современной поведенческой
психотерапии.
Работа с восприятием, мышлением, воображением
прочно вошла в арсенал поведенческих
психотерапевтов. Поэтому чаще всего следует
говорить не о поведенческом, но о
когнитивно-поведенческом подходе в
психологической коррекции и психотерапии.
НОРМАЛЬНО И НЕНОРМАЛЬНО
Проникновение когнитивных компонентов в
терапевтический процесс очень хорошо заметно на
следующем примере.
На семинаре, посвященном проблемам насилия над
детьми и помощи пострадавшим от сексуального
насилия, я познакомился с программой
американского психолога Барбары Боннер.
Программа направлена на коррекцию выраженного
сексуализированного поведения детей 9—12 лет. Она
включает в себя 12 групповых сессий 2—3 раза в
неделю. Группы смешанные, состоящие из мальчиков
и девочек.
Особенности программы:
- Занятия предельно
структурированы.
- Программа непосредственно
направлена на сексуальное поведение.
- Терапевт абсолютно
директивен.
- Взаимодействия между детьми
минимальны.
- Различия между коррекционными
группами минимальны.
Цели программы:
- Признание участниками
ненормальности сексуализированного поведения.
- Усвоение правил сексуального
поведения.
- Уменьшение импульсивных
реакций.
- Сексуальное просвещение.
- Предупреждение повторения
актов насилия.
В помещении, где проходят занятия, вывешивается
большой плакат, на котором написаны
4 правила сексуального поведения:
1. Это нормально (it’s o’kay) — дотрагиваться до
своих интимных частей тела, когда ты один.
2. Это ненормально (it’s not o’kay) — дотрагиваться до
интимных частей тела других людей.
3. Это ненормально, когда другие люди
дотрагиваются до твоих интимных частей тела.
4. Это ненормально — показывать свои интимные
части тела другим людям.
Для усвоения правил используется ряд методов.
Например, участникам предъявляются специальные
проективные картинки, где изображены дети и
взрослые в потенциально проблемных ситуациях.
Предлагается ответить на следующие вопросы:
какое правило здесь может быть нарушено? Что
нужно сделать, чтобы правило не было нарушено? И
т.п.
МЕТОД ЧЕРЕПАШКИ
Центральным методом освоения правил
сексуального поведения и обучения регуляции
импульсивных реакций в этой программе является
так называемый «Метод черепашки». Черепашка —
это тряпичная кукла для кукольного театра.
Терапевт, ведущий занятие, надевает ее на руку и
разыгрывает перед участниками ее историю,
сопровождаемую таким, например, рассказом.
Эта черепашка Томми нарушила правило
сексуального поведения № 2 со своим братом Тимми.
Он прошел курс занятий по коррекции поведения и
был там успешен, и мама разрешила ему пойти на
пруд. По дороге к пруду Томми увидел своего брата
Тимми. Он насторожился и вспомнил, что надо
остановиться. И он сделал три глубоких вдоха и
выдоха, спрятал голову в панцирь и подумал: а что
будет со мной, если я нарушу правила сексуального
поведения опять? Хорошо, я не буду подплывать к
Тимми, я буду плавать только там, где меня видит
мама. И он весело плавает, ныряет, не нарушает
никаких правил и довольный возвращается домой.
Дети внимательно слушают рассказ терапевта,
после чего каждому из них предлагается придумать
свою историю про черепашку и правила
сексуального поведения. Дети с удовольствием
включаются в этот процесс, а задача терапевта
состоит в том, чтобы своими вопросами и
уточнениями помочь каждому ребенку придать
своей истории нужную форму и содержание.
В конце каждой недели занятий проводится
проверка знаний, приобретенных участниками
группы в процессе занятий. Для этого
используется специальная анкета на знание
правил сексуального поведения, в которой дети
отмечают правильные ответы с помощью наклеек.
Для дополнительного подкрепления используются
также различные поощрительные методы во время
занятий, такие, как «Сосуд усиления». Это обычная
пустая пластиковая бутылка, которая есть у
каждого ребенка. В эту бутылку кладутся бусинки,
выдаваемые за успешное выполнение очередного
задания или активное участие в занятиях (ведущий
группы каждые 15 минут подводит итоги и отмечает
самого активного или самого знающего). Если же
ребенок нарушает правила поведения в группе или
правила сексуального поведения, то он должен
вернуть часть бусинок из своего сосуда.
Таким образом между детьми разворачивается
соревнование — кто быстрее сможет заполнить
свой сосуд, тот самый сильный и знающий!
Параллельно с детскими проводятся специальные
занятия для родителей, где обсуждаются следующие
вопросы:
- Уровень сексуальной
безопасности детей в семье и ближайшем
окружении.
- Как говорить с детьми о
сексуальном поведении.
- Для того чтобы родители могли
лучше различать потенциально опасные ситуации,
используются те же проективные картинки и метод
Черепашки, что и в детских группах.
- Какие сексуальные правила
должны быть приняты дома.
Но главное правило поведения родителей —
внимательно наблюдать за своими детьми.
НЕ ПАНАЦЕЯ
Когда курс занятий заканчивается, для
участников устраивают «выпускной вечер». На этом
вечере каждый демонстрирует усвоенные знания и
навыки, и в конце совместными усилиями
формулируется пятое правило сексуального
поведения:
- Нехорошо, когда из-за твоего
сексуального поведения кто-то чувствует себя
неудобно.
Авторы программы предлагают следующие
критерии для оценки успешного освоения
программы:
- Посещение не менее 80% встреч.
- Внимание и активность во время
занятий.
- Знание и выполнение правил
сексуального поведения.
- Нормальное общение с другими
детьми в группе.
- Усвоение метода черепашки и
других методов саморегуляции.
Если ребенок не нарушает правила сексуального
поведения в течение трех месяцев, то можно
говорить о достижении устойчивого эффекта
проведенной коррекции. Если же кто-то из
участников по окончании курса из 12 занятий не
смог твердо усвоить правила сексуального
поведения, он продолжает занятия с другой
группой. Иногда выясняется, что ему показан
другой вид терапии, например психодинамический.
Как можно заметить из приведенных примеров, при
всей жесткости своих принципов поведенческий
подход в реальном воплощении — это живой,
творческий, эмоциональный процесс. Особенно если
речь идет о работе с детьми.
Действительно, поведенческие технологии часто
кажутся поверхностными и даже грубоватыми, но
они легко транслируются и в умелых руках
необычайно действенны. Но они, конечно, не
панацея от всех наших бед и проблем.
А теперь, дорогие читатели, вы, я надеюсь, сможете
сами создавать программы для коррекции
поведения, используя принципы, структуру и
приемы, описанные в этой статье. И я уверен, что у
вас это отлично получится. Счастливого
творчества!
Александр ШАДУРА |