УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Бихевиоральная (поведенческая)
психотерапия — это терапия
посредством научения и на основе подкрепления.
Она директивна, активна, ориентирована на
конкретную проблему клиента. Применяться может
как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Психологи, работающие методами поведенческой
терапии, ориентируются не на причины нарушенного
поведения, а на само нарушенное поведение.
Техники и методы направлены либо на обучение
новым формам поведения, либо на выправление
непродуктивных форм поведения.
Приводной ремень и краеугольный
камень
Ну вот, я дала определение и теперь имею право
признаться: не поклонник я поведенческой
терапии. Слишком хорошо помню, что корни ее
уходят в классический бихевиоризм, где человек
представлен исключительно как существо
социальное: он тратит все свои силы на
приспособление к обществу, априори несвободен и
напоминает марионетку, нити от которой держит в
твердой руке Его Величество Общество. Помню и то,
что разработанные поведенческой терапией приемы
очень любят манипуляторы и тираны всех мастей —
от политических до домашних.
Однако, помню я и другое. В частности, завет П.
Успенского: «Идея требует не согласия или
отвержения, идея, — если это действительно живая
идея, — требует понимания. Что и достигается
подключением и размышлением».
А раз так, значит пора отбросить эмоции и
заняться делом. Сначала выделим из
руганого-переруганого бихевиоризма центральные
идеи, затем основные психотехники, а уж потом
определим, стоит ли их применять в своей практике
и для чего.
Чтобы сделать это, придется извлечь из памяти основные
идеи и понятия поведенческой психологии. Здесь
человек изначально рассматривается во
взаимодействии со средой. Основной предмет
исследования — оперантное поведение (от
англ. оperate — воздействовать).
А вот и краеугольный камень бихевиоризма — идея
о том, что каждое действие, каждый поступок
человека воздействует на окружающую среду и тем
самым вызывает тот или иной ответ (в терминах
бихевиоризма — подкрепляющие последствия),
который уменьшает или увеличивает возможность
повторения этого поведения.
Именно через свои «ответы на действия» среда
конструирует базисный репертуар поведения
(Б.Ф.Скиннер).
А теперь — сухой остаток —
психолого-педагогические выводы.
1. Основной механизм формирования
социального поведения — контроль и
подкрепление действий и поступков со стороны
среды.
2. Основной способ формирования поведения — подкрепление.
3. Чтобы сформировать желаемое поведение, надо
создать и отработать до мелочей контроль и
различные формы подкрепления.
А вот — «идеи в действии». Перед вами
разработанный Скиннером алгоритм формирования
хорошей адаптации.
Пункт первый: привести в порядок саму среду и ее
факторы подкрепления (они, по мнению Скиннера,
гораздо важнее уровня сознания человека, его
целей, намерений и т.д.).
Пункт второй: организовать систему контроля за
поведением человека и подкрепления его
поведения.
Пункт третий: если вы четко и последовательно
будете выполнять два первых пункта, то со
временем система внешнего контроля и
подкрепления перейдет «вовнутрь», станет
системой самоконтроля ваших воспитанников.
Баба-яга по совместительству
Ну что же, все предельно ясно. Результат
гарантирован. Надо лишь четко представлять цель,
продумать средства (оперантное подкрепление!) и
контролировать каждый шаг по направлению к цели.
Даже если вы усвоили из всех премудростей
бихевиоризма лишь эти знания, уже можно
действовать.
Мой первый «бихевиоральный» опыт относится к
временам почти доисторическим. Было мне тогда
двадцать три года, и работала я в одной из
подмосковных школ организатором внеклассной и
внешкольной работы. Забавная была должность:
этакая «вожатая для старшеклассников»,
отягощенная статусом заместителя директора по
воспитательной работе.
Мало того, что я была раза в два младше
большинства учителей, так они еще и «доставали»
меня возмущенными жалобами «Ваши
старшеклассники опаздывают на уроки!» и
требованиями «срочно принять меры и навести
порядок». Подразумевалось жесткое наказание
виновных.
Наказывать не хотелось. К тому же мой невыносимый
исследовательский инстинкт подсказывал, что
«просто так ничего не бывает»: раз опаздывают,
значит, есть какие-то «способствующие условия».
Что делать? Разделила я в уме всех учителей на две
группы: «кто жалуется» и «у кого все в порядке» —
и применила классический метод наблюдения.
Оказалось, у всех жалобщиков имелась общая
привычка: после звонка они еще минут на
пять-десять задерживались в коридоре или на
лестнице, завершая начатую на перемене беседу.
Краснея от смущения, поделилась своими
наблюдениями с педагогами. И попросила их помощи:
хочу, мол, экспериментально проверить, будут или
нет опаздывать старшеклассники, если урок будет
начинаться строго по звонку.
Мало попросить — целый месяц пришлось
поработать по совместительству бабой-ягой,
поторапливающей коллег. Но результат того стоил!
За этот месяц у учителей появилась привычка
начинать урок вовремя, а у старшеклассников
напрочь исчез «навык опозданий». Такие вот дела...
Понятия и методы
Одно из самых важных понятий поведенческой
терапии — подкрепление. Как известно,
подкрепления бывают положительными и
отрицательными. С положительными все более
или менее ясно: они производятся за счет
«добавления в ситуацию» чего-то (причем не
обязательно приятного). Это может быть конфетка,
улыбка, фраза «а я-то на тебя надеялся», из-за
которой человек способен делать такие вещи, что
страшно и подумать.
А вот отрицательное подкрепление (его у нас
почему-то отождествляют с наказанием) — это
улучшение поведения за счет устранения чего-то
из ситуации, а вовсе не наказания (наказание
подавляет поведение).
Есть еще один способ повлиять на поведение — оперантное
«угашение», то есть нашим ответом на
нежелательное поведение ребенка становится
отсутствие любого подкрепления (не обращаю
внимания на хныканье, и оно прекращается).
Все эти положения содержатся в работах
отца-основателя бихевиоризма
Б.Ф. Скиннера. Они плавно перекочевали в
поведенческую терапию (в том числе и семейную), по
пути обогатившись наработками других школ, и
прежде всего когнитивной психологии (А. Бандура,
Д. Келли). Сегодня бихевиоральные психологи
используют множество техник, которые условно
можно разделить на три группы.
I. Методы, основанные на использовании
оперантного обусловливания:
шейпинг, или формирование «небольшими
порциями» через последовательное подкрепление;
жетонная система, использующая для
положительного подкрепления деньги или очки;
контрактная система, или соглашение о том,
что при определенных условиях поведение будет
изменено (например, психолог заключает с
родителями соглашение о том, что, как только
ребенок изменит свое поведение, они также
изменят свое);
обмен изменениями за вознаграждение;
тайм-аут (прерывание) — один из наиболее резко
критикуемых приемов, который предлагает
наказание в виде изоляции.
II. Методы, которые используют
респондентное обусловливание:
систематическая десенсибилизация;
тренинг самоутверждения;
аверсивная терапия;
сексуальная терапия.
III. Методы, заимствованные из когнитивной
терапии:
«остановка мыслей»;
RET (рационально-эмоциональная терапия по А. Беку);
REBT (рационально-эмоциональная поведенческая
терапия по Эллису);
моделирование (А. Бандура);
реатрибуция, или переопределение (Конферс и
Филипс).
Директивно и неизменно
Однако при всем многообразии методов основной
принцип поведенческой терапии остается
неизменным: поведение подкрепляется его
последствием (оперантное обусловливание). Отсюда
следует положение, которое важно зазубрить
каждому практическому психологу: поведенческий
паттерн будет сопротивляться изменениям во всех
случаях, кроме тех, когда возникают более
благоприятные последствия.
Неизменной остается и позиция терапевта: по
отношению к клиенту консультант-бихевиорист
выступает как ведущий1. Он
директивен. Его поведение напоминает действия
спортивного тренера: он четко определяет
конкретную цель работы (она формулируется на
поведенческом языке умений и навыков), он знает,
какой паттерн поведения надо изменить, и по
заранее известному ему плану изменяет именно
его. Планомерно, шаг за шагом.
Таков подход как к индивидуальной работе, так и к
работе с семьей. Семейные терапевты
бихевиоральной ориентации считают, что причины
семейных проблем — в неэффективных паттернах
взаимодействия ее членов, и решение данной
проблемы видят в изменении этих самых
«неэффективных паттернов».
В работе с семьей отчетливо выделяются два
направления: терапия проблемного поведения
детей и терапия неудовлетворенности взрослых
различными аспектами семейных отношений
(супружескими, детско-родительскими и т.д.).
Поведенческие семейные психотерапевты не
склонны изучать воздействие супружеских
разногласий на поведение ребенка, напротив, они
работают с той подсистемой (супружеской или
родительской), в которой существует конфликт
(ребенок—родитель) и есть проблема.
В качестве основного метода используется
тренинг, на который приглашают либо ребенка с
кем-либо из родителей, либо только родителей.
Наши соотечественники уже знакомы с образцами
таких тренингов: «Тренинг эффективного
родителя» Томаса Гордона, «PAIRS Training» (переводится
как «практическое приложение искусства
интимного общения») и «Лайфспринг».
Что нужно родителям
Остановимся подробнее на том, что ближе
школьному психологу, то есть на поведенческом
тренинге родителей.
Основные цели этого тренинга — повышение
компетентности родителей в вопросах воспитания
детей, распознавание и модификация паттернов
эмоционально-поведенческого реагирования и их
преобразование.
Так, если родители испытывают затруднения при
взаимодействии со своим чадом, психолог
предлагает им пройти тренировку эффективных
умений (индивидуально или в группах).
Ведь, по мнению поведенческих психологов,
проблема общения в семье заключается не в том,
что мы говорим ребенку, а в том, как
мы это делаем. Вот тренинг и ставит своей задачей
научить родителей прямому, четкому, честному
общению со своими детьми.
Упражнения, предлагаемые в тренинге, формализуют
ситуации детско-родительского общения, в которых
чаще всего и зарождаются островки эмоциональной
напряженности. В ходе тренинга участники
вырабатывают буквально по пунктам, с чего стоит
начинать ежедневное общение, как необходимо
слушать ребенка, как выражать свой гнев, как
вместо привычного «Ты-замечания» применять
«Я-сообщение».
Под руководством тренера папы и мамы упражняются
в применении навыков эффективного
взаимодействия на практике (в роли детей на
начальном этапе работы выступают другие
родители — члены тренинговой группы), посещают
лекции, читают пособия и даже выполняют домашние
задания.
На первый взгляд (особенно для россиян, привыкших
полагаться на знаменитое «авось», а не на
применение психотехник) все это выглядит
довольно противно. Кому же хочется в семейной
жизни следовать инструкциям?!
Однако система продуманного переобучения
медленно, но верно делает свое дело: имея
подробное пособие, а также неоднократно
испробовав все описанные там приемы в своем
общении (сначала — с членами группы, а потом и
дома, с собственным ребенком), просто невозможно
не освоить умения и не почувствовать радость от
первых успехов (тоже положительное
подкрепление!).
Постепенно у родителей изменяется отношение к
занятиям, повышается вера в себя и свои
родительские способности, улучшаются отношения
с детьми и друг с другом.
Каждый из нас может привести немало жизненных
примеров (ну хоть вождение автомобиля), когда
после успешного освоения техники мы перестаем
думать о ней и начинаем наслаждаться самим
процессом. Вот в этом я и вижу главную ценность
подобных поведенческих тренингов.
Насколько результативна поведенческая терапия
для родителей? Вот отзыв папы и мамы, которые ее
старательно и вдумчиво прошли: «Мы прошли
специальный курс обучения, основанный на книге
доктора Томаса Гордона «Тренинг эффективности
родителя». Здесь впервые мы почувствовали
реальную помощь. Этот курс положил начало нашему
становлению в качестве равноправных членов
собственной семьи и позволил увидеть в детях
интересных, разумных и ответственных людей».
Не правда ли, этот отзыв впечатляет? Но вы
«впечатлитесь» еще больше, если узнаете, что он
принадлежит Роберту и Джин Байярд — авторам
книги по семейному воспитанию, которая для
многих родителей стала руководством к действию,
помогающим пройти между Сциллой попустительства
и Харибдой жесткой авторитарности и наладить
отношения с собственными детьми.
При любом подходе
Я начала статью с того, что призналась
поведенческой терапии в нелюбви. Однако я
вынуждена констатировать, что как только речь
заходит о проблемах адаптации или о навыках (и
прежде всего — социальных) без поведенческой
терапии обойтись невозможно.
И застенчивому подростку, и неуверенному в себе
родителю недостаточно понять, что именно «не
так» в его жизни. Недостаточно даже принять
решение об изменении. Им необходимо знать, как
именно вести себя в той или иной ситуации, и в
совершенстве овладеть умениями и навыками.
Потому что, как сказал еще Адлер, все наши
нарушения — это устойчивые паттерны, которые не
изменяются после осознания и отреагирования, а
требуют длительного переучивания.
Поэтому признаем: они нужны, эти «занудные»
бихевиоральные приемы, от которых порой с души
воротит.
Впрочем, будем реалистами: скажем в конце концов,
что поведенческие психотехники присутствуют и
реально работают в любом психотерапевтическом
подходе, каким бы гуманным и недирективным он
себя ни провозглашал.
В каждом из них присутствует фигура психолога,
которая при успешной работе воспринимается
клиентом как модель отношения к жизни и модель
эффективного поведения. А куда вы денете его
улыбку, кивок головы в ответ на успешное действие
клиента? А что есть групповая поддержка и
пресловутая «обратная связь? Конечно же, все это
— положительное подкрепление.
Оно присутствует и в клиент-центрированном
подходе Карла Роджерса, и в терапии, основанной
на опыте Вирджинии Сатир, и в каждом из (страшно
выговорить!) двухсот пятидесяти современных
подходов и подходиков к оказанию помощи человеку
страдающему.
Вот только гуманисты, как правило, не акцентируют
на этих подкреплениях внимания и не делают их
предметом особого описания.
Можно сказать так: подкрепление — это
универсальный, работающий инструмент. Важно
только, в чьих руках находится этот инструмент и
для чего он используется. Важна позиция
психолога, применяющего методы поведенческой
терапии в своей практике.
Вместо замечания — «Я-сообщение»
Что делать в напряженных ситуациях, когда вы
испытываете сильные негативные эмоции по
отношению к ученику? Когда он своим поведением
явно мешает вам вести урок? Когда возникает
необходимость остановить неуместное на уроке
поведение?
Думаю, самое первое — не терять самообладания,
воспринимать поведение ребенка всего лишь как
поступок. Второе — отказаться от соблазна
применить привычные замечания, которые нередко
звучат на уроках.
Давайте договоримся: мы исключаем из своего
репертуара замечания типа:
— Надя, ты бы помолчала, когда я говорю!
— Матвеев! Хватит вертеться!
— Иванов! Я тебя сейчас вышвырну из класса! Ты
знаешь об этом?
— Николаенко! Ты же не Ушаков! Умнее надо быть!
Дело в том, что все эти замечания относятся к типу
«Ты-замечаний»: каждое из них содержит
негативную оценку ученика. Но самый главный
секрет заключается в том, что все эти замечания
попросту неэффективны.
Почему? Да потому, что ставят ученика в позицию
обвиняемого и обороняющегося: у ребенка
возникает искушение, вместо того чтобы изменить
свое поведение — возразить вам, отстоять себя и в
итоге... продолжать делать то же самое. Причем
порой очень настойчиво, «назло».
Да и может ли быть иначе, если «Ты-замечания»
говорят ребенку: «Ты — плохой».
Берегите себя и ребенка: избавьтесь от обид,
уколов, обвинений.
Однако сколько ни осуждай «Ты-замечания»,
открытым остается вопрос: «Что делать, если
поведение ученика неуместно? Есть ли способы,
которые позволяют сообщить ему об этом, но не
обидеть и не унизить (а значит, и не вызвать
ответной негативной реакции)?»
Такие способы есть. Они детальнейшим образом
разработаны в гуманистической психологии.
Рассказ об одном из таких способов — его
называют «Я-сообщением», «Я-высказыванием» и
даже «Я-замечанием» — начну с довольно
пространного отрывка из статьи Т.П. Гавриловой
и Т.В. Снегиревой «К итогам работы в группах
К. Роджерса и Р. Сенфорд».
Оба автора статьи были участниками группы
интенсивного общения, которую провел во время
посещения Москвы один из основателей
гуманистической психологии Карл Роджерс.
«Самое первое впечатление, оставшееся в памяти
до сих пор, — вспоминают они, — разительный
контраст между способами общения К. Роджерса и
Р. Сенфорд, с одной стороны, и советских
участников, с другой. Мы оценивали друг друга,
анализировали мотивы того или иного поступка,
интерпретировали смысл высказываний, засыпали
говорящего вопросами, давали советы, цитировали
классиков, теоретизировали...
Случалось, говорили все разом, не слыша друг
друга. И все это ради того, чтобы помочь тем, кто
раскрывался перед группой. Не удивительно, что
наши поддержки не достигали цели, более того —
встречали резкий отпор со стороны тех, кому
адресовались.
К. Роджерс не одергивал, не поучал нас. Он
делился чувствами, которые вызывала у
него наша манера общаться: «Меня очень огорчает,
когда другие знают лучше, что чувствует сам
человек». Или: «Мне очень неуютно, когда
оценивают другого. Я тоже часто оцениваю, но не в
тот момент, когда пытаюсь помочь...».
В той искренности, с которой он выражал свое
отношение, мы чувствовали доверие к нам и
принятие нас. Общение в группе становилось все
более открытым».
Вы обратили внимание на доверительность и
искренность той «обратной связи», которую давал
Карл Роджерс членам группы? Он не делал
замечаний, а давал информацию от первого лица,
сообщал членам группы о своих собственных
чувствах по поводу того или иного из их
действий...
Это и есть фрагмент «Я-сообщений». Овладейте этим
приемом, он позволит вам научиться разговаривать
на языке чувств, говорить о своих переживаниях по
поводу того или иного поступка ребенка. Во время
«Я-сообщений» ребенку не надо обороняться: они
побуждают всего лишь встать на место взрослого,
услышать его.
Конструктивная альтернатива
Итак, «Я-сообщение» — это:
— способ вербального выражения чувств, которые
возникают у учителя в напряженных ситуациях;
— конструктивная альтернатива «Ты-замечанию»,
которое традиционно применяется для решения
конфликта через высказывание негативной оценки
в адрес другого;
— способ обозначения проблем для себя и
одновременно осознание собственной
ответственности за ее решение.
Что нужно для того, чтобы овладеть техникой
«Я-сообщения»? Конечно же, прежде всего надо
хорошо осознавать происходящее с вами «здесь и
сейчас», в настоящий момент вашей жизни: свое
тело (позу, внутренние ощущения), свои мысли, свои
чувства. Ведь не осознавая их, вы не сможете
выразить свои чувства, ясно назвать их.
Но осознавать чувства мало, надо уметь правильно
сообщить о них. Здесь и приходит на помощь
техника «Я-сообщения», разработанная Томасом
Гордоном. Как правило, такое сообщение включает в
себя три основных звена.
Первое звено — объективное,
беспристрастное описание ситуации или поведения
ребенка, которое вызывает у вас негативные
чувства (напряжение, раздражение, недовольство).
Чаще всего такое описание начинается со слова
«когда»: «Когда я вижу, что ты...»; «Когда я слышу
разговоры во время объяснения...»; «Когда я
сталкиваюсь с тем, что...».
Сразу отметим: в первой части «Я-сообщения» вам
нужно лишь констатировать факт, избежав при этом
как неясности, так и обвинительного тона и
морализаторства. Говорите о поведении ученика,
но не давайте оценку его личности.
Во втором звене «Я-сообщения» надо
четко и ясно показать, какое негативное
воздействие оказывает это поведение. Ваша задача
— помочь ребенку понять, что своим поведением он
делает кому-либо плохо, мешает, затрудняет
совместную деятельность.
В третьем звене «Я-сообщения» надо
сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по
поводу поведения ребенка («Я чувствую
раздражение, беспомощность, боль, огорчение» и
т.д.). Подчеркну: это — сообщения о чувствах от
первого лица: «Я огорчен», но не «Ты меня
огорчаешь».
Прежде чем привести развернутые примеры и
предложить вам потренироваться самостоятельно,
сделаю несколько дополнений. Усвоим, что порой
порядок второй и третьей части может меняться. И
еще: иногда в «Я-сообщении» может появиться и
четвертая часть, в которой содержится сообщение
о том, чем именно ваш партнер по общению может
заменить свое поведение.
К примеру, вы можете послать своему
непосредственному начальнику такое
«Я-сообщение»: «Когда вы делаете мне замечание
при учениках, я не знаю, как реагировать, и
чувствую обиду, опасения за свой авторитет. Если
вы хотите сделать мне замечание, делайте его
наедине».
А теперь обратимся к таблице для тренировки в
применении «Я-сообщений». В ней я сформулировала
сообщения от первого лица, которые относятся не
только к школьной жизни.
Описание
поведения данного лица,
не содержащее осуждения |
Конкретное
воздействие на меня |
Мои чувства об
этом |
Что, по-моему,
должно делать данное лицо |
Когда вы
критикуете мою работу, не говоря, в чем я ошибаюсь |
Я не знаю, как
исправиться |
и чувствую
безысходность и огорчение |
Скажите мне
конкретно, что я делаю |
Когда вы не
передаете, кто и зачем мне звонил |
Я не получаю
нужной информации |
и чувствую
огорчение |
Я был бы очень
признателен вам, если бы вы |
Когда ты
опаздываешь на урок и долго извиняешься |
Я прерываю
рассказ, слушаю тебя |
и теряю нить
рассуждений |
Пожалуйста,
постарайся приходить вовремя. А если
опаздываешь, проходи тихо на место |
Каждый раз,
когда ты говоришь мне на уроке, что ты не готов |
Мне приходится
менять план опроса,
я теряю время |
и чувствую
огорчение |
Если уж ты не
готов, сообщай мне, пожалуйста, об этом до урока |
Надеюсь, вы хорошо разобрались в
особенностях «Я-сообщений»? Значит, можно
переходить от теории к практике. Начинайте
осторожно формулировать их и постепенно вносить
в свой репертуар. На первых порах обязательно
проводите анализ применения этого приема по
такой примерно схеме:
— описание ситуации в целом;
— исходная реплика или поступок ученика, которые
«запустили» ваше «Я-сообщение»;
— дословное, точное воспроизведение вашего
«Я-сообщения»;
— анализ «Я-сообщения»: сумели ли вы точно
назвать чувство, было ли описание ситуации, было
ли указано на причины возникновения вашего
чувства в этой ситуации;
— какую реакцию вызвало ваше «Я-сообщение» у
того, кому оно адресовано (отметьте вербальные и
невербальные компоненты поведения ученика).
Продвигайтесь постепенно: чтобы в совершенстве
пользоваться «Я-сообщениями», нужна практика,
должно пройти время, пока эта форма обратной
связи станет для вас привычным, естественным
навыком общения.
Вполне может случиться, что поначалу
«Я-сообщение» покажется вам неестественным,
манерным, нелепым. А дело всего лишь в его
непривычности: такое происходит всегда при
освоении нового. Если вы учились кататься на
коньках, лыжах, осваивали искусство танца, то
хорошо знакомы с этим ощущением. А значит —
отбросьте сомнения и учитесь давать обратную
связь на языке своих чувств, применяя
«Я-сообщения».
Наталия ОСУХОВА,
кандидат педагогических наук
1 Напомним, что условно можно
выделить три типа позиций психолога при работе с
семьей: «ведущие», «реагирующие» и «чистильщики
систем».
ЛИТЕРАТУРА
1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный
подросток: Практическое руководство для
отчаявшихся родителей. — М.: Просвещение, 1991.
2. Осухова Н., Масалков И. Лайфспринг в Москве:
впечатления, проблемы,
перспективы//Социологические исследования. — 1990,
№ 7.
3. Пухова Т.И. Заметки о семинаре «PAIRS Training»:
практическое приложение искусства интимного
общения// Московский психотерапевтический
журнал. 1993, № 4.
4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986.
5. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерепия
семьи. СПб., 2001. |