Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия — это терапия посредством научения и на основе подкрепления. Она директивна, активна, ориентирована на конкретную проблему клиента. Применяться может как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Психологи, работающие методами поведенческой терапии, ориентируются не на причины нарушенного поведения, а на само нарушенное поведение. Техники и методы направлены либо на обучение новым формам поведения, либо на выправление непродуктивных форм поведения.

Приводной ремень и краеугольный камень

Ну вот, я дала определение и теперь имею право признаться: не поклонник я поведенческой терапии. Слишком хорошо помню, что корни ее уходят в классический бихевиоризм, где человек представлен исключительно как существо социальное: он тратит все свои силы на приспособление к обществу, априори несвободен и напоминает марионетку, нити от которой держит в твердой руке Его Величество Общество. Помню и то, что разработанные поведенческой терапией приемы очень любят манипуляторы и тираны всех мастей — от политических до домашних.
Однако, помню я и другое. В частности, завет П. Успенского: «Идея требует не согласия или отвержения, идея, — если это действительно живая идея, — требует понимания. Что и достигается подключением и размышлением».
А раз так, значит пора отбросить эмоции и заняться делом. Сначала выделим из руганого-переруганого бихевиоризма центральные идеи, затем основные психотехники, а уж потом определим, стоит ли их применять в своей практике и для чего.
Чтобы сделать это, придется извлечь из памяти основные идеи и понятия поведенческой психологии. Здесь человек изначально рассматривается во взаимодействии со средой. Основной предмет исследования — оперантное поведение (от англ. оperate — воздействовать).
А вот и краеугольный камень бихевиоризма — идея о том, что каждое действие, каждый поступок человека воздействует на окружающую среду и тем самым вызывает тот или иной ответ (в терминах бихевиоризма — подкрепляющие последствия), который уменьшает или увеличивает возможность повторения этого поведения.
Именно через свои «ответы на действия» среда конструирует базисный репертуар поведения (Б.Ф.Скиннер).
А теперь — сухой остаток — психолого-педагогические выводы.
1. Основной механизм формирования социального поведения — контроль и подкрепление действий и поступков со стороны среды.
2. Основной способ формирования поведения — подкрепление.
3. Чтобы сформировать желаемое поведение, надо создать и отработать до мелочей контроль и различные формы подкрепления.
А вот — «идеи в действии». Перед вами разработанный Скиннером алгоритм формирования хорошей адаптации.
Пункт первый: привести в порядок саму среду и ее факторы подкрепления (они, по мнению Скиннера, гораздо важнее уровня сознания человека, его целей, намерений и т.д.).
Пункт второй: организовать систему контроля за поведением человека и подкрепления его поведения.
Пункт третий: если вы четко и последовательно будете выполнять два первых пункта, то со временем система внешнего контроля и подкрепления перейдет «вовнутрь», станет системой самоконтроля ваших воспитанников.

Баба-яга по совместительству

Ну что же, все предельно ясно. Результат гарантирован. Надо лишь четко представлять цель, продумать средства (оперантное подкрепление!) и контролировать каждый шаг по направлению к цели. Даже если вы усвоили из всех премудростей бихевиоризма лишь эти знания, уже можно действовать.
Мой первый «бихевиоральный» опыт относится к временам почти доисторическим. Было мне тогда двадцать три года, и работала я в одной из подмосковных школ организатором внеклассной и внешкольной работы. Забавная была должность: этакая «вожатая для старшеклассников», отягощенная статусом заместителя директора по воспитательной работе.
Мало того, что я была раза в два младше большинства учителей, так они еще и «доставали» меня возмущенными жалобами «Ваши старшеклассники опаздывают на уроки!» и требованиями «срочно принять меры и навести порядок». Подразумевалось жесткое наказание виновных.
Наказывать не хотелось. К тому же мой невыносимый исследовательский инстинкт подсказывал, что «просто так ничего не бывает»: раз опаздывают, значит, есть какие-то «способствующие условия».
Что делать? Разделила я в уме всех учителей на две группы: «кто жалуется» и «у кого все в порядке» — и применила классический метод наблюдения. Оказалось, у всех жалобщиков имелась общая привычка: после звонка они еще минут на пять-десять задерживались в коридоре или на лестнице, завершая начатую на перемене беседу.
Краснея от смущения, поделилась своими наблюдениями с педагогами. И попросила их помощи: хочу, мол, экспериментально проверить, будут или нет опаздывать старшеклассники, если урок будет начинаться строго по звонку.
Мало попросить — целый месяц пришлось поработать по совместительству бабой-ягой, поторапливающей коллег. Но результат того стоил! За этот месяц у учителей появилась привычка начинать урок вовремя, а у старшеклассников напрочь исчез «навык опозданий». Такие вот дела...

Понятия и методы

Одно из самых важных понятий поведенческой терапии — подкрепление. Как известно, подкрепления бывают положительными и отрицательными. С положительными все более или менее ясно: они производятся за счет «добавления в ситуацию» чего-то (причем не обязательно приятного). Это может быть конфетка, улыбка, фраза «а я-то на тебя надеялся», из-за которой человек способен делать такие вещи, что страшно и подумать.
А вот отрицательное подкрепление (его у нас почему-то отождествляют с наказанием) — это улучшение поведения за счет устранения чего-то из ситуации, а вовсе не наказания (наказание подавляет поведение).
Есть еще один способ повлиять на поведение — оперантное «угашение», то есть нашим ответом на нежелательное поведение ребенка становится отсутствие любого подкрепления (не обращаю внимания на хныканье, и оно прекращается).
Все эти положения содержатся в работах отца-основателя бихевиоризма
Б.Ф. Скиннера. Они плавно перекочевали в поведенческую терапию (в том числе и семейную), по пути обогатившись наработками других школ, и прежде всего когнитивной психологии (А. Бандура, Д. Келли). Сегодня бихевиоральные психологи используют множество техник, которые условно можно разделить на три группы.

I. Методы, основанные на использовании оперантного обусловливания:

шейпинг, или формирование «небольшими порциями» через последовательное подкрепление;
жетонная система, использующая для положительного подкрепления деньги или очки;
контрактная система, или соглашение о том, что при определенных условиях поведение будет изменено (например, психолог заключает с родителями соглашение о том, что, как только ребенок изменит свое поведение, они также изменят свое);
обмен изменениями за вознаграждение;
тайм-аут
(прерывание) — один из наиболее резко критикуемых приемов, который предлагает наказание в виде изоляции.

II. Методы, которые используют респондентное обусловливание:

систематическая десенсибилизация;
тренинг самоутверждения;
аверсивная терапия;
сексуальная терапия.

III. Методы, заимствованные из когнитивной терапии:

«остановка мыслей»;
RET (рационально-эмоциональная терапия по А. Беку);
REBT (рационально-эмоциональная поведенческая терапия по Эллису);
моделирование (А. Бандура);
реатрибуция, или переопределение (Конферс и Филипс).

Директивно и неизменно

Однако при всем многообразии методов основной принцип поведенческой терапии остается неизменным: поведение подкрепляется его последствием (оперантное обусловливание). Отсюда следует положение, которое важно зазубрить каждому практическому психологу: поведенческий паттерн будет сопротивляться изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникают более благоприятные последствия.
Неизменной остается и позиция терапевта: по отношению к клиенту   консультант-бихевиорист выступает как ведущий1. Он директивен. Его поведение напоминает действия спортивного тренера: он четко определяет конкретную цель работы (она формулируется на поведенческом языке умений и навыков), он знает, какой паттерн поведения надо изменить, и по заранее известному ему плану изменяет именно его. Планомерно, шаг за шагом.
Таков подход как к индивидуальной работе, так и к работе с семьей. Семейные терапевты бихевиоральной ориентации считают, что причины семейных проблем — в неэффективных паттернах взаимодействия ее членов, и решение данной проблемы видят в изменении этих самых «неэффективных паттернов».
В работе с семьей отчетливо выделяются два направления: терапия проблемного поведения детей и терапия неудовлетворенности взрослых различными аспектами семейных отношений (супружескими, детско-родительскими и т.д.).
Поведенческие семейные психотерапевты не склонны изучать воздействие супружеских разногласий на поведение ребенка, напротив, они работают с той подсистемой (супружеской или родительской), в которой существует конфликт (ребенок—родитель) и есть проблема.
В качестве основного метода используется тренинг, на который приглашают либо ребенка с кем-либо из родителей, либо только родителей.
Наши соотечественники уже знакомы с образцами таких тренингов: «Тренинг эффективного родителя» Томаса Гордона, «PAIRS Training» (переводится как «практическое приложение искусства интимного общения») и «Лайфспринг».

Что нужно родителям

Остановимся подробнее на том, что ближе школьному психологу, то есть на поведенческом тренинге родителей.
Основные цели этого тренинга — повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей, распознавание и модификация паттернов эмоционально-поведенческого реагирования и их преобразование.
Так, если родители испытывают затруднения при взаимодействии со своим чадом, психолог предлагает им пройти тренировку эффективных умений (индивидуально или в группах).
Ведь, по мнению поведенческих психологов, проблема общения в семье заключается не в том, что мы говорим ребенку, а в том, как мы это делаем. Вот тренинг и ставит своей задачей научить родителей прямому, четкому, честному общению со своими детьми.
Упражнения, предлагаемые в тренинге, формализуют ситуации детско-родительского общения, в которых чаще всего и зарождаются островки эмоциональной напряженности. В ходе тренинга участники вырабатывают буквально по пунктам, с чего стоит начинать ежедневное общение, как необходимо слушать ребенка, как выражать свой гнев, как вместо привычного «Ты-замечания» применять «Я-сообщение».
Под руководством тренера папы и мамы упражняются в применении навыков эффективного взаимодействия на практике (в роли детей на начальном этапе работы выступают другие родители — члены тренинговой группы), посещают лекции, читают пособия и даже выполняют домашние задания.
На первый взгляд (особенно для россиян, привыкших полагаться на знаменитое «авось», а не на применение психотехник) все это выглядит довольно противно. Кому же хочется в семейной жизни следовать инструкциям?!
Однако система продуманного переобучения медленно, но верно делает свое дело: имея подробное пособие, а также неоднократно испробовав все описанные там приемы в своем общении (сначала — с членами группы, а потом и дома, с собственным ребенком), просто невозможно не освоить умения и не почувствовать радость от первых успехов (тоже положительное подкрепление!).
Постепенно у родителей изменяется отношение к занятиям, повышается вера в себя и свои родительские способности, улучшаются отношения с детьми и друг с другом.
Каждый из нас может привести немало жизненных примеров (ну хоть вождение автомобиля), когда после успешного освоения техники мы перестаем думать о ней и начинаем наслаждаться самим процессом. Вот в этом я и вижу главную ценность подобных поведенческих тренингов.
Насколько результативна поведенческая терапия для родителей? Вот отзыв папы и мамы, которые ее старательно и вдумчиво прошли: «Мы прошли специальный курс обучения, основанный на книге доктора Томаса Гордона «Тренинг эффективности родителя». Здесь впервые мы почувствовали реальную помощь. Этот курс положил начало нашему становлению в качестве равноправных членов собственной семьи и позволил увидеть в детях интересных, разумных и ответственных людей».
Не правда ли, этот отзыв впечатляет? Но вы «впечатлитесь» еще больше, если узнаете, что он принадлежит Роберту и Джин Байярд — авторам книги по семейному воспитанию, которая для многих родителей стала руководством к действию, помогающим пройти между Сциллой попустительства и Харибдой жесткой авторитарности и наладить отношения с собственными детьми.

При любом подходе

Я начала статью с того, что призналась поведенческой терапии в нелюбви. Однако я вынуждена констатировать, что как только речь заходит о проблемах адаптации или о навыках (и прежде всего — социальных) без поведенческой терапии обойтись невозможно.
И застенчивому подростку, и неуверенному в себе родителю недостаточно понять, что именно «не так» в его жизни. Недостаточно даже принять решение об изменении. Им необходимо знать, как именно вести себя в той или иной ситуации, и в совершенстве овладеть умениями и навыками. Потому что, как сказал еще Адлер, все наши нарушения — это устойчивые паттерны, которые не изменяются после осознания и отреагирования, а требуют длительного переучивания.
Поэтому признаем: они нужны, эти «занудные» бихевиоральные приемы, от которых порой с души воротит.
Впрочем, будем реалистами: скажем в конце концов, что поведенческие психотехники присутствуют и реально работают в любом психотерапевтическом подходе, каким бы гуманным и недирективным он себя ни провозглашал.
В каждом из них присутствует фигура психолога, которая при успешной работе воспринимается клиентом как модель отношения к жизни и модель эффективного поведения. А куда вы денете его улыбку, кивок головы в ответ на успешное действие клиента? А что есть групповая поддержка и пресловутая «обратная связь? Конечно же, все это — положительное подкрепление.
Оно присутствует и в клиент-центрированном подходе Карла Роджерса, и в терапии, основанной на опыте Вирджинии Сатир, и в каждом из (страшно выговорить!) двухсот пятидесяти современных подходов и подходиков к оказанию помощи человеку страдающему.
Вот только гуманисты, как правило, не акцентируют на этих подкреплениях внимания и не делают их предметом особого описания.
Можно сказать так: подкрепление — это универсальный, работающий инструмент. Важно только, в чьих руках находится этот инструмент и для чего он используется. Важна позиция психолога, применяющего методы поведенческой терапии в своей практике.

Вместо замечания — «Я-сообщение»

Что делать в напряженных ситуациях, когда вы испытываете сильные негативные эмоции по отношению к ученику? Когда он своим поведением явно мешает вам вести урок? Когда возникает необходимость остановить неуместное на уроке поведение?
Думаю, самое первое — не терять самообладания, воспринимать поведение ребенка всего лишь как поступок. Второе — отказаться от соблазна применить привычные замечания, которые нередко звучат на уроках.
Давайте договоримся: мы исключаем из своего репертуара замечания типа:
— Надя, ты бы помолчала, когда я говорю!
— Матвеев! Хватит вертеться!
— Иванов! Я тебя сейчас вышвырну из класса! Ты знаешь об этом?
— Николаенко! Ты же не Ушаков! Умнее надо быть!
Дело в том, что все эти замечания относятся к типу «Ты-замечаний»: каждое из них содержит негативную оценку ученика. Но самый главный секрет заключается в том, что все эти замечания попросту неэффективны.
Почему? Да потому, что ставят ученика в позицию обвиняемого и обороняющегося: у ребенка возникает искушение, вместо того чтобы изменить свое поведение — возразить вам, отстоять себя и в итоге... продолжать делать то же самое. Причем порой очень настойчиво, «назло».
Да и может ли быть иначе, если «Ты-замечания» говорят ребенку: «Ты — плохой».
Берегите себя и ребенка: избавьтесь от обид, уколов, обвинений.
Однако сколько ни осуждай «Ты-замечания», открытым остается вопрос: «Что делать, если поведение ученика неуместно? Есть ли способы, которые позволяют сообщить ему об этом, но не обидеть и не унизить (а значит, и не вызвать ответной негативной реакции)?»
Такие способы есть. Они детальнейшим образом разработаны в гуманистической психологии. Рассказ об одном из таких способов — его называют «Я-сообщением», «Я-высказыванием» и даже «Я-замечанием» — начну с довольно пространного отрывка из статьи Т.П. Гавриловой и Т.В. Снегиревой «К итогам работы в группах К. Роджерса и Р. Сенфорд».
Оба автора статьи были участниками группы интенсивного общения, которую провел во время посещения Москвы один из основателей гуманистической психологии Карл Роджерс.
«Самое первое впечатление, оставшееся в памяти до сих пор, — вспоминают они, — разительный контраст между способами общения К. Роджерса и Р. Сенфорд, с одной стороны, и советских участников, с другой. Мы оценивали друг друга, анализировали мотивы того или иного поступка, интерпретировали смысл высказываний, засыпали говорящего вопросами, давали советы, цитировали классиков, теоретизировали...
Случалось, говорили все разом, не слыша друг друга. И все это ради того, чтобы помочь тем, кто раскрывался перед группой. Не удивительно, что наши поддержки не достигали цели, более того — встречали резкий отпор со стороны тех, кому адресовались.
К. Роджерс не одергивал, не поучал нас. Он делился чувствами, которые вызывала у него наша манера общаться: «Меня очень огорчает, когда другие знают лучше, что чувствует сам человек». Или: «Мне очень неуютно, когда оценивают другого. Я тоже часто оцениваю, но не в тот момент, когда пытаюсь помочь...».
В той искренности, с которой он выражал свое отношение, мы чувствовали доверие к нам и принятие нас. Общение в группе становилось все более открытым».
Вы обратили внимание на доверительность и искренность той «обратной связи», которую давал Карл Роджерс членам группы? Он не делал замечаний, а давал информацию от первого лица, сообщал членам группы о своих собственных чувствах по поводу того или иного из их действий...
Это и есть фрагмент «Я-сообщений». Овладейте этим приемом, он позволит вам научиться разговаривать на языке чувств, говорить о своих переживаниях по поводу того или иного поступка ребенка. Во время «Я-сообщений» ребенку не надо обороняться: они побуждают всего лишь встать на место взрослого, услышать его.

Конструктивная альтернатива

Итак, «Я-сообщение» — это:
— способ вербального выражения чувств, которые возникают у учителя в напряженных ситуациях;
— конструктивная альтернатива «Ты-замечанию», которое традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого;
— способ обозначения проблем для себя и одновременно осознание собственной ответственности за ее решение.
Что нужно для того, чтобы овладеть техникой «Я-сообщения»? Конечно же, прежде всего надо хорошо осознавать происходящее с вами «здесь и сейчас», в настоящий момент вашей жизни: свое тело (позу, внутренние ощущения), свои мысли, свои чувства. Ведь не осознавая их, вы не сможете выразить свои чувства, ясно назвать их.
Но осознавать чувства мало, надо уметь правильно сообщить о них. Здесь и приходит на помощь техника «Я-сообщения», разработанная Томасом Гордоном. Как правило, такое сообщение включает в себя три основных звена.
Первое звено — объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения ребенка, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова «когда»: «Когда я вижу, что ты...»; «Когда я слышу разговоры во время объяснения...»; «Когда я сталкиваюсь с тем, что...».
Сразу отметим: в первой части «Я-сообщения» вам нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Говорите о поведении ученика, но не давайте оценку его личности.
Во втором звене «Я-сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. Ваша задача — помочь ребенку понять, что своим поведением он делает кому-либо плохо, мешает, затрудняет совместную деятельность.
В третьем звене «Я-сообщения» надо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения ребенка («Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение» и т.д.). Подчеркну: это — сообщения о чувствах от первого лица: «Я огорчен», но не «Ты меня огорчаешь».
Прежде чем привести развернутые примеры и предложить вам потренироваться самостоятельно, сделаю несколько дополнений. Усвоим, что порой порядок второй и третьей части может меняться. И еще: иногда в «Я-сообщении» может появиться и четвертая часть, в которой содержится сообщение о том, чем именно ваш партнер по общению может заменить свое поведение.
К примеру, вы можете послать своему непосредственному начальнику такое «Я-сообщение»: «Когда вы делаете мне замечание при учениках, я не знаю, как реагировать, и чувствую обиду, опасения за свой авторитет. Если вы хотите сделать мне замечание, делайте его наедине».
А теперь обратимся к таблице для тренировки в применении «Я-сообщений». В ней я сформулировала сообщения от первого лица, которые относятся не только к школьной жизни.

Описание поведения данного лица,
не содержащее осуждения
Конкретное воздействие на меня Мои чувства об этом Что, по-моему,
должно делать данное лицо
Когда вы критикуете мою работу, не говоря, в чем я ошибаюсь Я не знаю, как исправиться и чувствую безысходность и огорчение Скажите мне конкретно, что я делаю
Когда вы не передаете, кто и зачем мне звонил Я не получаю нужной информации и чувствую огорчение Я был бы очень признателен вам, если бы вы
Когда ты опаздываешь на урок и долго извиняешься Я прерываю рассказ, слушаю тебя и теряю нить рассуждений Пожалуйста, постарайся приходить вовремя. А если опаздываешь, проходи тихо на место
Каждый раз, когда ты говоришь мне на уроке, что ты не готов Мне приходится менять план опроса,
я теряю время
и чувствую огорчение Если уж ты не готов, сообщай мне, пожалуйста, об этом до урока

Надеюсь, вы хорошо разобрались в особенностях «Я-сообщений»? Значит, можно переходить от теории к практике. Начинайте осторожно формулировать их и постепенно вносить в свой репертуар. На первых порах обязательно проводите анализ применения этого приема по такой примерно схеме:
— описание ситуации в целом;
— исходная реплика или поступок ученика, которые «запустили» ваше «Я-сообщение»;
— дословное, точное воспроизведение вашего «Я-сообщения»;
— анализ «Я-сообщения»: сумели ли вы точно назвать чувство, было ли описание ситуации, было ли указано на причины возникновения вашего чувства в этой ситуации;
— какую реакцию вызвало ваше «Я-сообщение» у того, кому оно адресовано (отметьте вербальные и невербальные компоненты поведения ученика).
Продвигайтесь постепенно: чтобы в совершенстве пользоваться «Я-сообщениями», нужна практика, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для вас привычным, естественным навыком общения.
Вполне может случиться, что поначалу «Я-сообщение» покажется вам неестественным, манерным, нелепым. А дело всего лишь в его непривычности: такое происходит всегда при освоении нового. Если вы учились кататься на коньках, лыжах, осваивали искусство танца, то хорошо знакомы с этим ощущением. А значит — отбросьте сомнения и учитесь давать обратную связь на языке своих чувств, применяя «Я-сообщения».

Наталия ОСУХОВА,
кандидат педагогических наук


 1 Напомним, что условно можно выделить три типа позиций психолога при работе с семьей: «ведущие», «реагирующие» и «чистильщики систем».

ЛИТЕРАТУРА

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. — М.: Просвещение, 1991.
2. Осухова Н., Масалков И. Лайфспринг в Москве: впечатления, проблемы, перспективы//Социологические исследования. — 1990, № 7.
3. Пухова Т.И. Заметки о семинаре «PAIRS Training»: практическое приложение искусства интимного общения// Московский психотерапевтический журнал. 1993, № 4.
4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986.
5. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерепия семьи. СПб., 2001.