ПЕРСПЕКТИВЫ И ТУПИКИ
О программированном обучении психологии
В последние годы высшее психологическое
образование в нашей стране переживает
невероятный подъем. Все новые кафедры,
факультеты и даже новые вузы растут как грибы
после дождя. Число желающих получить диплом
психолога множится в геометрической прогрессии.
Тех, кто зарабатывает свой хлеб преподаванием
психологии, складывающаяся ситуация должна бы
радовать — ведь при известном проворстве хлеб
обещает оказаться очень сдобным. Однако многих
она, напротив, настораживает. Слишком уж
напоминает историю строительства финансовых
пирамид, когда период всеобщей эйфории неизбежно
сменился отчаянием: платить дивиденды
размножившейся армии вкладчиков стало просто
нечем.
СПЕЦИАЛИСТЫ НА ПОТОКЕ
В области психологии первые настораживающие
признаки уже налицо: новоиспеченным
дипломированным специалистам не так-то просто
найти достойную работу.
Объяснение этому отчасти видится в том, что
специалисты, производство которых сегодня
поставлено на поток, зачастую оказываются мало
пригодны к решению насущных психологических
проблем.
Похоже, система психологического образования,
наращивая валовое производство, начала упускать
из виду принципиальную проблему качества
профессиональной подготовки. И некоторые новые
веяния, преподносимые как последние достижения в
сфере педагогических технологий, кажется, еще
более углубляют наметившуюся негативную
тенденцию.
Прежде чем более подробно поделиться своими
размышлениями по данному вопросу, специально
отмечу: все приводимые ниже суждения очень
субъективны, принадлежат лишь автору этих строк
и не претендуют на роль истины в последней
инстанции.
Впрочем,
любой здравомыслящий психолог, вероятно, отдает
себе отчет в субъективности своей позиции по
любому вопросу. Ибо достижима ли объективная
истина в психологии и существует ли она? Одной из
попыток ответить и на этот вопрос служат, в
частности, эти строки.
На протяжении последних лет мне, как
преподавателю, приходится много работать со
студентами, получающими высшее психологическое
образование заочно. Много — в смысле со многими,
о напряженной длительной работе с каждым потоком
тут речь не идет.
Система заочного образования построена таким
образом: дважды в год студенты собираются в
стенах вуза, чтобы прослушать краткие курсы
установочных лекций по нескольким предметам —
от 6 до 18 академических часов на каждый предмет.
Понятно, что никакой полный академический курс в
такой форме не может быть представлен
исчерпывающе.
Задача преподавателя состоит не в том, чтобы
сообщить студентам как можно больше сведений
(даже назывная скороговорка никакой курс не
покроет), а в том, чтобы сориентировать их в
направлении самостоятельной работы, задать
принципиальные установки, указать источники
приобретения знаний и прокомментировать
особенности работы с ними.
Снабженные этими установками, студенты
расходятся на полгода, чтобы самостоятельно
осваивать указанные источники, а в следующую
сессию отчитаться о проделанной работе.
Студенты-заочники — люди взрослые, работающие,
причем многие уже работают психологами —
преимущественно в системе образования.
Возвратившись из учебного отпуска на свое
рабочее место, они приступают к исполнению
профессиональных обязанностей и, как правило, за
самостоятельную учебную работу принимаются за
неделю до следующей сессии, накануне
предстоящего экзамена.
Понятно, что к экзамену многие оказываются
подготовленными очень плохо. Преподавателю
волей-неволей приходится снижать критерии
оценки, в противном случае — если оценивать
знания более или менее объективно — студентов у
него вообще не останется. Вернее, останутся
единицы. Что, по моему мнению, было бы совсем
неплохо, так как именно эти единицы,
потрудившиеся вникнуть в изучаемый предмет, и
имеют право в итоге назваться профессионалами.
«ВЫУЧИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!»
Признаюсь, лично для меня общение с этими
единицами и наполняет смыслом мою
педагогическую деятельность. Общаться с ними мне
приятно, интересно и легко, и хочется надеяться,
что такое отношение взаимно, хотя все и
происходит в рамках экзаменационной процедуры.
Просто эту процедуру я расцениваю не столько как
отчетную, сколько как учебную, то есть
восполняющую предшествующий дефицит личного
общения по поводу изучаемого предмета.
При этом сдача экзамена фактически превращается
не в отчет, а в разговор, для которого вопросы
экзаменационного билета становятся лишь
поводом. И критерием итоговой оценки выступает
даже не столько правильность или неправильность
ответа, сколько сформированность личных
представлений об изучаемом предмете, его
осознанность и прочувствованность.
Формальные знания тут, разумеется, являются
необходимым компонентом, но отнюдь не
достаточным. В конце концов, образование
представляет собой то, что остается в голове,
когда забывается все, чему нас учили (эта мысль
повторена многими мудрыми людьми — начиная с
Джорджа Галифакса в XVIII веке и кончая Б.Ф.
Скиннером в середине века минувшего).
И ценность образования — именно в этом сухом
остатке, а не в громадье фактов, которые
неизбежно забудутся. Когда я чувствую, что этот
остаток хотя бы начал складываться в голове
студента, высокую оценку ставлю без колебаний.
Правда, колебания иногда возникают, когда я
заношу руку над зачеткой и вижу, что по каким-то
другим психологическим дисциплинам студент, к
моему недоумению, заслужил оценки гораздо иже.
Однажды я рискнул поинтересоваться, отчего
студентка, которая ответила мне, на мой взгляд,
блестяще, за пару дней до того заслужила тройку
по предмету, казалось бы, не более трудному. В
ответ она рассказала очень интересную историю.
К тому экзамену она готовилась по учебнику,
который хоть и не был рекомендован
преподавателем, но покрывал большинство
вопросов данного курса. Ответ на вопрос
доставшегося билета она хорошо помнила, так как
прочитала его буквально накануне, и без запинки
доложила.
Экзаменатор недовольно поморщился:
— Откуда вы это взяли?
— Так написано в книге NN.
— А известно ли вам, что я не согласен с этим
автором?
— ...
— Так вот, пойдите и выучите правильный ответ!
ДВАЖДЫ ДВА В ПСИХОЛОГИИ
Боюсь, сам я, проработав в психологии четверть
века и освоив, без преувеличения, сотни
разнообразных источников, не смог бы получить
высокую оценку у этого придирчивого
экзаменатора. Ибо, признаюсь, далеко не на каждый
вопрос знаю «правильный» ответ. Более того, я
вообще не уверен, что таковые существуют.
Задумайтесь, как ответили бы на вопрос, скажем, о
природе бессознательного последователи Жане,
Юнга или Узнадзе? Чей ответ признать правильным?
Это в естественных науках дважды два — всегда
четыре. Психология тут стоит особняком. В ней
каждый вопрос специфичен тем, кто его задает и
кто отвечает. Без личностного опосредования и
вопрос и ответ превращаются в фикцию.
Такие размышления возникли у меня после того, как
мною было получено соблазнительное предложение
принять участие в создании программированного
учебника по истории психологии для системы
дистантного образования.
Образец такого учебника (на примере курса
экономики) был предложен потенциальным авторам.
Были также сформулированы четкие критерии
эргономичности текста — компактность, дробление
на смысловые единицы и т.п. (надо ли говорить, что
с учетом этих критериев 99% психологической
классики остается только сдать в утиль).
Оставалось по предложенной схеме выстроить
собственный курс, с тем чтобы любой желающий смог
его самостоятельно освоить с помощью жесткого
диска или Интернета.
Степень освоения выявлялась с помощью тестовых
заданий: набрав необходимое количество
правильных ответов на поставленные вопросы,
учащийся может переходить к следующему разделу.
И снова — «правильные» ответы!
МУЗЫКАНТ ИЛИ ТАПЕР?
Помню, в далеком детстве меня, как всякого
«мальчика из хорошей семьи», учили музыке, точнее
— игре на фортепиано. И это несмотря на то, что
полное отсутствие музыкальных способностей
стало очевидно почти сразу же.
Теперь мне ясно, что обучение строилось в чисто
бихевиоральной парадигме — как формирование (с
помощью подкрепления) механического навыка
правильно нажимать на клавиши. Понятно, что навык
быстро угас, как только перестал подкрепляться.
Сегодня, несмотря на несколько лет
самоотверженной учебы, я не в состоянии
воспроизвести на клавишах даже «Собачий вальс»,
хотя в свое время бренчал довольно бойко.
А ведь психолог — он в чем-то сродни музыканту.
Музыкантом не становятся посредством научения.
Разве что тапером.
Из десятка приглашенных авторов от предложения
отказался я один. Остальные, видимо, сочли, что их
курсы вполне можно преподать по образцу правил
уличного движения.
Действительно, есть вещи, которым с помощью
программированного учебного пособия можно
научить блестяще. Там, где необходимо умение
отличать красную кнопку от синей, эта методика
поистине незаменима. Но я никогда не соглашусь,
что таким образом можно преподать психологию.
Знание психологии — это прежде всего личностное
знание. Любое программированное учебное пособие
строится на принципах поведенческой психологии,
которая, как известно, личность практически
игнорирует или, по крайней мере, сводит ее к
определенному репертуару поведения.
Сегодня мы уже имеем предостаточно
«специалистов», чья квалификация сводится к
обширному репертуару инструментальных ухваток.
С появлением новых пособий (можно не сомневаться,
что казенные средства будут успешно освоены)
число таких специалистов еще более возрастет.
Вот только вряд ли они знают, что такое
Вавилонская башня и к каким последствиям привели
попытки ее строительства. Древние строители не
учли, что путь к небу вымощен духовными усилиями,
а не кирпичами.
Нынешние, похоже, повторяют ту же ошибку.
Сколько мне пришлось выслушать упреков в
отсталости и косности! Мол, времена — они
меняются.
На это могу лишь возразить: когда они с
очевидностью меняются к худшему, самым достойным
выходом будет в этом не участвовать.
Даже пьесы на краю,
Даже несколько за краем
Мы играем роль свою
Даже тем, что не играем. |
(И. Губерман) |
Сергей СТЕПАНОВ |