Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2003


ИГРОТЕКА

ТРЕНИРОВКА ПОВЕДЕНИЯ

Тренировка поведения — центральный прием бихевиорального обучения.
Именно бихевиоральной традиции социально-психологического обучения мы обязаны упражнением «Три позиции». Оно направлено на тренировку трех основных видов социального поведения: уверенного, неуверенного и агрессивного. Найдена и чрезвычайно удобная форма для его проведения: в тройках, участники которых занимают позиции игрока, подыгрывающего и наблюдателя-эксперта.

Тематическая разминка
«Карусель»

Очень хорошо зарекомендовала себя психодраматическая «мельница»: участники образуют два круга с равным числом участников, встают лицом друг к другу и разыгрывают в парах маленькие диалоги-ситуации, которые задает ведущий. После каждого диалога внешний круг делает несколько шагов (например) по часовой стрелке, меняет партнера, и разыгрывается следующий эпизод.
Для разыгрывания могут быть предложены такие ситуации:
(1) диалог контролера и «зайца» в электричке или автобусе; (2) разговор продавца и покупателя;
(3) разговор двух детей: именинника, которому подарили долгожданную игрушку, и его гостя; (4) разговор двух старых приятелей: один признается другому в мелком грешке, совершенном много лет назад, и т.д.
Разминка анализируется с точки зрения вариантов поведения, выбранных участниками, их самочувствия в этой позиции, чувств, возникших в ответ на поведение партнера.

Анализ вариантов поведения с точки зрения
уверенности — агрессивности
«Холодный суп»

Это упражнение проводится после краткой теоретической части, во время которой тренер объясняет значение терминов «уверенный (ассертивный)», «неуверенный (пассивный)», «агрессивный», «манипулятивный».
Участники садятся полукругом. На полу треугольником растягивается шнур, по его углам и на середине одной из сторон лежат карточки со словами «уверенный», «неуверенный», «агрессивный», «манипулятивный».
Линии, соединяющие различные виды поведения, являются континуумом, на нем располагаются переходные формы поведения: от манипулятивного к неуверенному и агрессивному, от неуверенного — к уверенному и т.д.

Тренер предлагает для обсуждения следующую ситуацию:
Вас попросили обсудить деловые вопросы с важным клиентом, и вы пригласили его в дорогой ресторан. И ваш клиент, и вы заказали себе первое блюдо. Cуп оказался холодным. Клиента пригласили вы, значит, вы являетесь хозяином и чувствуете, что должны что-то предпринять.
Каждый участник получает карточку, на которой написана возможная реакция на создавшееся положение. Участникам предлагается поместить доставшиеся им карточки в пространстве треугольника и обосновать свое решение. Группа может задавать вопросы каждому участнику и обсуждать его выбор.
Содержание карточек:
1. Спросите официанта: «Этот суп подается холодным?»
2. Отставьте тарелку в сторону.
3. Встаньте и покиньте заведение.
4. Громко, так, чтобы это услышали и официант, и другие посетители, произнесите: «Это последний раз, когда я сюда кого-то привожу!»
5. Скажите официанту: «Я хотел бы поговорить с менеджером».
6. Скажите официанту: «Суп отвратителен. Унесите его и немедленно подайте нам что-нибудь более съедобное».
7. Спросите официанта: «Милейший, а что случилось с вашей электроплитой?»
8. Сделайте вид, что все в порядке, и ешьте суп.
9. Скажите официанту: «Этот суп холодный. Пожалуйста, замените его».
10. Скажите официанту, что вы хотели бы вычесть стоимость супа из счета.
11. Спросите у вашего клиента, не желает ли он пожаловаться.
12. Когда официант придет убирать тарелки, скажите: «Извините меня, но я боюсь, что мы не смогли доесть суп. На вкус он не плох, но он был не очень теплым — совершенно холодным, я имею в виду!»

Во время общего обсуждения анализируются варианты уверенного поведения и примеры из собственной жизни, когда участники смогли использовать данный вариант.

Анализ невербальных различий
«Язык тела»

Это упражнение позволяет понять невербальные различия основных видов социального поведения, прочувствовать уверенность на уровне собственного тела.
Группа делится на мини-группы по три-четыре человека. Им предлагается представить: они только что были вызваны к начальнику или приглашены на собеседование (можно предложить и другой вариант).
Упражнение выполняется по очереди. Сначала непосредственный участник будет сидя демонстрировать с помощью невербальных знаков неуверенное, затем — агрессивное поведение. Коллеги могут включаться в работу, предлагая дополнительные способы невербального поведения, при помощи которых можно выразить пассивность или агрессивность. После этого тот же участник должен принять обычную позу — такую, которая была бы для него естественной в подобной ситуации, — и получить от группы обратную связь о том, как воспринимается такая поза.
Наконец, при помощи других членов группы участник (сидя) постарается принять такую позу, которая выглядит в его исполнении максимально открытой, комфортной для него и уверенной.
Каждый член мини-группы проходит все четыре описанные стадии. А затем все повторяется снова, только теперь — стоя.
Основной пафос упражнения в том, чтобы нащупать свободную, уверенную, открытую позу, которую можно было бы принимать независимо от сложности ситуации.

Примерка различных вариантов поведения
«Упражнение в тройках»

Это классическое упражнение на исследование различных вариантов поведения, которое подарено миру бихевиоральной традицией социального научения.
В каждой тройке участники делятся на «игрока», «подыгрывающего» и «наблюдателя».
Инструкция «игроку»:
Ситуация предполагает ваш диалог с другим персонажем. Его будет исполнять «подыгрывающий». Предложенную ситуацию вы разыграете с ним три раза. Сначала вы будете вести свою партию из позиции «сверху». Давите, требуйте, грубите, угрожайте, насмехайтесь, будьте очень настойчивы. Как бы ни вел себя ваш партнер, пытайтесь все время лидировать в общении, чувствовать себя «над ним».
Через 3-4 минуты остановите диалог, немного помолчите и еще раз проиграйте всю сцену с самого начала из позиции «снизу». Заигрывайте, просите, чувствуйте себя слабым и зависимым, уступайте, входите в положение другого. И так — 3-4 минуты.
Наконец, после небольшого молчания, проиграйте ситуацию в позиции «на равных». Чувствуйте себя уверенно. Помните о том, что ваши цели важны и значимы лично для вас. Но отнеситесь уважительно к партнеру, его целям и проблемам. Найдите верный тон, нужную позу, доброжелательные и уверенные слова.
Проиграв ситуацию три раза, обсудите ее в тройке: как вы чувствовали себя, в какой роли вам было комфортно, из какой роли вам хотелось поскорее выйти.

Инструкция «подыгрывающему»:
В предложенной мною ситуации вы будете партнером игрока, вторым участником диалога. Но, в отличие от игрока, вы не имеете никаких ограничений в поведении. Расслабьтесь, максимально включитесь в ситуацию, настройтесь на партнера, реагируйте на его слова так, как вам сейчас хочется. Если он вас разозлил — злитесь, обидел — обижайтесь; если его реакции растрогали вас — уступите своим добрым порывам. Желательно во время эпизода краешком своего сознания фиксировать, какие именно слова, жесты партнера создали тот или иной ваш настрой, почему поменялось отношение к партнеру.
Инструкция «наблюдателю»:
У вас сложная двойная задача. С одной стороны, вы выполняете функцию внимательного, пытливого исследователя. Фиксируйте про себя, для того чтобы потом поделиться с партнерами, какие особенности в их поведении вы заметили, как развивался сюжет и какие тому были причины. Ваш рассказ будет чрезвычайно полезен игрокам, которые увлекутся содержательной стороной происходящего и пропустят многие психологические моменты в себе и партнере. С другой стороны, вашей задачей будет следить за тем, насколько точно игрок выполняет ту или иную задачу. Если вы считаете, что он уходит в другую социальную роль, останавливайте игру. Опишите игроку, что именно, с вашей точки зрения, произошло, помогите ему найти нужные поведенческие ходы для каждой из трех позиций.
Все участники тройки должны побывать в роли игрока, его партнера и наблюдателя.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук