Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

«ПОЙМИТЕ НАС, ПОВЕРЬТЕ НАМ!»

Здравствуйте, уважаемая редакция «Школьного психолога»!
Пишет вам школьный психолог из дальней российской глубинки.
Наше село стоит на живописном берегу реки Устьи, дающей название всему нашему сельско-лесному району — Устьянскому, что находится на юге Архангельской области. Жизнь на селе, где взрослым очень трудно устроиться на работу (есть работа в лесопунктах за 10–20 км или на с/х предприятии без регулярной выплаты зарплаты), накладывает на умы и представления детей довольно колоритный отпечаток, пронесенный через рекламно-боевую призму первых двух каналов телевидения (остальные не принимаются, но и этого достаточно).
Дети нашей школы, мои дети — это ранняя самостоятельность, часто обязательная: в лесу, на огороде, с техникой (у кого есть возможность, то первая настоящая «игрушка» — это не компьютер, а мотоцикл, отцовский или уже переданный на собственное попечение). Семей, где хотя бы один из родителей имеет отношение к интеллигенции или получил высшее или среднее специальное образование, становится все меньше и меньше. Наряду с этим молодые семьи уже давно не живут, как это было раньше, в деревнях, со старшими, то есть с бабушками и дедушками, а формируют свой, часто слишком свободный стиль воспитания.
Моя почти 10-летняя работа в школе — это не только и не столько находки, сколько поиск, а поначалу — доказательство твоей необходимости в школе.
По первому образованию я дошкольный педагог и психолог, закончила Череповецкий государственный педагогический институт. Работала воспитателем в детском саду. Это были благодатные годы. Предприятие не жалело средств на детей, и не только на питание.
В самое перестроечное время закончила Московский государственный открытый педагогический университет, перешла в школу на должность социального педагога, а потом психолога. В детском саду перед уходом защитилась на 14-й разряд. Что интересно — в школе начала с 8-го. Значит, надо было учиться. Учиться работать. Этот процесс продолжается и сейчас.
Еще во время учебы в университете мое внимание привлекли вопросы отношений детей в школьном коллективе, принадлежности к группе, умения вступать в контакт, видеть недостатки одноклассников и жить рядом, смиряясь с этими недостатками и помогая друг другу.
Вопрос о жизни в школьном коллективе не возник на пустом месте. Дело в том, что, еще учась в университете, я работала учителем начальных классов. Сейчас мои дети в 8-м классе. И до сих пор это мои дети, я их классный руководитель.
Но я забежала вперед. Пока у меня обычный 2-й класс. Семьи в основном с низким социальным статусом. Наблюдения за детьми, результаты несложных методик (пиктограмма, рисунок семьи и др.) показывают, что потребность в общении у большинства моих учеников не удовлетворяется; дети недополучают полноценных эмоциональных контактов в семье, в общении со сверстниками.
На помощь пришла технология, описанная в книге Л. Кумекер и Дж. Шейн «Свобода учиться, свобода учить».
Сразу скажу, что абсолютно все советы реализовать не удалось, поскольку очень часто мы возвращались к одним и тем же темам. Предложенная авторами программа для американской школы рассчитана на один год — 1-й класс. В моей практике особенно интенсивное ее применение пришлось на 2, 3-й, отчасти 4-й классы четырехлетней школы.
Организация занятий имела некоторую сложность, поскольку они просто не были предусмотрены учебным планом нашей общеобразовательной школы.
Но собрания классного сообщества (СКС) с их дискуссиями, созданием таблиц, написанием «Книги больших идей» — своеобразного социального договора — позволили сформировать климат класса. Дети получили стабильные и недвусмысленные возможности самим искать решение собственных проблем, конечно, с помощью старшего, взрослого.
Возможно, это интересно, и я назову некоторые темы наших СКС. Дополнительно во все занятия включались игры тренингового характера на проявление внимания, доверия, на тактильный контакт и групповую сплоченность.
Итак, сначала была красочно оформлена «Книга больших идей» с именами всех детей. Ритуал подписи каждого как свидетельство обещания выполнять этот договор произвел на моих восьмилеток большое впечатление.
Следующие несколько СКС — это «Общешкольные правила безопасности». Мы не вводили их в готовом виде, а обсуждали их необходимость, обсуждали ситуации беды, говорили, что дети для нас слишком дороги и мы не хотим, чтобы они ушиблись, получили травму. Потом принимали решения, какие правила будем выполнять, как их запомнить (через создание рисуночных знаков, выполненных детьми, а не готовых и помещенных на доску).
При обсуждении темы «Что опасно для вашей жизни?» помогла ТРИЗовская методика.
Вот темы некоторых других СКС:
«Потребность в безопасности», где ученики, заполняя лист собственной рукой, писали:
Мы (ученики) будем пытаться:
— вести себя дружески;
— играть с новыми друзьями;
— говорить друг другу о том, что мы друг другу нравимся;
— выполнять всю нашу работу;
— давать всем возможность поиграть.

И учитель писал:
Я (учитель) буду пытаться:
— так планировать время в течение дня, чтобы вы могли поработать друг с другом;
— говорить вам, что я вас люблю и почему я вас люблю;
— обучать вас разрешать проблемы и т.д.

«Как приобрести и сохранить друзей».
«Наши физические потребности».
«Обсудим проблему, пока она не переросла в огромный конфликт».
«Идеальных людей не бывает».
Последняя тема вызвала такой поток откровений о скрытых промахах (это и промоченные в луже ноги с последующим самостоятельным разжиганием костра для просушки, и попытка покачаться на льдине, прибитой к берегу ледоходом, и невыученный урок), что это уже само по себе кричало: «Поймите нас, примите нас, поверьте нам». Пережив (высказав) вину, они получали поддержку и от меня, их учителя, и от сверстников.
Описанная выше работа во 2–4-х классах помогла новым ребятам безболезненно войти в коллектив, а старожилам — принять новичков из окрестных сельских школ.
Повторюсь, что дети мои уже в 8-м классе. И мы продолжаем вместе решать возникающие вопросы. Сейчас они несколько другого плана.
Я — школьный психолог всей школы. И именно вопросы сопровождения учащихся на этапах поступления в 1, 5 и 10-й классы являются для меня приоритетными. Особенно меня волнует 5-й класс. С ними я провожу «Корреспондентский марафон» (моя модификация этого упражнения описана в № 6 «Школьного психолога»).
Уважаемые коллеги! Неоценимым помощником в планировании и проведении моей работы является ваша газета. Практические советы с теоретическим обоснованием Марины Битяновой помогают логично вписывать в программы работы личные находки. Я уже говорила о непоследовательности моего письма — это от переизбытка чувств. Если бы не газета, работа моя была бы путешествием в дремучем лесу. Каждый сентябрь (да и в течение всего года) возвращаюсь к материалам, касающимся нашей профессиональной деятельности. Будоражат ум и чувства вступительные статьи на первой странице, прислушиваюсь к коллегам, к их личному опыту, применяю практические материалы.
В 2000 году провела Неделю психологии с «Днем Радуги», «Следопытами», с проектом «Мы строим школу», с «забором» мудрых мыслей и почтовым ящиком для проблем и достижений.
Если взяться за описание откликов — это будет отдельная работа.
Ну что ж, спасибо, что выслушали. Это очень важно, поскольку общение с коллегами происходит не так уж часто. У нас работает районное методическое объединение школьных психологов, собираться удается 3–4 раза в течение учебного года, но мы перезваниваемся, делимся находками и методической литературой.
Работать трудно. Самый сложный контингент — педагоги. По следам статьи из «Школьного психолога» «Нам не жить друг без друга» пыталась организовать планирование работы, но получилось лишь индивидуально. В основном, к психологу обращаются, когда проблема уже переросла в конфликт. Все-таки я не останавливаюсь. Только загадывать не буду.
Работать трудно и в техническом плане. Трудно доказать, что для занятий нужна бумага и хотя бы 12–15 коробок цветных карандашей, что это нужно сейчас, а не завтра, и т.д.
Уважаемые коллеги! Разрешите пожелать вам всего доброго, творческой удачи и сил.

С уважением

Ирина ПЕНЬЕВСКАЯ,
педагог-психолог,
с. Строевское, Архангельская обл.