Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2003


ТЕТ-А-ТЕТ

КОГО МНЕ СЛУШАТЬ?

Мы можем властвовать над тем
и контролировать все то,
с чем мы себя отождествляем.

Р. Ассаджиоли

Не секрет, что для многих подростков их сознание становится полем боя, на котором борются за власть различные внутренние голоса, по Р. Ассаджиоли — субличности.
В соответствии с множеством образов собственного «я» дети и строят свое поведение в различных ситуациях. Поэтому мы часто можем видеть, как в одном ребенке одновременно уживаются неуверенность в себе и самоуверенность, чувственность и черствость, порой доходящая до жестокости, застенчивость и развязность, борьба с авторитетами и обожествление кумира, романтическое фантазирование и сухой инфантилизм.
Личность подростка приобретает деструктивный характер, если соединяет себя только с одним качеством (особенно если оно отрицательное). Однако нежелательное поведение нельзя остановить волевым усилием. Ребенку нужно помочь найти альтернативный, лучший способ собственной реализации.
Поэтому подростка надо учить анализировать свои внутренние побуждения и понимать себя, свое «я», усиливать его, чтобы это «я» могло решать конфликты между субличностями.
Когда все субличности работают вместе, преследуя одну цель, то у ребенка появляется уверенность в собственных силах, энергия для преодоления трудностей, доступ к своим собственным ресурсам. Работа с субличностями помогает в решении многих подростковых проблем. Среди них — неуверенность в себе и в собственных силах, различного рода страхи, зависимости, проявление агрессии и аутоагрессии, трудности в межличностном общении, сложности с самоидентификацией и самопринятием и т.д.

СХЕМА РАБОТЫ

I. Беседа

С ребенком обсуждается создавшаяся ситуация.
Вспомни, когда ты в последний раз оказался в подобной ситуации? Постарайся представить ее
как можно более подробно. Что ты видел, слышал, чувствовал? Какие мысли у тебя возникали? Какие стороны твоей личности проявились?

В процессе этой работы подросток учится анализировать, идентифицировать и распознавать свои внутренние голоса.
Количество и особенности субличностей могут быть разными у разных людей, и поэтому ребенку нужно самому назвать каждую из них, дать ей свое индивидуальное имя.
Часто подросток оказывается перед дилеммой: какую часть своей личности, какой внутренний голос слушать в определенный момент? Ведь наши субличности воплощают в себе самые разнообразные ценности, преследуют различные интересы, имеют разнонаправленные намерения, из-за чего вступают в конфликт друг с другом.
Когда же ребенок распознает свои основные субличности, то он обретает возможность узнать свои разные и противоречивые стороны, может как бы отстраниться от них и понаблюдать со стороны.

II. Прорисовка субличностей

Здесь возможны два варианта работы. Если подросток выделяет 2—3 составные части личности, то я предлагаю ему нарисовать их образы.
Если же ребенок называет много субличностей, то составляем их список, а затем размещаем в круге, который представляет собой образ личности.
Нарисуй круг. Это ты, твоя личность. Размести в нем составные части твоей личности, определи, какое место занимает каждая их них. Они располагаются внутри круга или выходят за его пределы? В какой цвет можно окрасить каждую субличность?

III. Разговор с субличностью

Предлагаю выбрать ту субличность, с которой ребенок хотел бы прояснить свои отношения (техника «Два стула»).
Эта работа дает возможность осознать, какое место занимает та или иная субличность в личности подростка, понять их динамику и взаимосвязь.
В процессе работы название некоторых частей личности, в том числе и самых важных, могут меняться по мере того, как ребенок точнее проясняет для себя, чего же хочет каждая субличность, как действует и почему меняется.
Часто происходит создание нового «я» подростка, в котором смешиваются образы «я» — «хорошие» и «плохие». В результате новый образ становится устойчиво «хорошим», что самым непосредственным образом сказывается на его поведении и деятельности.

IV. Отслеживание результатов работы

Предлагаю детям вновь нарисовать образы или круг субличностей. Выявляются и обсуждаются изменения.

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ

Мальчик, 12 лет

Обращение по поводу агрессивного поведения в отношениях с одноклассниками.
Ребенку в ходе работы было предложено нарисовать образ своего состояния, возникающего во время драки, до и после нее. В результате возникли три составляющие его личности: кот, собака и лев (рис. 1).
Кот — мягкий покладистый, собака — дружелюбная, лев — разъяренный. По словам мальчика, чаще присутствует лев, хотя внешне это может и не проявляться.
Кот появляется в общении со знакомыми людьми, однако не со всеми. Мягкие отношения складываются с меньшей частью одноклассников.
Перед выполнением упражнения «Два стула» мальчик заявил, что хотел бы избавиться от льва. Однако в результате проговора выяснилось, что тот является защитой, когда ребенок не уверен в себе.
Между мальчиком и его субличностью был заключен договор, по которому лев дает мальчику свободу в обмен на доверие к себе, свободу до тех пор, пока он будет обдумывать свое решение. Теперь лев будет приходить на помощь только по просьбе подростка. Изменился характер льва, он стал не разъяренным, а сильным, уверенным.
Свое внутреннее состояние подросток определил словом «свобода». Беседа выявила у него неадекватное восприятие уверенного поведения, и в дальнейшем работа велась в этом направлении. Впоследствии у мальчика наблюдалась положительная динамика во взаимоотношениях и в поведении.

Мальчик, 11 лет

Повод обращения — трудности в учебной деятельности.
В беседе с мамой выяснилось, что ребенок развивался нормально, однако при переходе в 5-й класс мальчик стал нервным, неуверенным в себе, появились страхи, невербальные проявления которых наблюдались в разговоре с ним.
Я спросила, когда возникает страх. По его словам, страх выходит за пределы «я», окружает его. Начинается в виде боли в затылочной части, а затем расширяется и увеличивается. Внутри как бы происходит спор между «плохой» и «хорошей» частью.
Я предложила соединить каждую часть с каким-либо образом. «Хорошая» оказалась белым единорогом, который в последнее время часто приходит к мальчику во сне, «плохая» — большим булыжником. Образы были нарисованы (рис. 2, 3).
Прояснить отношения хотел бы с обоими. Разговор начал с единорогом.
— Почему ты не помогаешь мне в борьбе с булыжником, позволяешь ему подчинять меня себе? Ведь проблемы у меня могут появиться и в жизни, не только в учебе.
— Потому что ты мне не помогаешь, мне мешает твоя лень. Мне нужна твоя помощь в борьбе с булыжником.
Потом я спросила ребенка:
— Готов ли ты помочь единорогу?
— Да, хотя это будет очень трудно.
— Готов ли ты взять ответственность за борьбу с ленью на себя?
— Да, я постараюсь.
— Постараюсь или готов?
— Готов.
— Обратись к булыжнику, что бы ты хотел ему сказать?
— Мне ему сказать нечего.
— Может быть, есть какие-то пожелания?
— Я хотел бы, чтобы он стал маленьким камешком.
— Он этого не хочет, но если ты этого хочешь, то, может быть, это и произойдет. Но он сам не сдастся.
— Я буду бороться, мне поможет единорог.
— Что ты сейчас чувствуешь?
— У меня появилась уверенность, что я могу с этим справиться.

Повторную прорисовку образов начал с единорога. Его размер остался прежним, но оба крыла оказались подняты (рис. 4).
Булыжник стал несколько меньше. Мальчик при этом заявил: «Мы уже с ним начали бороться, и у него повылетала часть зубов, он стал красным от гнева» (рис. 5).
После прорисовки и проговора, по утверждению ребенка, он чувствовал себя удовлетворенным и спокойным.

Девочка, 14 лет

Повод обращения — трудности в межличностных отношениях.
Выяснилось, что она очень не уверена в себе, не принимает и даже отвергает собственное «я».
Работа с девочкой была длительной и проводилась в направлении принятия себя, формирования уверенного поведения, навыков общения (после индивидуальных занятий она была включена в работу группы одноклассников).
На одном из заключительных этапов выявились внутренние противоречия и борьба между нарождающейся уверенностью и неуверенностью. Образом уверенного состояния стала оболочка, очень прочная.
При прорисовке долго сомневалась — рисовать оболочку или огонь. Затем соединила их в едином образе. Огонь исходит из центра оболочки (рис. 6). Неуверенность приобрела облик черной кошки (рис. 7). Поговорить решила и с тем, и с другим состоянием (техника «Два стула»). Начала с неуверенности.
В результате проговора выяснилось, что кошка хотела бы подчинить себе девочку, иметь над ней власть, что делает эту субличность сильнее. Девочка решила отпустить кошку, распрощаться с ней. Смогла увидеть, как она уходит, но не заметила, куда, при этом призналась, что внутри образовалась пустота.
Я предложила ее чем-то заполнить. Девочка поместила на это место белую кошку, которая приносит спокойствие и радость. После этой работы она вспомнила не только отрицательные мнения и отношение к себе окружающих, но и положительные.
Сейчас у нее есть подруга, отношения с которой бывают разные, однако девочка учится строить взаимоотношения с другими людьми. Иногда приходит обсудить какие-то наиболее сложные ситуации.
Эти встречи случаются все реже и реже. Классный руководитель отмечает значительные изменения, произошедшие в ней.

Девочка, 15 лет

За помощью обратилась классный руководитель, которую насторожило поведение двух девочек в классе. Она выяснила, что одна из них вовлечена в секту сатанистов (со слов девочек). Учительница смогла уговорить ее прийти ко мне.
В процессе работы были вскрыты многие проблемы, которые мы вместе попытались разрешить (учились прощать себя и других, определять жизненные цели и пути их достижения, работали над осознанием «я-концепции», формированием внутреннего ресурса, чувством вины и т.д.).
На одном из занятий девочка высказала мнение, что в ней живет множество разных личностей. Я предложила определить их и дать им названия, расположить их по отношению к своей личности.
Девочка выделила 10 субличностей. Среди них сильный, неуверенный, маньяк, раб, убийца, мертвец, проповедник, ученик, отшельник, слепой.
Свое «я» нарисовала очень большим. Разместила все субличности, но три из них поместила за границами своей личности (неуверенный, сильный, раб) (рис. 8). Раскрасила разными цветами. Для приговора выбрала ту часть личности, которая получила название «убийца». Эта субличность приобрела образ черного ворона.
— Как ты оказался во мне?
— Возможность поселиться в тебе дали отсутствие справедливости, любви и силы.

Дальнейшая работа показала, что несправедлива она к той части, которая названа ею «сильный». Считала, что избавиться от ворона поможет только сила со стороны. На своем месте не соглашалась с вороном, что она не допускает силу в себя.
— Я пытаюсь!
— Пытаешься?
— Я допускаю, сколько необходимо.
— А сколько тебе необходимо?

Показала до уровня груди. В голову силу впустить, по ее словам, страшно.
Вначале хотела ворона убить, однако я обсудила с ней возможность распространения этой части убийцы на большее пространство внутри нее. Отказалась от этого варианта и решила отправить его к кому-нибудь.
— Пусть они станут убийцами?
— Нет, но, может быть, они сильные и смогут с ним справиться.

Девочка была в замешательстве. Тогда я предложила возможность изменения его имени и наделения теми качествами, какими бы она хотела. В результате ворон получил имя Брат, стал сильным, большим, добрым, умным, красивым.
После этого она решила с ним проститься («лети куда-нибудь»).
— А не жалко отпускать такого хорошего ворона?
— А пойдет ли он ко мне?
— Спроси, позови.

Позвала, получила согласие, поселила его в области солнечного сплетения.
При повторном рисовании «круга субличностей» свою личность сделала несколько меньше, взяла и уменьшила листок. В рисунке произошли значительные изменения (рис. 9). Этот рисунок девочке понравился больше, чем первый, однако в «круге личности» осталось пустое место. Я предложила осуществить выбор и взять за него ответственность на себя (либо оставить это место пустым, тогда оно само заполнится чем угодно, либо заполнить его самой). Заполнила его сама, добавив такие субличности, как «смелый» и «равнодушный».
Закончилась эта работа упражнением на осознание себя, ответственности за свою жизнь и своей успех. Состояние девочки было возбужденно-радостным.
Вскоре наши занятия закончились. Весть об их окончании ее вначале испугала, но моя уверенность, что она теперь может справляться с трудностями, поддержала ее. Через некоторое время при встрече она сказала, что проблемы, конечно, есть, но пока она может решать их сама. Это меня очень порадовало.
Таким образом, этот методический прием можно использовать на различных этапах консультирования. В начале работы он может быть применен для выявления существующих у подростка проблем, в середине — как один из возможных путей изменения, в конце — для закрепления полученных результатов. Определить оптимальный момент его применения можно исходя из конкретной ситуации работы с ребенком.
При этом следует помнить, что человек всегда бывает таким, каким он себя представляет, и может реально измениться, лишь изменив эти самые представления.

Светлана ПАНЧЕНКО,
педагог-психолог гимназии № 6,
г. Тихорецк

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Пер. с англ. — М., 1990.
2. Ахлидов Т.И., Жидко Т.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. — М., 2001.