Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2003


РЕПОРТАЖ

«МЫ — КАК ЗАЩИТНИКИ БРЕСТА...»

В необходимости ранней диагностики и помощи детям, имеющим проблемы в развитии, сейчас не сомневается уже никто.
К сожалению, в масштабах страны этот необходимый вид деятельности по-прежнему находится в зачаточном состоянии, несмотря на то что три года назад приказом Министерства образования РФ при Институте коррекционной педагогики был создан Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии, основной целью которого должно быть совершенствование научно-методической базы системы ранней диагностики и раннего сопровождения детей.
В этом году о ранней помощи детям заговорили более активно. 18–19 февраля в Москве при поддержке Министерства образования Российской Федерации прошла конференция «Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям». В ней участвовало 290 человек из 34 регионов России.
Выступая на ее открытии, начальник Управления специального образования Министерства образования РФ Т.В. Волосовец отметила, что проведение подобного мероприятия будет способствовать комплексному подходу к рассмотрению проблемы. Ведь ее решение возможно только совместными усилиями психологов, педагогов, дефектологов, врачей и социальных работников.
По мнению Татьяны Владимировны, интенсивному развитию системы ранней помощи детям препятствует отсутствие нормативно-правовой базы, методических и диагностических материалов, кроме того — не определен функционал каждого из участников этой деятельности.

НОВЫЙ ИМПУЛЬС

Елену Кожевникову из Санкт-Петербургского института раннего вмешательства встречали как хорошую знакомую

Елену Кожевникову
из Санкт-Петербургского
института раннего вмешательства
встречали как хорошую знакомую

Единственное, на что могут опираться специалисты, — научные и методические разработки отечественных дефектологов, которыми те занимались на протяжении столетия. Об этом подробно рассказал собравшимся Н.Н. Малофеев (доктор педагогических наук, директор Института коррекционной педагогики РАО).
Работа с проблемными детьми имеет очень богатую историю как в России, так и за рубежом. О необходимости ранней коррекционной работы говорилось еще в начале прошлого века. Именно тогда были заложены основы помощи маленьким детям с нарушениями зрения и слуха.
В двадцатые—тридцатые годы была сформулирована и осмыслена задача ранней помощи детям. Правда, в то время, в силу причин идеологического и экономического характера, модели и подходы, разработанные отечественными исследователями, не получили широкого применения в масштабах нашей страны.
Только в шестидесятые годы стали создаваться специализированные детские сады (сначала для глухих, а затем и для аномальных детей других категорий). Стало ясно, что при раннем выявлении дефекта и своевременном начале специального обучения дети с нарушенным слухом могут приблизиться к возрастной норме.
Серьезная научная и методическая работа, которая на протяжении последних десятилетий велась в Институте дефектологии АПН, обосновала необходимость создания государственной системы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии, поскольку именно при раннем вмешательстве, считает Н.Н. Малофеев, «удается значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество».
Важно, чтобы эта работа проводилась в тесном сотрудничестве психологов с педагогами и медиками.
При отсутствии законодательной базы существует опасность революционных разрушений существующей системы. Большие опасения у Николая Николаевича вызывает и бездумное заимствование западного опыта.

ОТКУДА ЖДАТЬ ПОМОЩИ?

Выступивший следом заместитель начальника Департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития РФ Н.И. Вшанов познакомил слушателей с государственной политикой поддержки детей с ограниченными возможностями.
Отметив, что рост детской инвалидности характерен сейчас для всех стран, Николай Иванович остановился на государственных программах по оказанию помощи детям с особыми нуждами, среди которых — федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и «Здоровый ребенок».
Большой интерес вызвало выступление «мэтра» коррекционной работы с детьми раннего возраста Е.А. Стребелевой (доктор педагогических наук, заведующая лабораторией Института коррекционной педагогики РАО) «Новые организационные формы помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями».
Елена Антоновна рассказала о результатах совместной экспериментальной работы медиков и педагогов-дефектологов по реабилитаци детей первого года жизни с перинатальной патологией в условиях стационара. Главное здесь — комплексное воздействие не только на самого ребенка, но и на мать, которая после рождения не похожего на других малыша часто пребывает в состоянии растерянности или даже депрессии.
Правильная диагностика и оказание своевременной помощи приводят к тому, что часть детей уже к полутора годам по соматическому состоянию и психическому развитию достигает возрастной нормы. А у 30% детей, посещающих специализированные дошкольные учреждения, это состояние стабилизируется к трехлетнему возрасту.

БАЛЬЗАМ НА ДУШУ

На значимости первичной профилактической работы среди будущих мам остановилась в своем выступлении «Состояние психического здоровья детей раннего возраста: подходы к определению состояния здоровья, новые формы помощи» Г.В. Козловская (доктор медицинских наук, руководитель лаборатории психической патологии раннего детского возраста Центра психического здоровья детей РАМН).
По мнению Галины Вячеславовны, будущее психическое здоровье ребенка во многом определяется характером отношений с матерью, который формируется в раннем детстве. Для предотвращения нежелательных отношений (прежде всего — симбиотических) нужно проводить своевременное просвещение родителей.
Другой представитель медицины — главный детский реабилитолог Минздрава РФ, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ Е.Т. Лильин посвятил свое выступление современным проблемам реабилитации детей-инвалидов раннего возраста.
Евгений Теодорович считает, что, несмотря на рост числа детей с перинатальной патологией, системы ранней диагностики и реабилитации в нашей стране нет. «Бальзамом на душу» Е.Т. Лильина была идея о необходимости комплексной психолого-медико-социальной реабилитации, поскольку в этом случае происходит восстановление не отдельных функций, а всей личности ребенка.
Но, по мнению докладчика, технически обеспечить раннее вмешательство очень трудно. Если взять такое крайне распространенное заболевание, как детский церебральный паралич, то официальный диагноз ставится, когда ребенку исполняется 1 год и
2 месяца. Но в домах ребенка невропатолог впервые осматривает малышей, когда им исполняется 1 год и 9 месяцев! Получается, что время, когда возможно эффективное вмешательство, оказывается упущенным.
Да и стационар — не лучшая форма для восстановительной работы с детьми. Гораздо эффективнее она может проходить в условиях семьи. А для этого следует объединить усилия различных специалистов.

ОТ СЛОВ — К ДЕЛУ

Конкретным направлениям работы с детьми раннего возраста в дошкольных учреждениях посвятила свое выступление Е.О. Смирнова (доктор психологических наук, заведующая лабораторией психического развития детей дошкольного возраста Психологического института РАО).
Елена Олеговна решила перейти от слов к действию и составила педагогическую программу раннего вмешательства.
Она, в отличие от предыдущего докладчика, считает, что необходимо возрождать систему детских дошкольных учреждений (в том числе и яслей), где проблемным детям может быть оказана более квалифицированная помощь, чем в условиях семьи.
Наиболее оптимальными ей видятся группы кратковременного пребывания, где и может быть реализована предлагаемая программа педагогической реабилитации. Главная ее задача — научить ребенка самостоятельности в поведении и деятельности.
Ряд интересных выступлений был посвящен детям, имеющим проблемы со слухом. Г.А. Таварткиладзе (доктор медицинских наук, директор Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования Министерства труда и социального развития РФ) познакомил с единой системой выявления нарушения слуха у новорожденных младенцев.
В том, что необходимо интегрировать детей с нарушениями развития в среду нормально развивающихся сверстников, начиная с самого раннего возраста, красноречиво убеждала присутствующих Н.Д. Шматко — лауреат премии Президента России в области образования, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией Института коррекционной педагогики РАО.

БЫСТРО И РЕШИТЕЛЬНО

Президент РАО, академик Н.Н. Никандров выразил удовлетворение тем, что сейчас имеется реальная возможность корректировать детское развитие

Президент РАО,
академик Н.Н. Никандров
выразил удовлетворение тем,
что сейчас имеется
реальная возможность
корректировать
детское развитие

Тонкую и сложную проблему психологического сопровождения семьи ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья осветила О.С. Никольская — доктор психологических наук, заведующая лабораторией Института коррекционной педагогики РАО.
Общий анализ региональной политики в области ранней помощи детям сделала Ю.А. Разенкова (кандидат педагогических наук, директор Центра ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Минобразования России, зав. лабораторией ИПК РАО). Оказалось, что подавляющее большинство руководителей органов управления образованием на местах признают необходимость создания службы ранней помощи в регионах, а в 28 из них эта работа проходит планово и широко.
В этом нас убедили выступления представителей служб ранней помощи Санкт-Петербурга, Самары, Великого Новгорода, каждая из которых имела нелегкую и самобытную историю становления. Эти выступления были встречены очень эмоционально.
Оценивая то, что сделано и прогнозируется на будущее, декан Красноярского педагогического университета, доктор педагогических наук А.А. Дмитриев охарактеризовал это как прорыв в развитии коррекционной педагогики.
Но наиболее емкую и образную характеристику современного состояния коррекционной педагогики дал в заключительном слове ведущий конференции Н.Н. Малофеев: «Иногда мне кажется, что мы — как защитники Бреста: немцы, наверно, уже в Москве, а мы все стоим в обороне» — с гордостью и сожалением констатировал он.
Следующие слова Николая Николаевича звучали более оптимистично: «Спасти ситуацию с ранней помощью детям могут быстрые и решительные меры. Прежде всего — создание единой государственной программы, разработка единого диагностического и коррекционного обеспечения, подготовка специалистов, для чего необходимо введение новых специальностей».

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Институт коррекционной педагогики РАО
Тел.: (095) 245-04-52