Память в экспериментальной и
когнитивной психологии
Т.П. Зинченко
СПб.: Питер, 2002
Чтобы понять, что это за книга, нужно
обязательно прочитать предисловие к ней В.П.
Зинченко, которое служит связующим звеном между
многолетними исследованиями памяти Петра
Ивановича Зинченко и работами его дочери Т.П.
Зинченко.
По мнению В.П. Зинченко, при чтении следует
обратить внимание не столько на теорию, сколько
на чудесные свойства памяти, попытаться узнать в
них свою собственную память, собственную
индивидуальность и собственный стиль.
Память традиционно выступала предметом
психологических исследований, и в
психологической литературе подробно описаны
многочисленные явления памяти.
Особенностью данного издания является не только
сведение под одну обложку огромного
фактического материала, но и изложение возможных
подходов к его интерпретации представителями
различных психологических направлений. При этом
особое внимание уделено описанию результатов
изучения запоминания, сохранения и
воспроизведения в современной когнитивной
психологии.
Автору книги удалось показать, что исследования
памяти тесно связаны с общей историей
психологической науки.
В то же время здесь специально не анализируется
личностный компонент процесса запоминания и
воспроизведения информации. Это, однако, не
означает, что данный аспект автором не
принимается во внимание. Эффект Зейгарник,
состоящий в преимущественном запоминании
прерванной деятельности по сравнению с
завершенной, свидетельствует разве только о
собственно мнемических закономерностях.
В силу того что данное издание, безусловно,
является одним из наиболее полных по психологии
памяти, оно может использоваться как учебное
пособие. В связи с этим хотелось бы предостеречь
читателя от установки на легкое чтение, но
представляется вполне допустимым ознакомление
не со всей книгой, а лишь с интересующим читателя
разделом.
В конце книги помещен
экспериментально-психологический практикум,
который может помочь практическим психологам в
повседневной работе.
Также в качестве самостоятельного раздела
выступает и словарь психологических терминов,
где дается подробное толкование основных
понятий, имеющих отношение к психологии памяти.
Хорошо известно, что все люди жалуются на память,
но никто — на ум (впервые на это обратил внимание
Ларошфуко). В связи с этим было бы весьма полезно
воспользоваться некоторыми советами, явно или не
совсем явно присутствующими в книге.
Так, П.И. Зинченко считает, что плохая память —
вина не природы, а в первую очередь самого
человека, который не прилагает усилий для
улучшения памяти. Для совершенствования своей
памяти совсем необязательно покупать пособия по
мнемотехнике, вполне достаточно знать основы
психологии памяти.
Марина СТЕПАНОВА |