Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Память в экспериментальной и
когнитивной психологии

Т.П. Зинченко
СПб.: Питер, 2002

Чтобы понять, что это за книга, нужно обязательно прочитать предисловие к ней В.П. Зинченко, которое служит связующим звеном между многолетними исследованиями памяти Петра Ивановича Зинченко и работами его дочери Т.П. Зинченко.
По мнению В.П. Зинченко, при чтении следует обратить внимание не столько на теорию, сколько на чудесные свойства памяти, попытаться узнать в них свою собственную память, собственную индивидуальность и собственный стиль.
Память традиционно выступала предметом психологических исследований, и в психологической литературе подробно описаны многочисленные явления памяти.
Особенностью данного издания является не только сведение под одну обложку огромного фактического материала, но и изложение возможных подходов к его интерпретации представителями различных психологических направлений. При этом особое внимание уделено описанию результатов изучения запоминания, сохранения и воспроизведения в современной когнитивной психологии.
Автору книги удалось показать, что исследования памяти тесно связаны с общей историей психологической науки.
В то же время здесь специально не анализируется личностный компонент процесса запоминания и воспроизведения информации. Это, однако, не означает, что данный аспект автором не принимается во внимание. Эффект Зейгарник, состоящий в преимущественном запоминании прерванной деятельности по сравнению с завершенной, свидетельствует разве только о собственно мнемических закономерностях.
В силу того что данное издание, безусловно, является одним из наиболее полных по психологии памяти, оно может использоваться как учебное пособие. В связи с этим хотелось бы предостеречь читателя от установки на легкое чтение, но представляется вполне допустимым ознакомление не со всей книгой, а лишь с интересующим читателя разделом.
В конце книги помещен экспериментально-психологический практикум, который может помочь практическим психологам в повседневной работе.
Также в качестве самостоятельного раздела выступает и словарь психологических терминов, где дается подробное толкование основных понятий, имеющих отношение к психологии памяти.
Хорошо известно, что все люди жалуются на память, но никто — на ум (впервые на это обратил внимание Ларошфуко). В связи с этим было бы весьма полезно воспользоваться некоторыми советами, явно или не совсем явно присутствующими в книге.
Так, П.И. Зинченко считает, что плохая память — вина не природы, а в первую очередь самого человека, который не прилагает усилий для улучшения памяти. Для совершенствования своей памяти совсем необязательно покупать пособия по мнемотехнике, вполне достаточно знать основы психологии памяти.

Марина СТЕПАНОВА