Психология подростка.
Полное руководство
Под общей ред. А.А. Реана
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК;
М.: Олма-Пресс, 2003
В аннотации говорится об уникальности издания.
С этим несомненно можно согласиться. Российских
аналогов такой книги, пожалуй, нет. По жанру она
ближе всего к тематической энциклопедии,
четыреста тридцать страниц которой посвящены
подростку. Подросток во всех своих ипостасях:
«сверху» и «снизу», в динамике и статике, в
контексте и сам по себе, в норме и всевозможных
отклонениях от нее.
Любопытно было бы дать почитать эту книгу
какому-нибудь подростку: представляет ли он,
сколько знают (или думают, что знают) про него
взрослые?
Книга действительно уникальна, и к оценке ее не
хотелось бы подходить руководствуясь
традиционными критериями. Задумать такое
издание — уже искусство, а уж реализовать
замысел...
Думаю, авторы книги по праву могут гордиться тем,
что причастны к этому проекту. Поэтому отставим в
сторону мелкие замечания и недоумения. В целом —
это серьезный труд, достойный занять место на
книжной полке преподавателя психологии,
психолога образования, методиста. А уж как
обрадуются ему студенты-психологи и аспиранты в
преддверии написания теоретических глав своих
исследований!
Авторы разбили материал на три большие части:
общую, специальную и прикладную. В «Общую» вошли
главы, излагающие азы психологии и физиологии
подростка. Известный теоретический и
исследовательский материал удачно дополняется
современными данными и фактологией, благодаря
чему звучит вполне современно.
Самая «сильная» часть с точки зрения объемности,
систематизированности, новизны материала —
«Специальная». В ней подросток рассматривается в
контексте основных систем отношений: в школе,
семье, группе сверстников, в отношениях с
противоположным полом.
Ряд глав посвящен подростковой агрессии,
аддиктивному, суицидальному поведению,
проблемам профессиональной ориентации
современных подростков.
Материал по каждой проблеме представлен на
теоретическом, исследовательском,
статистическом уровнях и, что очень ценно, — на
уровне кратких консультативных рекомендаций.
Рубрика так и называется:
«Психолого-педагогическое консультирование».
В третьей части излагаются особенности
подростковой психотерапии и даются методические
рекомендации по организации просветительской и
диагностической работы с подростками. Вошли в
эту часть и тесты — хорошо известные,
распространенные в практической психологии
образования. Для начинающих психологов это тоже
неплохое подспорье в работе.
Можно представить себе, как трудно
систематизировать материал такого издания. В
целом, авторскому коллективу и редакторам это
удалось, хотя не обошлось без повторов,
искусственных привязок того или иного материала
к теме главы.
Часть материалов книги отличает чрезмерная
умозрительность и обобщенность, словно они сошли
со страниц отечественных изданий 70–80-х годов.
Особенно это заметно в тех разделах, которые
носят сугубо прикладной характер и от которых
ждешь конкретики и четких рекомендаций.
Думается, все недочеты можно поправить в
последующих изданиях: втором, третьем,
четвертом... Нет сомнений, что книгу ждет долгая
жизнь и она еще не раз выйдет в свет в новой
обложке и с обновленным содержанием.
Марина БИТЯНОВА |