Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология подростка.
Полное руководство

Под общей ред. А.А. Реана
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК;
М.: Олма-Пресс, 2003

В аннотации говорится об уникальности издания. С этим несомненно можно согласиться. Российских аналогов такой книги, пожалуй, нет. По жанру она ближе всего к тематической энциклопедии, четыреста тридцать страниц которой посвящены подростку. Подросток во всех своих ипостасях: «сверху» и «снизу», в динамике и статике, в контексте и сам по себе, в норме и всевозможных отклонениях от нее.
Любопытно было бы дать почитать эту книгу какому-нибудь подростку: представляет ли он, сколько знают (или думают, что знают) про него взрослые?
Книга действительно уникальна, и к оценке ее не хотелось бы подходить руководствуясь традиционными критериями. Задумать такое издание — уже искусство, а уж реализовать замысел...
Думаю, авторы книги по праву могут гордиться тем, что причастны к этому проекту. Поэтому отставим в сторону мелкие замечания и недоумения. В целом — это серьезный труд, достойный занять место на книжной полке преподавателя психологии, психолога образования, методиста. А уж как обрадуются ему студенты-психологи и аспиранты в преддверии написания теоретических глав своих исследований!
Авторы разбили материал на три большие части: общую, специальную и прикладную. В «Общую» вошли главы, излагающие азы психологии и физиологии подростка. Известный теоретический и исследовательский материал удачно дополняется современными данными и фактологией, благодаря чему звучит вполне современно.
Самая «сильная» часть с точки зрения объемности, систематизированности, новизны материала — «Специальная». В ней подросток рассматривается в контексте основных систем отношений: в школе, семье, группе сверстников, в отношениях с противоположным полом.
Ряд глав посвящен подростковой агрессии, аддиктивному, суицидальному поведению, проблемам профессиональной ориентации современных подростков.
Материал по каждой проблеме представлен на теоретическом, исследовательском, статистическом уровнях и, что очень ценно, — на уровне кратких консультативных рекомендаций. Рубрика так и называется: «Психолого-педагогическое консультирование».
В третьей части излагаются особенности подростковой психотерапии и даются методические рекомендации по организации просветительской и диагностической работы с подростками. Вошли в эту часть и тесты — хорошо известные, распространенные в практической психологии образования. Для начинающих психологов это тоже неплохое подспорье в работе.
Можно представить себе, как трудно систематизировать материал такого издания. В целом, авторскому коллективу и редакторам это удалось, хотя не обошлось без повторов, искусственных привязок того или иного материала к теме главы.
Часть материалов книги отличает чрезмерная умозрительность и обобщенность, словно они сошли со страниц отечественных изданий 70–80-х годов. Особенно это заметно в тех разделах, которые носят сугубо прикладной характер и от которых ждешь конкретики и четких рекомендаций.
Думается, все недочеты можно поправить в последующих изданиях: втором, третьем, четвертом... Нет сомнений, что книгу ждет долгая жизнь и она еще не раз выйдет в свет в новой обложке и с обновленным содержанием.

Марина БИТЯНОВА