Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Отношения родитель — ребенок

Лиз Бурбо
Киев: София, 2002

Лавры Карнеги и Спока не дают покоя психологам и педагогам всего мира. Книг о семейных отношениях и воспитании детей написано уже тысячи, а выходят все новые и новые.
Канадский психолог Лиз Бурбо решила не отстать, и, судя по международному успеху ее трудов, получилось неплохо. Мадам Бурбо разработала оригинальную концепцию самосовершенствования и изложила ее в целой серии книг, одна из которых непосредственно касается взаимоотношений родителей и детей.
Эта книга посвящена ответам на вопросы родителей и детей — на те вопросы, на которые автор знает ответы. Или считает, что знает. Все равно ведь подразумевается, что знает она больше неискушенного читателя — все-таки психолог!
Согласитесь: мнение психолога по волнующим нас проблемам всегда интересно услышать. Но, похоже, сколько психологов — столько и мнений, и не с каждым хочется соглашаться.
Например, не каждый из нас готов, как это предлагают нам фрейдисты, примерить на себя миф об отцеубийце Эдипе. Вы не хотите признаться себе в сексуальном влечении к родителю? Бурбо вам доходчиво объяснит почему, ибо сама она в этот миф, освященный авторитетом Фрейда, верит свято.
Еще кое-какие мифы она придумала сама, например миф о том, как родители выбирают себе детей, а дети — родителей. Придумала с самой благородной целью — помочь нам разобраться в себе, в своих отношениях со старшим и младшим поколением нашей семьи.
Кому-то ее ответы и советы, безусловно, помогут — при условии, что им поверят. Для этого заодно необходимо поверить в свои комплексы. Тогда от них, возможно, удастся избавиться.
В любом случае книгу прочитать очень полезно. Если окажется, что она про вас, — узнаете, как стать лучше. Если не про вас, — получите большое удовольствие от того, что вас все это не касается.
Для профессионального психолога, который хотя бы в общем знаком с ключевыми идеями глубинной психологии, рассуждения канадского автора, конечно, откровением не станут. Вряд ли можно опереться на ее опыт и в практической работе. Однако кое-какой поучительный урок из данной книги все же можно извлечь. Лиз Бурбо на собственном примере демонстрирует нам, как из легко доступных и даже банальных материалов можно соорудить некую авторскую конструкцию с небезосновательной претензией на оригинальность.
Корни концепции Бурбо явно психоаналитические. Но автор не ограничивается эпигонским пережевыванием психоанализа. Ее подход впитал в себя многие свежие идеи, витающие ныне в воздухе. По крайней мере, идея личностного роста (теоретически плохо сочетаемая с идеологией либидо) Бурбо не чужда.
Более того, автором основан один из крупнейших в Квебеке центров личностного роста, а ее гастрольная деятельность с душеспасительными семинарами охватывает полмира. Так что ее творчество можно с полным основанием отнести к психологическому ноу-хау.
Обывателю она предлагает еще один способ самопознания и самосовершенствования, психологу — впечатляющий пример того, как из чего угодно можно слепить конфетку и неплохо с этого кормиться, ибо падкие на сладенькое, из чего бы оно ни было слеплено, не скоро переведутся.

Сергей СТЕПАНОВ