Скрытая профилактика наркомании:
Практическое руководство
для педагогов и родителей
Р.Р. Гарифуллин
М.: ТЦ «Сфера», 2002
Полного представления о методе скрытой
профилактики наркомании и алкоголизма среди
учащихся читатели не получат. Метод заявлен,
обоснована актуальность и правомерность его
применения, но практических приемов (что следует
из заглавия) в книге нет.
Несмотря на это, практическое руководство очень
полезно для учителей и родителей. Знакомство с
ним поможет получить необходимые знания не
только об особенностях подросткового и
юношеского возраста, но и о причинах и способах
приобщения к наркотикам.
Главная задача, которую ставит и решает автор в
своей книге — вооружить учителей и родителей
основами психотерапевтической работы, без
которой невозможна эффективная профилактика.
Ведь, как правило, на путь потребления наркотиков
и алкоголя становятся дети, которые имеют
серьезные личностные проблемы.
Главы «Физиология наркомании» и «Наркотические
ловушки» посвящены подробному и доступному
описанию тех изменений, которые происходят в
организме человека, принимающего наркотики.
Автор постоянно акцентирует внимание на том, что
возникающие в начале приема наркотических
препаратов необычные (а иногда даже приятные)
ощущения кратковременны и на смену им приходят
совсем другие, связанные с необратимыми
изменениями различных функций организма.
Кроме этого, читатели узнают, в какие невидимые
ловушки могут попасть подростки при приобщении к
наркотикам и как виртуозно действуют
наркодилеры.
Отвергая лобовые методы пропаганды здорового
образа жизни и вреда наркотиков, Р.Р. Гарифуллин
предлагает учителям и родителям заняться
профилактической работой со своими учениками.
Это может осуществляться в форме индивидуальных
бесед или специальных групповых занятий,
сценарии которых представлены в главе
«Групповые занятия как психотерапия». По форме и
содержанию они напоминают традиционные
психологические тренинги, направленные на
знакомство детей с миром собственных эмоций,
формирование жизненных навыков и решение других
психологических задач.
Наибольший интерес, на мой взгляд, представляют
главы, посвященные манипулированию. Знакомство с
ними принесет пользу не только педагогам, но и
многим школьным психологам. Тем более что в
начале книги автор представлен как один из
основоположников отечественной манипуляционной
психологии.
Среди методов манипулирования сознанием
подростков Р.Р. Гарифуллин особо выделяет
принцип иллюзионизма, которому и подчинен
процесс формирования любой деструктивной
зависимости. В основе этого метода лежат
манипулятивные приемы, используемые фокусниками
при выполнении трюков. Оказывается, эта
технология применима и к нашему сознанию, чем
пользуются те, кто хочет подчинить себе других
людей.
В этой же главе анализируется еще один
интересный феномен — самоманипуляция, при
которой «личность искусственно создает для себя
иллюзию об окружающем мире и о себе ради
получения сиюминутного удовлетворения».
Заключительная глава посвящена психологии
деструктивной зависимости, к которой относится
не только зависимость от потребления
наркотических препаратов, но и уход в
виртуальные миры.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Публикация статьи произведена при поддержке общественного объединения «Исход». Посетив сайт интернет-проекта общественного объединения «Исход», который располагается по адресу http://reabcentr.ru, Вы сможете подробно ознакомиться с предлагаемыми программами реабилитации наркоманов и страдающих алкоголизмом, заказать программные пособия и материалы, рекомендуемые для применения при реализации программы социальной реабилитации, задать онлайн вопрос квалифицированному специалисту и узнать контакты реабилитационных центров объединения «Исход». Высокая эффективность используемых методик лечения, большой опыт успешной работы и высокий профессионализм работников общественного объединения «Исход» являются гарантами того, что предлагаемая помощь поможет полностью избавиться от зависимости и вернуться в общество свободных людей наслаждающихся жизнью без наркотиков.
|