ПРЕДЛАГАЕТСЯ БОГАТСТВО
Без меня тебе, любимый мой,
Лететь с одним крылом.
|
Некогда
популярная песня |
Удивительное дело! Востребованность
психологической службы растет на глазах, что
рождает у школьных психологов законное (без
иронии) чувство собственной значимости. Но и
ощущение невостребованности никуда не девается.
Так они и сосуществуют, причем не очень-то мирно.
Почему же это происходит?
Мне кажется, потому, что психологи еще далеко не
реализовали свой потенциал. Иными словами —
могут больше, чем им позволено делать.
Например, у нас в стране существует оригинальная
научная школа детской психологии, восходящая к
Выготскому и сумевшая сохранить преемственность
даже в самые трудные годы. Есть чем похвастаться
и российской специальной психологии, за плечами
которой тоже чуть ли не сто лет непрерывной
научной традиции. Да и педагогическая психология
всегда была сильным местом отечественной науки,
хотя временами и крайне идеологизированным.
А когда эти идеологические ограничения были
сняты, то у отечественных психологов появился
доступ к лучшим зарубежным достижениям. И если
несколько механистичный бихевиоризм не очень-то
прижился на российской почве, то философичная
экзистенциальная психология, напротив,
оказалась созвучной отечественной гуманитарной
традиции. А успехи американской социальной
психологии в очень короткий срок стали известны
даже массовому читателю-дилетанту.
Ну и где, скажите, все это богатство в российской
школе? Покажите мне, например, заключение
психологов о соответствии учебников и программ
психологическим особенностям детей
соответствующего возраста. Нету? А министерский
гриф «Рекомендовано» на них стоит!
Вот ведь обидно: любой документ согласуется с
юристом на предмет соответствия
законодательству. Психологические же законы не
менее сильны, чем юридические, и их несоблюдение
тоже влечет за собой серьезные последствия, но
посоветоваться с психологом приходит в голову не
всякому, принимающему ответственное решение.
Так что надо с грустью признать, что далеко не все
достижения теории востребованы практикой. И вряд
ли система образования от этого хоть что-нибудь
выигрывает.
Да и практики, в свою очередь, тоже наработали
гораздо больше, чем реально применяется в
массовой школе. Существуют серьезные разработки
по всей школьной проблематике — от здоровья
учителя до девиантного поведения подростков. На
деле же редкий школьный психолог заходит дальше
очередного тренинга общения.
В общем, огромный потенциал психологической
службы для меня бесспорен. От его
нереализованности и происходит то самое
ощущение невостребованности.
И очень хочется надеяться, что это всего лишь
болезнь роста.
Марк САРТАН |