Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2003

ПРЕДЛАГАЕТСЯ БОГАТСТВО

Без меня тебе, любимый мой,
Лететь с одним крылом.
Некогда популярная песня

Удивительное дело! Востребованность психологической службы растет на глазах, что рождает у школьных психологов законное (без иронии) чувство собственной значимости. Но и ощущение невостребованности никуда не девается. Так они и сосуществуют, причем не очень-то мирно.
Почему же это происходит?
Мне кажется, потому, что психологи еще далеко не реализовали свой потенциал. Иными словами — могут больше, чем им позволено делать.
Например, у нас в стране существует оригинальная научная школа детской психологии, восходящая к Выготскому и сумевшая сохранить преемственность даже в самые трудные годы. Есть чем похвастаться и российской специальной психологии, за плечами которой тоже чуть ли не сто лет непрерывной научной традиции. Да и педагогическая психология всегда была сильным местом отечественной науки, хотя временами и крайне идеологизированным.
А когда эти идеологические ограничения были сняты, то у отечественных психологов появился доступ к лучшим зарубежным достижениям. И если несколько механистичный бихевиоризм не очень-то прижился на российской почве, то философичная экзистенциальная психология, напротив, оказалась созвучной отечественной гуманитарной традиции. А успехи американской социальной психологии в очень короткий срок стали известны даже массовому читателю-дилетанту.
Ну и где, скажите, все это богатство в российской школе? Покажите мне, например, заключение психологов о соответствии учебников и программ психологическим особенностям детей соответствующего возраста. Нету? А министерский гриф «Рекомендовано» на них стоит!
Вот ведь обидно: любой документ согласуется с юристом на предмет соответствия законодательству. Психологические же законы не менее сильны, чем юридические, и их несоблюдение тоже влечет за собой серьезные последствия, но посоветоваться с психологом приходит в голову не всякому, принимающему ответственное решение.
Так что надо с грустью признать, что далеко не все достижения теории востребованы практикой. И вряд ли система образования от этого хоть что-нибудь выигрывает.
Да и практики, в свою очередь, тоже наработали гораздо больше, чем реально применяется в массовой школе. Существуют серьезные разработки по всей школьной проблематике — от здоровья учителя до девиантного поведения подростков. На деле же редкий школьный психолог заходит дальше очередного тренинга общения.
В общем, огромный потенциал психологической службы для меня бесспорен. От его нереализованности и происходит то самое ощущение невостребованности.
И очень хочется надеяться, что это всего лишь болезнь роста.

Марк САРТАН