Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2003


НАШИ ДЕТИ

ДЕТИ НАОБОРОТ

В адрес групповых методов диагностики высказывается много претензий. Основная — слишком они поверхностны, слишком много случайностей может повлиять на конечный результат, слишком многое упускается психологом из поля зрения во время диагностики.
Но тем не менее большинство методик, имеющихся в распоряжении школьного психолога, подразумевает использование их для фронтального обследования. И делается это не только из-за постоянной нехватки времени и людей.
Фронтальная диагностика — это прежде всего возможность познакомиться с классом, получить первое впечатление об учащихся. И самое главное — выявить проблемных детей и построить гипотезы о причинах возникших трудностей.
Любая методика — от самой простой корректурной пробы до личностного опросника — позволяет увидеть, как ребенок работает в привычной для него обстановке. Ведь результаты индивидуального и группового тестирования могут сильно различаться у одного и того же ребенка.
Наблюдения за тем, как дети выполняют инструкцию, позволяет уже на первом этапе выделить несколько категорий проблемных детей. Одна из них — так называемые «дети наоборот».

А МОЖНО ВОТ ТАК?

«Выслушай, что говорит взрослый, и сделай все наоборот!» — говорит детская народная мудрость. Довольно распространенная ситуация для учащихся 1–5-х классов.
Например, учитель говорит: «Ребята, закрасьте первый квадратик синим». После этого задается масса вопросов: «А я не понял, что делать надо? А здесь? А этим карандашом? А можно вот так? А у меня правильно?»
Учитель объясняет задание еще несколько раз, иногда показывает образец. Собрав тетради, он обнаруживает, что несколько ребят все-таки выполнили это простое задание неверно: кто-то использовал другой цвет, а кто-то нужным цветом закрасил другую фигуру.
Даже после элементарной инструкции: «Сделайте шаг вперед и вытяните руки перед собой ладонями вверх» — всегда будет несколько детей, не понявших и переспросивших, затем сделавших шаг назад или поднявших руки вверх.
Можно попытаться мотивировать их на правильное выполнение инструкции таким образом: «Слушайте меня внимательно, объясняю задание один раз. Подпишите листы в левом верхнем углу. Если кто-нибудь подпишет листок в другом месте, — снижу оценку на балл, а за правильное оформление работы поставлю дополнительный балл».
И все равно, после объяснения в третий и четвертый раз, среди сданных работ будет одна, подписанная неправильно.

ОТ УДИВЛЕНИЯ ДО НЕПРИЯЗНИ

Я думаю, излишне говорить о том, как детская «непонятливость» отражается на процессе обучения ребенка и на отношении к нему окружающих. Сначала это удивляет, потом вызывает недоумение, а затем начинает раздражать.
Таких детей педагоги обычно не любят, считают злостными хулиганами или недостаточно развитыми. Сверстники начинают их дразнить, никто не воспринимает таких ребят всерьез, над ними смеются.
Реакция родителей может быть различна. Они или удивляются: «Вы, знаете, Вася (Таня) всегда такой внимательный (понятливый, собранный, аккуратный), почему же он все сделал неправильно?» Или сокрушаются: «Не знаем, что делать, он (она) и дома ничего не слышит, не понимает, все делает не так!»
Честно признаюсь, столкнувшись в своей практике с этим феноменом детской «непонятливости», я тоже прошла все стадии — от удивления до неприязни к нарушителям инструкций. Но в конце концов профессиональное любопытство взяло верх над педагогическим гневом, и я попыталась разобраться.
Вот к каким выводам я пришла.
1. Ребенок не может понять, чего от него хотят, потому что ему плохо объясняют.
2. Ребенок не понимает инструкцию из-за проблем с вниманием или поведением.
3. Ребенок не хочет понимать и делает все неправильно нарочно.
Рассмотрим эти ситуации.

ЧЕТКО И ГРАМОТНО

Всегда ли мы сами четко и понятно для ребенка объясняем, чего от него хотим?
Это первое, на что необходимо обратить внимание, если ребенок делает все не так, как вы просили. Ведь одному достаточно лишь намека, краткой инструкции, а другому необходимо долго «разжевывать» задание.
Проблема взаимопонимания зависит не только от способностей того, кому объясняют, но в большой степени от способностей того, кто объясняет.
Очень часто мне приходилось слышать от знакомых жалобы на инструкции к бытовой технике или детским играм. Вспомните героиню Фаины Раневской из фильма «Подкидыш», тщетно пытавшуюся разобраться в правилах детской игры.
Дети порой просто не могут понять, чего хотят от них авторы учебников в том или ином упражнении. Грамотно и понятно составить письменную инструкцию удается далеко не всем, но и устные задания и пояснения могут звучать для ребенка очень туманно.
К сожалению, даже хрестоматийные инструкции к распространенным психологическим методикам подчас совершенно не воспринимаются детьми. И психологу приходится нарушать требования «воспроизводить инструкцию так, как сказано в первоисточнике» и придумывать новые приемы объяснения.
Часто этим инструкциям не хватает наглядности.
Возможно, и у современных детей есть проблемы: чтобы понять, чего от них хотят, им нужны яркие примеры.

СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

Рассмотрим другой случай. Инструкция дана ребенку доступным языком, но он сделал все неправильно.
Необходимо различать детей с нарушениями внимания и тех, кто именно в этот раз не смог сосредоточиться. Для этого не всегда обязательно проводить повторную диагностику, просто поговорите с классным руководителем, посмотрите тетради, понаблюдайте за ребенком на уроке.
Он мог не выспаться, плохо себя чувствовать, его занимали какие-то другие проблемы — поссорился с другом, папа сказал, что не купит ему велосипед...
На первом родительском собрании в первом классе мы с классным руководителем просим родителей ставить нас в известность обо всех событиях, которые могут произвести на ребенка сильное впечатление: переезд, изменение в составе семьи (рождение детей, приезд бабушки, развод) и т.д.
Ведь даже мы, взрослые, не всегда можем отвлечься от волнующих нас проблем, бываем рассеянными, отвечаем невпопад, сразу же забываем, о чем только что говорили.
Один восьмилетний мальчик в определенные дни недели становился просто неуправляемым, ничего не видел и не слышал вокруг. Оказалось, что именно в эти дни его мама уезжала по делам в другой город. При этом она сама не придавала своим отъездам значения, ошибочно считая своего сына достаточно взрослым.
Если для восьмилетнего ребенка даже двухдневное отсутствие мамы — травмирующий факт, то что уж говорить о более серьезных событиях.
На внимание и собранность детей младшего школьного возраста больше влияют семейные проблемы, а на старшеклассников — проблемы в общении со сверстниками.
Другое дело — постоянная рассеянность внимания, неумение сосредоточиться на чем-то одном, подолгу заниматься определенным видом деятельности. Это может быть результатом как психологической незрелости личности, так и серьезных проблем с произвольностью, вниманием и самоконтролем.

НЕРАЗВИТАЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

Неправильное выполнение инструкций у учащихся 1–2-х классов может быть связанно с неумением:
— внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые именно в устной форме;
— сознательно подчинять свои действия правилу;
— организовывать свою деятельность.
Все эти проблемы связаны с неразвитостью такого важного качества поведения, как произвольность.
Обычно к моменту поступления в школу ребенок уже умеет самостоятельно работать по образцу, строить свою деятельность по заданному правилу, сосредоточивать свое внимание на чем-то одном. К этому ребенка приучают ролевые игры и игры с правилами, а также всевозможные мозаики и конструкторы.
Сложнее дело обстоит с необходимостью выполнять устные инструкции.
Учителя начальных классов жалуются, что современные дети очень плохо воспринимают задания на слух, много переспрашивают, все забывают и путают. Педагоги связывают эти свои наблюдения с темпом современной жизни: мол, если взрослые разучились друг друга слушать, то чего ожидать от детей?
Мне же кажется, что проблема в другом. Дети сейчас поступают в школу физиологически незрелыми: их организм еще не готов к восприятию большого объема информации, долгому пребыванию на одном месте, сорокаминутному сосредоточению на одном виде деятельности.
Многие проблемы с вниманием можно было бы снять с помощью правильной организации деятельности учащихся начальных классов.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ

Помимо физиологически незрелых детей, плохо выполняют инструкцию тревожные дети. Очень часто ребенок, боясь ошибиться, попадает в заколдованный круг — он думает только о том, как сделать задание правильно, и все пропускает.
По причине неуверенности в себе, а следовательно, и в своей способности сделать что-либо правильно почти все первоклассники и тревожные дети любого возраста задают большое количество уточняющих вопросов, когда, казалось бы, все ясно. Отвлекаясь на детали, переспрашивая несколько раз, они сами себя запутывают.
Неправильно выполненная инструкция может быть сигналом о школьном неврозе. Тревожными детьми диагностические задания часто воспринимаются как контрольная работа: взрослые засекают время; необходимо четко следовать инструкции; неизвестно, с какой целью проводят и какие выводы сделают.
Ученику хочется выполнить работу как можно лучше, но в результате слишком сильной мотивации деятельность разрушается, и задание выполняется неправильно.
Конечно, неправильное выполнение инструкции может свидетельствовать и о синдроме дефицита внимания. Но это, несмотря на статистику, не такое уж частое явление. Скорее речь идет о неразвитости некоторых свойств внимания: концентрации, распределения, переключения, объема.
Часто первоклассник не может сразу включиться в работу, потому что не привык к тому, что, обращаясь ко всему классу, учитель обращается и к нему тоже. Так, например, ведут себя на первых порах «домашние» дети.
Бывает, что за неправильным выполнением инструкций скрываются поведенческие проблемы.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ИЛИ СИГНАЛ ТРЕВОГИ?

Правила нарушают и одаренные дети, те, которых называют «нестандартными». Некоторые стремятся в любое дело привнести что-то свое, забывая о правилах. Другие привыкли, что к их «чудаковатости» взрослые относятся снисходительно, и эта привычка уже стала чертой характера.
Однажды во время отбора в школу я предложила шестилетней девочке нарисовать точно так, как на образце, «домик» (по методике Н.И. Гуткиной). Девочка охотно стала рисовать, но совсем другой домик, забор, окошко, трубу, крышу. Я спросила, похоже ли у нее получилось. Она посмотрела на образец и кивнула.
Действительно, на ее картинке было все то же, что и на образце. Разница заключалась в технике исполнения. До этого девочка замечательно справилась со всеми заданиями, не поддалась на провокацию в игре «Да» и «нет» не говорите», составляла рассказы, рисовала под диктовку узоры. Это позволяло предположить, что с произвольностью у нее все в порядке.
Совсем растерявшись, я сказала: «Нарисуй так, как здесь». И девочка послушно перерисовала картинку точно по образцу. В этой ситуации ребенок привнес частичку своей личности в задание, что совершенно не предусматривалось ни инструкцией, ни возрастными нормами.
Если бы у нас не было личного общения и я получила бы ее работу в числе других, «правильных», то выводы о ее готовности к обучению были бы скорее отрицательными.
Такого ребенка трудно учить по системе: ведь неизвестно, когда ему захочется еще «творить» — на административной контрольной или на ответственном концерте, но с ним интересно работать.
Однако такие творцы встречаются не так часто. Обычно ребенок не выполняет инструкции, стремясь привлечь к себе внимание или в знак протеста.
Некоторые ученики специально делают все неправильно, чтобы обратить на себя внимание учителя (в первом классе) или одноклассников. Чаще всего это делают дети, которые не могут выделиться другим способом, но претендуют на роль лидера и заводилы.
В случае постоянных неудач ребенок начинает специально делать все наоборот от отчаяния.
Подросток может поступать назло неприятному учителю, протестуя таким образом против несправедливого к себе отношения, или по причине нонконформистского стремления нарушать все правила.
В любом случае на неправильное выполнение инструкции, особенно ставшее закономерностью, необходимо обратить внимание как можно раньше и постараться разобраться в его причинах.
Следует помнить, что демонстративное невыполнение требований является криком о помощи. Ребенок отчаялся, запутался, не может самостоятельно справиться с ситуацией.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПСИХОЛОГА

Старайтесь не разжигать любопытство учеников, раздавая им бланки и запрещая их переворачивать и разглядывать. В большинстве случаев нет ничего страшного, если ребенок посмотрит, что написано или нарисовано на выданных ему листах. Иначе ребенок будет занят тем, чтобы хоть как-то подсмотреть, что же им раздали, и прослушает задание.
Если два ученика одинаково неправильно сделали работу, выясните, не сидели ли они на этом уроке рядом, возможно, проблемы с пониманием инструкции только у одного из них, а второй привык ориентироваться на окружающих и делать, как они. Это тоже проблема, но не внимания, а личности.
Дети вообще склонны повторять друг за другом и «красоваться» друг перед другом. В этом случае для ребенка важнее пообщаться с товарищем, нежели правильно выполнить задание.
Нелишне ставить на бланках даты — потом может выясниться, что именно в этот день ребенок, хуже всех справившийся с заданием, не очень хорошо себя чувствовал, не выспался, сильно переживал из-за каких-то событий (например, из-за болезни любимого попугайчика или папиного отъезда в длительную командировку).
Давая задания в первом классе, учитывайте утомляемость малышей (методики, требующие концентрации внимания или длительного сосредоточения, не следует проводить на третьих или четвертых уроках).
Помните о необходимости для учащихся начальной школы переключения деятельности, если хотите дать несколько заданий за урок. Например, сначала корректурная проба, потом рисуночный тест, затем ответы на вопросы (анкета или незаконченные предложения).

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Помогайте ребенку организовывать свою деятельность. Повторяйте последовательность действий из урока в урок (открыли учебники, достали тетради, все убрали и т.д.).
Организуйте деятельность первоклассников таким образом, чтобы у них каждые 10–15 минут менялся вид деятельности (устный опрос, письменное задание, чтение вслух и т.д.)
Не пренебрегайте физкультминутками, особенно если видите, что внимание детей рассеивается.
Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
Поощряйте их задавать вопросы, если что-то непонятно, снисходительно относитесь к тому, что первоклассники склонны спрашивать одно и то же по нескольку раз.
Избежать непонимания на уроке помогут:
— задания, состоящие из коротких предложений, содержащие примеры;
— планы и алгоритмы действия;
— поэтапное приучение учащихся к соблюдению правил: сначала закрепляем одно требование, затем другое и т.д.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Существуют игры и упражнения, которые помогают взрослым не только посмотреть со стороны на свое общение с ребенком, но и подобрать более удобный и понятный стиль объяснения, а также учат ребенка самостоятельно составлять инструкции. Научившись понятно объяснять другому, чего он хочет, ребенок начинает лучше понимать, чего хотят от него. Кроме того, ребенок учится грамотно задавать вопросы, если что-то непонятно.

«Строитель-архитектор». Можно проводить эту игру с помощью конструктора, мозаики или кубиков Коса, нужны нарисованные образцы узоров и конструкций.
Один из участников — «архитектор» (взрослый или ребенок) выбирает, что будет построено, не показывая изображение другому — «строителю». Архитектор диктует, объясняет строителю, что и как надо сделать, но не называет при этом конечный результат.
Например, не говорит: «Сделай солнце, а потом домик», а просит выбрать необходимые детали для их изображения (например, 4 желтые полукруглые мозаики,
10 синих прямоугольных и т.д.), правильно расположить их в пространстве (в левом верхнем углу; поверни по часовой стрелке; нет, не так, по-другому).
Затем участники сверяют получившееся с исходной картинкой и меняются ролями. Эта игра учит ребенка выделять последовательность действий.

«Пойми меня». Необходимо передать по цепочке определение загаданного предмета, явления или действия. Каждый новый игрок должен пользоваться синонимами, так как повторять уже сказанное нельзя.
Эта игра развивает способность выделять значимое, учит подыскивать слова, чтобы что-то объяснить, и способствует расширению словарного запаса.
Составление и разгадывание кроссвордов также помогает развитию понятливости.
Если ребенок плохо запоминает, что ему надо делать и в каком порядке, составляйте с ним всевозможные памятки, расписания и схемы действий. Повесьте или поставьте их на видном месте.

Марина КРАВЦОВА