Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СКУЛЬПТУРА СЕМЬИ

Еще о техниках Вирджинии Сатир

Превратите семью
из «общества обвиняемых»
в «исследовательскую группу».

Вирджиния Сатир

Была у поэтессы Новеллы Матвеевой незамысловатая песенка о ребенке, который создает в пластилине мир вокруг себя. Вот ее первый куплет:

Я леплю из пластилина
(Пластилин, он мягче глины) —
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак...
Если кукла выйдет плохо, —
Назову ее дуреха,
Если клоун выйдет плохо, —
Назову его дурак...

А в последнем куплете ребенок-скульптор переживает великий момент сочувствия, и это в корне меняет его восприятие своего творения:

Если кукла выйдет плохо, —
Назову ее... бедняжка,
Если клоун выйдет плохо, —
Назову его... бедняк.

Примерно то же самое происходит с нашими клиентами, когда мы применяем знаменитую технику Вирджинии Сатир «Скульптура семьи».

МЕТАФОРА БЛИЗОСТИ

Техника «Скульптура семьи» представляет собой метафорическое отражение позиций членов семьи по отношению друг к другу, а также дистанции между ними и динамики их взаимоотношений.
Она весьма популярна среди российских психологов и сегодня используется в практике семейного консультирования в различных модификациях («хореография семьи», «работа с куклами» и др.).
Применяя эту технику (последователи Сатир нередко называют ее «расстановкой семьи»), необходимо физически поместить каждого из членов семьи на подобающее ему место в живой скульптуре, так чтобы другие могли его видеть.
Место каждого соответствует выполняемой им в семье роли. Пространство служит метафорой близости или отдаленности, символически отображая границы системы.
А еще «Скульптура семьи» очень похожа на психодраму. То же центральное понятие «роль», то же внимание к пространственно-временному конструкту.
И это не случайность, а благотворная преемственность: одним из психотерапевтических учителей Сатир был создатель психодрамы Якоб Морено.
После всех необходимых предварительных пояснений опишем саму психотехнику.
Для ее проведения вполне достаточно трех-четырех человек. Если на консультации присутствуют не все члены семьи, то для «замены» отсутствующих вполне можно использовать любые подручные средства (от мебели в вашем кабинете до игрушек).
«Расстановку» членов семьи может делать сам психолог, но более эффективен вариант, когда в активной позиции «скульптора» выступают сами члены семьи. Важно, чтобы каждый побывал в роли скульптора.
Если вы применяете технику в процессе семейной консультации, то место того члена семьи, который в данный момент является «скульптором», не должно оставаться пустым. Его на время занимает сам консультант.
Инструктируя скульптора, консультант предлагает ему создать свой вариант семейной скульптуры, обращаясь с членами семьи так, как будто они сделаны из глины или пластилина.
В процессе работы скульптор «выводит изнутри наружу» свой взгляд на семью, материализует свои представления о каждом из родственников и об отношениях с ним (близость или отдаленность по горизонтали и вертикали).
Для этого он ставит каждого в такую позицию, которая, по мнению создателя скульптуры, лучше всего характеризует роль этого человека в семье и типичную для него модель поведения.
Когда каждый создаст свою «реальную» семейную скульптуру, отражающую семейную ситуацию «здесь и сейчас», можно предложить создать скульптуру «своей идеальной семьи» (семьи, какой мы хотим, чтобы она была).
Как правило, консультант активно участвует в этом процессе: он может предлагать свои варианты «измененной семьи» и инструктировать участников по ходу дела, может задавать вопросы или комментировать происходящее (но не слишком жестко). И конечно, именно он организует обсуждение каждой из скульптур.

КРУГИ ПО ВОДЕ

Обсуждение — процесс групповой рефлексии — очень важный и ответственный этап при работе с техникой «Скульптура семьи».
Помните восточную мудрость: «Кидая камни в воду, внимательно смотри на круги, расходящиеся по воде. Иначе бросание камней превращается в бесполезное занятие». Это именно о рефлексии после завершения той или иной работы.
На этом этапе важно обсудить не только всю скульптуру в целом, но и ее отдельные части.
Вот примерные вопросы, которые может задать консультант при обсуждении.
Каждому из персонажей
— Как вы себя чувствуете на этом месте?
— Знали ли вы раньше, что «скульптор» воспринимает вас именно так, как он это изобразил?
Всей семье
— Удивила ли вас данная скульптура?
— Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в этой скульптуре?
— Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?
Последний вопрос можно задать не только всей семье, но и самому скульптору.
Кроме этого, можно попросить скульптора дать название своему творению. Или придумать фразы-послания, которые лучше всего характеризуют позицию и поведение каждого из членов семьи, и таким образом «озвучить» скульптуру.
При этом членам семьи предлагается демонстрировать свои эмоции, несколько преувеличивая их (например, не просто улыбаться, а «улыбаться до ушей» или преувеличенно хмуро смотреть друг на друга).
После того как каждый член семьи побывал скульптором, свое видение семьи может воплотить в «скульптуру» сам консультант.

КТО НА ПЬЕДЕСТАЛЕ?

Работая с техникой «Скульптура семьи», каждый раз поражаешься меткости возникающих под руками скульпторов картин.
Порой одного из членов семьи ставят спиной ко всем остальным: он недоступен для близких, «ничего не видит, ничего не слышит». Или, наоборот, кто-то из домочадцев предстает с умоляюще протянутыми руками, но на большом расстоянии.
Если в семье все подчинено интересам одного, он может оказаться на пьедестале, у подножия которого стоят все остальные и смотрят на него с раболепием в глазах и заломленными руками. Такая скульптура отражает ситуацию, когда у одного из родителей слишком жестокий характер или важная работа, заставляющая других подлаживать под него свое расписание, интересы.
Порой на пьедестал воздвигается ребенок — кумир и гордость семьи. Кто-то из участников может быть поставлен на колени, и родственники будут презрительно указывать на него пальцем.
Скульптура может быть не только статичной, но и динамичной. К примеру, если цель консультанта — показать матери, что она излишне потворствует своему капризному отпрыску, можно попросить ребенка взять маму за руку и беспрерывно дергать ее, прыгать, запутываться между ней и отцом или другими детьми, пока неудобство не заставит мать (или кого-то другого) остановить этот процесс.
Движение в скульптуре может перемещаться с одного человека на другого: так, ребенок, выполняющий в дисфункциональной семье роль посредника-спасителя, может постоянно перебегать от отца к маме, символизируя собой «телефонный шнур», — связь, не позволяющую этим взрослым окончательно распасться.
Известно, что важным компонентом семейного благополучия является четкость семейных границ. Скульптура дает возможность увидеть эти границы и их нарушение. Скажем, работая с семьей, границы которой размыты, вполне возможно ввести в композицию воображаемую фигуру бабушки (которая через маму или папу управляет семьей) или предмет, символизирующий работу, дачу или даже телевизор.
В скульптуре явно находит свое отражение то, насколько глубок контакт между участниками, все ли включены во взаимодействие. Так же легко можно отследить конгруэнтность или неконгруэнтность людей в отведенной им роли, выявить, на чем фокусирует свое внимание тот или иной член семьи, а что он упускает в своем восприятии ситуации.
Выраженный в символической форме взгляд каждого из клиентов позволяет всем остальным по-новому осознать семейную ситуацию и свою роль в ней, а значит — выйти на новый уровень осмысления и, возможно, принять решение о преобразовании семейной ситуации.

ЧЕГО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ?

Применяя технику «Скульптура семьи», можно выявить не только актуальное состояние семьи, но и образ желаемого будущего («Как бы вы хотели, чтобы это выглядело?», «Что нужно изменить в скульптуре, чтобы это вас больше удовлетворяло?»). Такой прием формирует у каждого представление о том, какой семья должна быть.
Иногда при построении «идеальной» скульптуры сразу всплывают ограничивающие убеждения одного или нескольких участников («Такого никогда уже не будет!», «Он не захочет подойти к нам ближе»).
Бывает и так, что портрет, отражающий желаемое состояние для всех членов семьи, у каждого скульптора получается очень похожим: например, все, символизируя общую гармонию и близость, стоят близко друг к другу и держатся за руки. Это позволяет нам отлично проиллюстрировать отделение намерений от поведения: как бы различны ни были позиции в актуальном состоянии, все они стремятся к одной общей позитивной цели — сблизиться, но стремятся различными поведенческими путями. Это объединяет семью, делает очевидной необходимость совместных усилий.
При использовании данной техники в групповой работе надо предложить клиенту подробно описать особенности своей семьи и ее основную проблему и выбрать «на роль себя» одного из членов группы.
Не забудьте одно важное обстоятельство: выбор участника на роль самого себя осуществляется в последнюю очередь, после того как выбраны исполнители ролей остальных членов семьи.
Важно, что технику «Скульптура семьи» можно применять на любом этапе консультативной работы с семьей.
Во-первых, вы можете использовать ее на этапе диагностики-отслеживания. В этом случае она поможет вам и вашему клиенту сделать первый шаг — понять, что на самом деле происходит в семье.
Во-вторых, она помогает «поиграть» новыми ролями и способами поведения, а значит — пригодится на этапе реконструкции семейных отношений.
В-третьих, эта техника весьма полезна на заключительном этапе работы с семьей: она помогает сравнить, какой была семейная система в начале работы и как она изменилась за время консультирования.

ГЛАВНЫЕ ШАГИ

Но какую бы модификацию описанной техники вы ни использовали, помните, что «Скульптура семьи» должна включать в себя три основных шага.
Шаг 1. Принятие игровых ролей
Скульптор лепит из участников группы определенных членов семьи, придает им те или иные позы, ставит на определенное расстояние друг от друга. Участники остаются в этих позах одну-две минуты. За это время они должны почувствовать, какие у них возникли ощущения, чувства и эмоции; что они видят, находясь в данной позиции; какие фигуры близки или далеки и т.п.
Шаг 2. Внесение изменений
Клиенту задается вопрос: «Что ты хочешь изменить, чтобы более комфортно себя здесь чувствовать?» Клиент меняет расстановку фигур скульптуры. На свое место в скульптуре он может встать сам, или попросить сделать это кого-нибудь из членов группы, или использовать психодраматическую технику зеркала, то есть сначала становится сам, а затем ставит на свое место другого участника и смотрит со стороны.
Когда найдена новая конфигурация скульптуры, все вновь замирают на две-три минуты, чтобы прочувствовать, что изменилось.
Шаг 3. Клиент размышляет, приемлемо ли для него новое решение
Если решение не совсем устраивает его, можно попробовать иные варианты.

НЕИЗБЕЖНОСТЬ БОЛИ

Завершая статью, выделим психотерапевтические возможности психотехники «Скульптура семьи»:
— она рельефно представляет и драматизирует ролевое поведение членов взаимодействия, фокусируют внимание на семейной системе и ее отдельных «фрагментах»;
— помогает усилить активность каждого из членов семьи, повысить спонтанность его поведения и одновременно уменьшить сопротивление;
— создает условия для получения обратной связи от каждого из членов семьи, в том числе и от тех, кто в домашних условиях не имеет права голоса;
— позволяет поместить в систему «здесь и сейчас» представление о семье в прошлом, настоящем и будущем и таким образом изменить восприятие семейной ситуации;
— создает условия для «культуросообразного» выражения «запрещенных» эмоций и чувств (гнев, страх, раздражение, обида, безнадежность, одиночество).
Вот, пожалуй, и все. Осталось лишь сказать, что в процессе лепки и «скульптор», и «глина» соприкоснутся с той душевной болью, о неизбежности и целительности которой предупреждала Вирджиния Сатир.
Вслушайтесь в ее слова: «Конечно, нельзя совершенно исключить боль из человеческой жизни. Есть два ее вида: одна — связанная с осознанием проблемы; вторая, которую мы испытываем, когда нас подавляют или обвиняют. И если первой боли избежать невозможно, то второй в нашей жизни может и не быть. Можно направить наши усилия на исправление того, что поддается изменению, и найти наилучшие способы существования с тем, что изменить невозможно».
Семейный консультант производит свою болезненную работу именно для этого.

ЛИТЕРАТУРА

Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. / Под ред. Н.Г. Осуховой. — М.: Педагогика, 2002.
Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2001.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992

Наталия ОСУХОВА,
кандидат педагогических наук