Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология индивидуальных различий

А.В. Батаршев
М.: ВЛАДОС, 2000

Это издание является частью запланированного цикла учебно-методической литературы, освещающей проблемы психологии индивидуальных различий. Предполагаемый читательский адрес этих книг достаточно широк: от практических психологов до студентов различных (в том числе и психологических) учебных заведений.
Автор дает представление о таких ключевых психологических понятиях, как темперамент, характер и типология личности. Рассматривая темперамент как биологическую основу человека, А.В. Батаршев дает краткое и четкое представление о типах темперамента и их взаимосвязи с особенностями высшей нервной деятельности.
Предоставив читателям возможность определить свою принадлежность к одному из его типов по опроснику Я. Стреляу, автор углубляет представление о каждом из них, рассматривая поведенческие (характерологические) особенности.
Впрочем, дальше автор почему-то вновь возвращается к способам определения типов темперамента, предлагая ряд других методов и опросников (Н.Н. Обозова, Г. Айзенка, Б.Н. Смирнова).
Затем читатели получают представление о трех ведущих компонентах темперамента (по В.Д. Небылицину) и его связи с другими свойствами личности.
Материал богато иллюстрируется разнообразными сравнительными таблицами. Несмотря на достаточно полный охват различных взглядов на природу темперамента и его основные проявления, даже у знакомого с этой психической характеристикой человека возникает некоторая путаница, что вызвано, на мой взгляд, обилием недостаточно систематизированной информации.
Тем более что автор преподносит сведения сжато, хотя и с явным расчетом на людей, не имеющих серьезных знаний по психологии.
Похожим образом происходит знакомство с характером. Здесь читателям также предлагается ряд психодиагностических методик, ориентированных на изучение отдельных его черт (в частности, Р. Кэттелл, адаптированный вариант ММPI).
Главка «Типология характера» вмещает сведения о конституционной типологии Э. Кречмера и основанной на ней трехкомпонентной структуре поведения личности Н.Н. Обозова, а также представления о типах акцентуации характера (по К. Леонгарду). Не забыты и пограничные психические расстройства личности, обширные теоретические сведения о которых сопровождаются психодиагностическими методиками.
Глава «Типология личности» выглядит на этом фоне почти аскетично. Там представлена типология К.Юнга, методика психологического портрета в разработке Д. Кейрси и тестирование личности по Тигеру (ТАРТ). Не забыта и соционика, которую представляет тест Мегеля—Овчарова.
В Приложении даны полные варианты упомянутых в книге методик и опросников, регистрационные листы и ключи к расшифровке.
Если рассматривать это издание как сборник тестов, предназначенный для профессионалов, то набор представленных методик вполне оправдан. Но если, как написано в аннотации, «пособием могут пользоваться и студенты», то все же следует отметить, что применение описанных методик требует серьезной теоретической подготовки по психологии.

Ольга РЕШЕТНИКОВА